{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Игра в ящик или пробуем заработать на дорожающих товарах

Привет, меня зовут Сергей и я начинающий инвестор. Всю жизнь я проработал в маркетинге, как и многие начал инвестировать во время пандемии, то есть примерно год назад. Первые шаги были не очень удачные. В итоге выбрал стратегию вкладываться в фонды.

Но это быстро наскучило, хотелось большей движухи и самому принимать решения, а не надеяться на умных портфельных инвесторов.

Моя жена занимается закупками в крупном поставщике FMCG. Поэтому в происходящее там я вовлечен весьма глубоко и стал анализировать сектора более понятные мне.

Вал новостей о технологических компаниях с их аккумуляторами, чипами, технологиями дополненной реальности и прочим хай-теком дает понять, что мы живем в будущем. Такие компании появляются каждый день, через день выходят на IPO (прошлый год стал рекордным - на рынке появились 494 публичные компании, что вдвое больше, чем в 2019), и также пачками уходят в небытие.

Много хайпа, мало данных, особенно для начинающего инвестора. Зато в магазин все ходят каждый день. Товарами «народного потребления», повышение цен на которые невозможно не заметить, тоже пользуются всегда. Поэтому давайте посмотрим, что происходит в ритейле и FMCG и как с этим жить.

Кратко о том, что влияет на этот сектор:

1. Коронавирусные ограничения. Очевидно, они негативным образом влияли на основных ритейлеров весь прошлый год. Это история не только России: европейские и американские компании также пострадали от закрытия торговых точек. Каждая европейская страна или американский штат то вводят, то отменяют свои собственные меры, в которых нам весьма сложно разобраться.

2. Онлайновые продавцы, особенно такие монстры, как Amazon. За период пандемии они заметно выросли и откусили значительный кусок у своих офлайновых конкурентов. Те, в свою очередь, стали спешно развивать собственный онлайн бизнес и с той или иной долей успеха смогли диверсифицироваться.

3. Снижение поставок из Китая. Понятно, что весь мировой ритейл зависит от поставок из Китая и ЮВА. И здесь все очень и очень тревожно. Об этом отдельно.

4. Повышение цен на сырье и его дефицит. Понятно, что спрос со снятием ковидных ограничений снова начал расти. Также из-за череды форс-мажоров многие производители были вынуждены приостановить свое производство. Все это вызывает трудности на рынке. Подробнее ниже.

Про первый и второй пункты написано уже предостаточно, поэтому перейдем к третьему и четвертому.

Новости про контейнеровоз, перегородивший Суэц, будоражили весь мир на протяжении недели. Однако это мелочь, незначительное повышение температуры на фоне длящейся с августа прошлого года лихорадки на этом рынке. Что там происходит?

Да просто мировая система логистики сломалась. Путь от китайских портов до США долгий процесс– не менее 40 дней. Корабли, вышедшие из Поднебесной, когда COVID был внутренней проблемой отдельно взятого Уханя, дошли до Штатов уже в пандемию и локдаун.

Контейнеры начали копиться в портах. Даже по мере разбора этих завалов ситуация не улучшилась: прибывшие в США «ящики» не возвращались назад в Китай, поскольку американский экспорт здорово просел из-за той же пандемии. В итоге огромное количество контейнеров скопилось у американских берегов и возить из Китая товары стало не в чем. Это взвинтило цены на перевозки почти в 10 раз. (Вот тут подробнее. Там идет речь о цене перевозки, которая выросла с 2000 долларов до 4500, однако цена на сами контейнеры тоже выросла, поэтому на круг подорожание логистики показало рост до 10 раз.

Столь серьезное повышение накладных расходов привело к тому, что возить дешевые товары стало просто невыгодно. К примеру, процессоры или видеокарты, где соотношение стоимости единицы к ее объему велико, такое повышение цен на перевозки переварили достаточно легко (хотя по этой категории есть куча других факторов, повлиявших на рост стоимости). А вот то, что старшее поколение называло словом «ширпотреб», а мы называем красивым FMCG, стало дорожать значительно. Игрушки, подгузники, текстиль, даже наполнители для кошачьих туалетов – по таким категориям накладные расходы съедают почти всю прибыль импортера. Накладные расходы по таким категориям как игрушки, подгузники, текстиль или даже наполнитель для кошачьих туалетов съедают почти всю прибыль импортера.

Китайцы пытаются разрешить ситуацию. Они увеличили производство новых контейнеров, но в текущих условиях их цена улетела в космос. Также они доплачивают перевозчикам за возврат порожних контейнеров из США, но это тоже не привело к сколь-нибудь значительным изменениям.

Подробнее о происходящем хорошо написала Медуза

На это накладывается серьезный дефицит сырья. В первую очередь речь идет о пластике. Он дорожает и его не хватает. Вот в Коммерсанте про это подробно.

Причина опять же в резко возросшем спросе после снятия ковидных ограничений. Вызван он среди прочего еще и тем, что склады очень многих крупных оптовиков и ритейлеров FMCG товаров пусты – складские запасы распроданы подчистую, а восполнить их по вышеописанным причинам нечем.

Менеджеры по закупкам из Европы и Штатов сейчас лихорадочно ищут новых поставщиков, но это процесс не быстрый и сложный. Россия и Европа ищут новых партнеров, например, на Балканах. Даже более высокая закупочная цена товара оправдывается логистикой: если контейнер из Китая по морю обойдется дороже 10 тыс долларов и еще надо потрудиться, чтоб его найти, то фура из Сербии идет три дня и стоит 3000 евро. Но все равно, в ближнесрочной перспективе цепочки поставок не восстановятся и все, абсолютно все товары будут дорожать. Вы все это и так видите.

Поэтому инфляция будет расти, реальные доходы падать. Снизить цены не в нашей власти. Но извлечь выгоду из ситуации можно попробовать. Я начинаю следить за крупными ритейлерами (Wal-Mart и BestBuy), а также за нефтехимиками (LyondellBasell, Formosa Plastics и Dow Chemical). Тут бы еще поиграть с бумагами морских перевозчиков, но они торгуются на совсем экзотических площадках (например, крупнейший Maersk на копенгагенской бирже). Про бумаги российских ритейлеров я ничего не скажу, кроме того, что они доступны на Мосбирже. На них влияет большее количество факторов, чем на американские акции. Взять хотя бы периодически всплывающие договоренности с правительством о контроле цен. Хотя сопоставимые по секторам компании в России и США показывают похожие результаты. Акции X5 retail group упали за год на 10%, в то время, как М.видео выросли на 98%.

Американские компании по меньшей мере избавлены от чрезмерного вмешательства государства, и изменение их цен лежит в логике новостей и текущей ситуации. Они, в свою очередь, торгуются на Санкт-Петербургской бирже. Walmart за год прибавил почти 11%, Best Buy 96%, а LyondellBasell вырос аж на 128%. В случае американских бумаг здорово помогает режим утренних торгов - он позволит отыграть новости до открытия американских торговых площадок и вовремя скорректировать свой портфель. Другое дело, что сейчас в утренних торгах доступны не все бумаги этих секторов, но со временем должны добавиться. Так что буду мониторить новости по этим компаниям и секторам и пытаться перекрыть инфляцию доходом от этих бумаг. О результатах буду писать.

0
1 комментарий
Ilya Noskov

Ozon|Lenta|Magnit есть перспектива в этих акциях ? 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null