{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Мультипликаторы: как они помогут вам заработать на акциях?

Как проанализировать компанию самостоятельно и сделать осознанный выбор в пользу тех или иных акций? Нам помогут мультипликаторы! В этом посте блога Beststocks.ru мы рассказываем легко о сложном и учим читать и считать различные финансовые показатели. Поехали!

Что такое мультипликаторы?

Мультипликаторы – это соотношения между различными финансовыми показателями компании, которые позволяют сравнивать разные по масштабу бизнесы. Они показывают, переоценена акция, недооценена или соответствует своей справедливой стоимости, и стоит ли ее покупать.

Если акция недооценена (то есть, торгуется ниже справедливой стоимости), инвестору выгодно приобрести ее, чтобы в дальнейшем заработать на росте курса. Если же акция переоценена, в будущем ее цена может снизиться, и инвестор потеряет деньги.

Мультипликаторы делятся на:

  • коэффициенты доходности
  • рентабельности
  • финансовой устойчивости и платежеспособности
  • балансовые мультипликаторы

Один из самых популярных коэффициентов доходности, EV/EBITDA, мы уже научились считать и использовать в прошлом посте. Продолжим исследовать мультипликаторы на примерах компании General Motors и других игроков автопромышленного сектора США — Ford и Tesla. Но сначала поговорим об источниках информации.

Где взять информацию для расчета мультипликаторов

Из официальной отчетности компании! Она публикуется на ее сайте в разделе «Для инвесторов». Для расчета мультипликаторов для General Motors мы использовали годовой отчет 10-К за 2020 год. Нам понадобились две формы: баланс компании (Consolidated balance sheets) и отчет о финансовых результатах (Consolidated income statements).

Начнем знакомство с мультипликаторами с коэффициентов доходности.

Мультипликаторы доходности

Они демонстрируют отношение доходов компании к другим финансовым показателям. К этой группе коэффициентов относятся мультипликаторы P/E, P/S, EPS, а также уже упомянутый EV/EBITDA.

P/E = Капитализация / Чистая прибыль

P/E (Price to earnings) – один из основных мультипликаторов, отражающий, за сколько лет компания себя окупит, если все это время будет зарабатывать такую же прибыль, как и сейчас. Этот показатель рассчитывается как отношение капитализации компании к годовой чистой прибыли или цены акции к прибыли на одну акцию.

Рассчитаем этот мультипликатор для General Motors на 22.03.2021. Сначала вычислим ее капитализацию (P): умножим стоимость акции по итогам выбранного дня на количество акций в обращении. Информацию о цене акции возьмем из соответствующего раздела на сайте GM, а количество акций — с сайта Beststocks.ru.

P = $58,1 * 1 440 912 820 = $83 717 034 842
Информацию о чистой прибыли мы найдем в отчете о финансовых результатах GM:

Таким образом, P/E = $83 717 034 842 / $6 321 000 000 = 13,24. Что это значит?

Чем меньше значение коэффициента P/E, тем более перспективна компания. Если значение ниже 5, то компания недооценена.

Показатель 13,24 для General Motors говорит о переоцененности компании. Впрочем, по сравнению с другим игроком автомобильного рынка, Tesla, она невелика: за аналогичный период этот мультипликатор для производителя электрокаров равен 746. По этому показателю компания явно «перегрета»!
Мультипликатор P/E имеет ряд недостатков. Так, он рассчитывается на основе прибыли, которая все же меняется от года к году (при расчете мультипликатора мы условно взяли ее в качестве неизменной величины), а также подвержена бухгалтерским манипуляциям, которые способны ее завысить или занизить. Кроме того, этот показатель нельзя использовать, если компания убыточна. В таком случае лучше применить мультипликатор P/S. Сейчас расскажем, как он работает.

P/S = Капитализация / Выручка

Этот мультипликатор похож на P/E, только в знаменателе стоит выручка, а не чистая прибыль. Он показывает, сколько годовых выручек стоит компания, при условии, что ее оборот не изменится.
Выручка не так изменчива, как чистая прибыль, и в этом преимущество мультипликатора, по сравнению с P/E. Кроме того, значение выручки, в отличие от чистой прибыли, не может быть отрицательным, поэтому этот мультипликатор можно применять ко всем компаниям, за исключением финансового сектора (банки, страховые компании), так они не используют понятие «выручка» в своей отчетности. Однако коэффициент P/E не учитывает эффективность работы компании, т.к. одинаковое значение этого показателя может быть и у прибыльного, и у убыточного бизнеса.
Рассчитаем мультипликатор. Выручку, как и чистую прибыль, возьмем из отчета о финансовых результатах:

Капитализацию мы уже считали, таким образом, P/S General Motors на 22.03.2021: $83 717 034 842 / 122 485 000 000 = 0,68.
C P/S действует правило: чем меньше значение показателя, тем компания более перспективна для инвестора. Нормой считается коэффициент меньше 2, а значение меньше 1 свидетельствует о недооцененности компании, как в случае с General Motors. P/S Tesla равен 20,39, что подтверждает нашу версию о перекупленности бумаги.

Акции сильно переоцененных компаний подвержены частому изменению стоимости, т.е. волатильности.

Например, акции Tesla на конец 22.03.2021 стоили $670,00, а уже через четыре дня упали до $613!

EPS = (Чистая прибыль – Дивиденды по привилегированным акциям) / Количество акций в обращении

Еще один мультипликатор доходности — EPS (Earning per share) — это отношение годовой чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям к средневзвешенному количеству акций в обращении за год. Он показывает какая прибыль приходится на одну обыкновенную акцию. Чем больше EPS, тем более привлекательна компания для инвестора. Рассчитывать этот показатель не требуется, он уже есть в отчете о финансовых результатах и для General Motors за 2020 год равен $4,36.

Мультипликаторы рентабельности

Теперь перейдем к другой группе мультипликаторов — коэффициентам рентабельности. Иногда их еще называют мультипликаторами эффективности: они показывают, насколько результативно компания использует свои ресурсы, чтобы генерировать прибыль. К ним относятся коэффициенты ROE (рентабельность собственного капитала), ROA (рентабельность активов), ROS (рентабельность выручки) и ROIC (рентабельность инвестированного капитала). Остановимся на самом популярном из них — ROE.

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%

ROE (Return to equity) – рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к акционерному капиталу компании, т.е. тому, который останется, если компания продаст все активы по их балансовой стоимости и погасит все обязательства (вернет все долги контрагентам – поставщикам, банкам, государству и пр.). Другими словами, этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для генерации прибыли. Посчитаем ROE для General Motors за 2020 год.

Чистая прибыль нам уже известна из расчета P/E, а значение собственного капитала мы найдем в балансе компании (Consolidated balance sheets) из все того же годового отчета по форме 10-К.

ROE = $6 321 000 000 / $49 577 000 000 * 100% = 12,72%.
Это говорит нам о том, что на каждые $100, вложенные в компанию, GM генерирует $12,72 прибыли. Чем больше значение, тем эффективнее компания использует собственный капитал.
Для того, чтобы инвестиция имела смысл, значение ROE должно быть выше среднегодовой ставки по облигациям. Иначе инвестору проще вложить деньги в менее рискованные документы с фиксированной доходностью. Сравним:

Источник: Investfunds.ru

Максимальная доходность по облигациям США составляет 2,379%, а значит, инвестиции в акции General Motors гораздо выгоднее! Кстати, конкурент GM, компания Ford, имеет отрицательный ROE (-4,14%) за аналогичный период. Так что эффективность компании по этому показателю — под вопросом.
При расчете ROE важно помнить, что высокое значение этого мультипликатора — возможный сигнал о том, что компания генерирует прибыль за счет заемных средств. А значит, несет дополнительные риски. Кроме того, коэффициент не учитывает оценку акции рынком. Например, у компании может быть высокий ROE — и высокая цена акции. Поэтому этот мультипликатор лучше рассматривать вместе с коэффициентом P/BV: компания окажется недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов. Об этом показателе мы и поговорим.

Балансовые мультипликаторы

Мультипликатор P/BV (Price to book value) относится к разряду балансовых мультипликаторов, которые помогают проанализировать соотношение рыночной и балансовой стоимости компании. Он показывает, переплачивает ли инвестор за капитал, который ему достанется в том случае, если компания обанкротится.

Для расчета этого показателя для General Motors мы используем рыночную капитализацию, рассчитанную ранее для показателя P/E и собственный капитал, рассчитанный для показателя ROE.
P/BV = $58,10 * 1 440 912 820 / $49 677 000 000 = 1,69

Чем меньше значение мультипликатора P/BV, тем более перспективна компания для инвестора. Если коэффициент меньше 2, компания считается недооцененной.

P/BV компании Ford за аналогичный период равен 1,66 – по этому показателю компании практически равны. Однако, ROE у Ford, как мы помним, был отрицательным. А значит, акции GM — по совокупности этих двух показателей — предпочтительнее.
Впрочем, коэффициент P/BV имеет существенный недостаток: он не учитывает доходы компании, поэтому и прибыльный, и убыточный бизнес могут казаться одинаково перспективными при равенстве их P/BV. Кроме того, этот мультипликатор не подходит для анализа высокотехнологичных и медийных компаний, так как не учитывает влияние человеческого капитала.

Мультипликаторы финансовой устойчивости и платежеспособности

Последняя из рассматриваемых нами групп мультипликаторов показывает, насколько компания закредитована и способна платить по своим долгам — как с помощью имеющихся у нее денежных средств, так и посредством продажи своих активов. Один из важнейших мультипликаторов финансовой устойчивости – D/E.

D/E = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / Собственный капитал

D/E (Debt to Equity), или коэффициент финансового левериджа, – это отношение заемных средств к собственному капиталу компании. Этот мультипликатор показывает, сколько заёмных средств приходится на каждый рубль собственного капитала.
Для расчета D/E мы используем значение собственного капитала, который мы уже брали для ROE, и значение суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств из баланса General Motors.

D/E = $185 517 000 000 / $49 677 000 000 = 3,73

У финансово устойчивых компаний D/E превышает 1,5. Но значение больше 2 свидетельствует: компания может потерять свою финансовую независимость.

Впрочем слишком низкий уровень заёмных средств, в свою очередь, сигнализирует об упущенных возможностях: он означает, что компания не привлекает дополнительное финансирование, чтобы произвести больше продукции или сделать новый проект на рынке.
D/E General Motors (3,73) свидетельствует о том, что компания активно пользуется заемным капиталом. Для сравнения D/E Tesla равен 1,26: с одной стороны, это значит, что Tesla более финансово устойчива, с другой, может говорить о том, что она не до конца реализовывает свой потенциал.

Как пользоваться мультипликаторами?

Итак, мы познакомились с основными мультипликаторами и научились их считать — самое время узнать, как ими пользоваться на практике. Вот пять самых важных лайфхаков!

  • Используйте мультипликаторы для сравнения компаний из одной отрасли: их значения могут существенно отличаться в зависимости от рода бизнеса.
  • Для анализа лучше выбирать компании из одной юрисдикции (зарегистрированные в одной стране): различная конъюнктура рынка, законодательство и стандарты бухгалтерского учета влияют на значение мультипликаторов.
  • Анализировать компании на основе мультипликаторов стоит сразу по нескольким показателям — чем больше, тем лучше.
  • Можно и нужно сопоставлять мультипликаторы со средним значением по отрасли.
  • Важно сравнивать выбранный коэффициент со средним значением самой компании за 5-10 лет для оценки динамики.

Теперь анализируем мультипликаторы General Motors, Ford и Tesla и выбираем лучшую компанию для инвестиций!

Ford является убыточной компанией и самой закредитованной из всех трех. Tesla сильно переоценена и обладает маленькой доходностью. General Motors — самая недооцененная компания из всех, при этом она почти в четыре раза более эффективно использует капитал, чем Tesla, и имеет самое высокое значение прибыли на акцию. Покупать? Сравним наш анализ с мнением лучших аналитиков с Уолл Стрит!

Итак, мы научились сравнивать акции по различным мультипликаторам и самостоятельно их рассчитывать. Если же у вас нет времени и возможности изучать финансовую отчетность компаний, воспользуйтесь нашим скринером сравнения акций! С его помощью можно сопоставлять ценные бумаги по многим показателям, включая популярные мультипликаторы!

В следующий раз мы расскажем вам, как устроена биржа и зачем она нужна! Оставайтесь с блогом BestStocks.ru!

0
5 комментариев
Илья Попов

Самая нужная и полезная информация! Это та самая статья которую следует изучать до последнего ньюанса.
Свое время, когда я был новычком, долго искал подобную информацию. Для начинающих вы сделали добрейшую работу и уверен многим заинтересованним пригодится.
Спасибо огромное! РЕСПЕКТ!

Ответить
Развернуть ветку
АЛЕКСАНДР ДОКУЧАЕВ

Best Stocks

Ответить
Развернуть ветку
Best Stocks
Автор

Илья, благодарим за обратную связь! Это очень мотивирует :)

Ответить
Развернуть ветку
KI PO

Я в три часа ночи сижу и конспектирую ваш матерьял. Это инфа на вес золота. Спасибо вам!

Ответить
Развернуть ветку
АЛЕКСАНДР ДОКУЧАЕВ

Чяво? и что там конспектируешь? Кандидатскую готовил )))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда