{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Деньги для ребенка: финансовые заблуждения родителей

Ребенок — это траты. Но если первые несколько лет родители сами их инициируют и контролируют, то ближе к школе ребенок уже не просто просит все больше и больше, но хочет держать в руках деньги. Разбираемся с экспертом образовательного центра "Каменный город", автором курсов и книг по финансовой грамотности Эдуардом Матвеевым, нужно ли давать ребенку деньги, как сделать, чтобы он не вырос транжирой и развенчиваем другие финансовые заблуждения родителей, которые мешают развивать финансовую грамотность у детей.

Заблуждение 1. Чем больше денег, тем больше соблазнов

Некоторые родители не дают детям карманные деньги, потому что боятся, что они потратят их на глупости и вредное — чипсы, компьютерные игры, энергетики. У родителей деньги сохраннее, а значит ребенок сможет их взять, когда ему действительно будет нужно. Главное, объяснит, зачем ему деньги.

Чем мешает. Научиться копить и тратить правильно можно только на практике. Если ребенок не будет принимать решения о тратах, совершать ошибки и делать из них правильные выводы, то он не получит базовых финансовых навыков. В подростковом возрасте, когда соблазны будут сильнее, сможет совершить действительно серьезные ошибки.

Что делать. Выделить ту сумму, которая не будет критична для семейного бюджета, а также покроет основные нужды ребенка. Понятно, что ребенок может принимать радикальные решения, отказаться от обедов в школе ради журналов или компьютерных игр. В таком случае, стоит подстраховаться и оплатить обеды в школе самому.

Заблуждение 2. Сейчас учись, потом будешь зарабатывать

Родители часто говорят ребенку, что его работа — это хорошая учеба в школе. Он должен выполнять эти цели, а работать и зарабатывать он еще успеет.

Чем мешает. Когда ребенку понадобятся свои деньги, особенно больше, чем карманные, важно, чтобы у него был правильный способ их получения. Если он не знает, что деньги можно зарабатывать и тем более не знает, как это делать, то ребенок и в подростковом возрасте будет их выпрашивать у родителей. А если будет получать отказы, то может попробовать и воровство.

Что делать. С младшего школьного возраста можно давать детям подработку на деньги. Лучше не платить за работу по дому, а использовать те задания, которые ребенок не обязан исполнять в принципе. Например, забрать для вас документы с работы, погулять с соседскими собаками. Если у ребенка есть хобби, он также может его монетизировать — продавать кексы, вязаных кукол или открытки. Скорее всего, он не заработает много, но поймет, что можно получать деньги своим трудом.

Заблуждение 3. Копить лучше, чем тратить

Многие родители еще из детства запомнили страх дефицита и нехватки денег. Отсюда желание заводить кубышки, откладывать на черный день и тщательно выбирать, на что можно потратить деньги.

Чем мешает. Ребенок должен научиться балансу — уметь и копить, и тратить. Если научиться только копить, то никуда не деть постоянное возбуждение при виде новых товаров и услуг. Оно будет копиться, а потом прорвется тем, что ребенок спустит на жевачки и наклейки все, что откладывал на новый велосипед.

Что делать. Во-первых, нужно быть примером для ребенка и сначала разобраться с собственным умением тратить. Если ребенок видит, что вы иногда позволяете себе импульсивные покупки, можете не скупясь купить вкусное, то он скопирует этот способ. Во-вторых, важно помочь ребенку самому найти комфортное соотношение «сколько трачу — сколько коплю». Пусть он пробует, а вы, если что, подстрахуете на первых порах. То есть возместите его расходы, если он импульсивно потратит лишнего. Только не превращайте это в привычку.

Заблуждение 4. Финансовой грамотности учить не нужно

Некоторые родители считают, что навыки, связанные с финансами, придут к ребенку сами, когда он начнет работать. При этом они забывают, что сами они не получили этих навыков мгновенно — если они хотели их получить, то читали книги или пользовались полезными приложениями.

Чем мешает. Финансовая грамотность — это результат обучения. К сожалению, в школах на уроках экономики детей учат теории, а не помогают наработать навыки. Без этих навыков ребенку будет сложно ставить цели, копить на них, вести бюджет и решать, на какие финансовые предложения соглашаться, а от каких отказываться.

Что делать. Учить детей финансовым навыкам с младшего школьного возраста, как минимум. Можно начинать с практики — давать карманные деньги, завести копилку, позволять работать. Можно начать с теории — читать книги для детей по экономике, проходить курсы от Сбербанка, образовательного центра "Каменный город" и прочее.

0
4 комментария
Борис Филатов

Прежде всего, нужно научить ребенка понимать ценность и не бесконечность денег. И что мама с папой не под подушкой их находят. Поняв это, он будет более осознанно распоряжаться финансами.

Ответить
Развернуть ветку
postinaoks

Любимая фраза моей мамы: у меня нет печатного станка)0)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Моим детям всегда давал деньги сколько они просили. На первое время они тратили на какие-то ненужные вещи но постепенно научились тратить с умом. В восемь лет моему сыну доверяли ходить в магазине за продуктами. Сегодня что они успешные бизнесмены считаю результатом правильного воспитания в финансовом плане. 
Отличная статья! Советую всем родителям. Респект!

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Да, всё правильно написано. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда