{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как приложение для инвестирования повысило активность клиентов в 8,5 раз. Кейс Halyk Invest

Привет, мы компания iD EAST. Мы создаем крупные IT-проекты для финтеха, энтерпрайза, е-коммерса, медтеха, энергетики, недвижимости и медиа.

Наша команда совместно с крупнейшим банком Казахстана Halyk Bank и дочерней компанией банка Halyk Finance за 4 месяца разработала и запустила мобильное приложение для частного инвестирования. Рассказываем о пути разработки — от бизнес-идеи до готового продукта — и о том, как новый инвестиционный инструмент серьезно повлиял на активность клиентов банка.

Таймлайн проекта

С чего все началось

Упрощение инвестирования — общий тренд, банки стараются привлекать все больше начинающих инвесторов. Процесс ускорился в 2020 из-за всеобщей цифровизации: брокерские приложения стали понемногу догонять банковские в плане удобства и функциональности. Кроме того, в Казахстане недавно произошли важные законодательные изменения — всё это подготовило почву для успешного запуска приложения.

Одно из ключевых изменений — возможность для клиентов подписывать договор брокерского счета не только с помощью ЭЦП, но и посредством одноразовых SMS-паролей, при условии прохождения биометрической идентификации, и именно данная норма была использована нами при разработке процедуры открытия брокерского счета в приложении Halyk Invest.

Талгат Аюпов

, Председатель Правления АО «Halyk Finance»

У клиента уже был сайт с брокерскими инструментами — продуманный портал для профессиональных инвесторов.

Аудитория нового проекта отличается от устоявшейся клиентской базы Halyk Finance. Она существенно моложе: возраст большего числа пользователей мобильного приложения — 25-40 лет (традиционный клиент брокера — 35-55 лет), порядка 70% аудитории — мужчины. В основном это люди, которые в первый раз взаимодействуют с инвестициями, но уже являются клиентами банков, имеют стабильный доход, выраженную способность к накоплению.

Потребность аудитории — получить доходность выше, чем по классическому депозиту (последние годы в Казахстане снижаются ставки по вкладам для физических лиц, следовательно вкладчики получают меньшие дивиденды от депозитных вкладов). Пользователи стремятся разнообразить свой пакет различными финансовыми инструментами.

Исходя из бизнес-целей клиента, нашей задачей было создать простой мобильный брокер с онбордингом и базовыми инструментами вроде продажи/покупки акций и аналитикой.

Аналитика и дизайн

Важно отметить, что работу всегда стоит начинать с бизнес-анализа — иначе есть риск сделать приложение, которое не будет нужно ни клиенту, ни его клиентам. В качестве методологии проекта был выбран scrum, чтобы иметь возможность быстро и гибко трансформировать продукт в процессе разработки.

Дизайн

Дизайн создается в несколько основных этапов:

  • Мы рисуем CJM и описываем сценарии использования приложения;
  • Прорабатываем графическую структуру: цвета, шрифты и детали вроде анимаций;
  • Создаем дизайн;
  • Обсуждаем полученную работу с заказчиком;
  • Дорабатываем интерфейс;
  • Утверждаем финальный вариант.

В отношении дизайн-концепции мы придерживались актуальных тенденций, но держали фокус на сути, а не на трендах. Удобство использования (функционал) важнее визуала, который должен помогать пользователю, а не отвлекать его. При этом мы учитывали дизайн всей группы компаний.

Это мультиязычное приложение, и мы также тестировали дизайн на других языках. Казахский — достаточно сложный язык в этом смысле. Соответственно, это повлияло на подбор шрифтов и адаптивность дизайна.

MVP

В создании сложных проектов главное понять, что самое важное для пользователя, и сфокусироваться на разработке именно этих вещей — например, в Halyk Invest раздел «Новости» и возможность работать с облигациями было решено добавить значительно позже, так как покупка, продажа акций и отслеживание аналитики — наиболее приоритетный функционал.

В итоге MVP уже содержал следующие разделы:

  • Главный экран;
  • Продажу и покупку акций;
  • Портфель клиента;
  • Аналитику по купленным бумагам.

На протяжении всей работы над проектом появлялись идеи и предложения для реализации в будущих релизах, поэтому мы не зацикливались на функционале MVP, а проектировали максимально гибкую и масштабируемую систему, которую можно было бы развивать, надстраивая, а не переделывая.

Уже после запуска MVP мы приступили к работе над другими разделами — онбордингом, расширенным портфелем клиента и блоком новостей.

Как устроено приложение Halyk Invest

Механика регистрации и открытия счета была не из простых, ведь клиент является дочерней компанией Halyk Bank, крупнейшего коммерческого банка в стране. Мы решили использовать потенциал клиентской базы материнской организации и накопленные ей данные для построения процесса сквозной регистрации.

В рамках процесса пользователи Halyk Invest при открытии счёта должны сначала зарегистрироваться в системе интернет-банкинга Halyk Homebank. Мы решили объединить разрозненные этапы, чтобы упростить этот этап для пользователя. Получилось так:

1. Пользователь регистрируется в приложении Halyk Homebank , подтверждая личность с помощью биометрической идентификации;

2. Открывается брокерский счет;

3. Пользователь подписывает заявления с помощью SMS и ждет открытия счета.

Открытие брокерского счета

На открытие брокерского счета пользователь должен тратить, как можно меньше времени. Если усложнить процедуру или заставить пользователя лично посетить офис, легко потерять его навсегда.

Около 77% пользователей удаляют приложения в течение 3 дней после скачивания. Если нельзя оперативно начать пользоваться основными функциями, клиент скорее установит другое приложение.

В Halyk Invest мы упростили открытие счета и сделали его полностью дистанционным:

  1. Пользователь проходит регистрацию в системе банка. Приложение получает данные пользователя, на их основании формируется анкета-заявление.
  2. Пользователь проверяет достоверность данных, подписывает их с помощью SMS-пароля.
  3. Заявка отправляется на сервер → сервер обращается к центральному депозитарию (ЦД). ЦД подтверждает открытие счёта и отправляет уведомление на сервер.
  4. Пользователю приходит SMS об открытии счёта. По ссылке в сообщении он устанавливает пароль в приложении.

Самые полезные разделы в приложении

В разделе «Рынок» мы собрали несколько полезных вкладок для клиентов Halyk Finance:

  • Рыночные показатели всех ценных бумаг, включая цену открытия и закрытия.
  • Информация об эмитенте. Пользователь может изучить данные по эмитенту и перейти на сайт с подробным описанием.
  • Биржевой стакан — один из основных инструментов для трейдинга. В нем доступна информация о том, по каким ценам покупают и продают ценные бумаги.

В «Новостях» сотрудники банка делятся советами с пользователями. Из статей и новостей рынка можно узнать нужно ли сейчас продавать ценные бумаги или стоит их пока придержать.

Все приобретенные ценные бумаги собраны в «Портфеле». Там же собрана информация по финансовым показателям каждого инструмента.

Face iD и Touch iD

Логин в приложении устроен по «золотому стандарту» рынка — можно зайти по имени и паролю, а можно по Face ID и Touch ID.

SMS OTP

Технология OTP (one-time password) — дополнительная мера защиты финансовых интернет-операций. Пользователь получает SMS с паролем, действительным только для одного сеанса аутентификации. Это значит, что злоумышленники не смогут воспользоваться им для повторного входа в систему.

В приложении, мы внедрили SMS OTP во все разделы в соответствии с нормами безопасности клиента: на этапе регистрации, открытия счета, пополнения счета, конвертации и т.д.

Мы убеждены, что в 2021 нужно избавиться от звонков настолько, насколько это возможно.

Команда

Над проектом работали 8 специалистов: один iOS, два Android, backend-разработчик, тестировщик, дизайнер, два frontend-разработчика, а также бизнес-аналитик и проект-менеджер в одном лице.

За месяц через Halyk Invest открыто свыше 2700 брокерских счетов, среднемесячное количество операций наших клиентов выросло в 8,5 раза, а их сумма увеличилась в 2,5 раза. Чтобы понять масштаб, скажу, что на сегодняшний день количество всех открытых счетов физических лиц в Центральном депозитарии составляет около 130 000, из них около 17 000 было открыто за весь 2020 год. Это значит, что потенциальный спрос в сфере инвестиций сейчас намного выше реализованного, вопрос был лишь в предоставлении клиентам удобного инструмента для входа на фондовый рынок. Теперь такой инструмент у них есть.

Талгат Аюпов

, Председатель Правления АО «Halyk Finance»

Результаты и планы

Работа над проектом длилась 4 месяца — у нас получилось справиться с задачей достаточно быстро.

За месяц через Halyk Invest для iOS было открыто свыше 2700 брокерских счетов, среднемесячное количество операций пользователей выросло после запуска приложения в 8,5 раз по сравнению с аналогичным периодом до релиза. Сумма операций по брокерским счетам за месяц после релиза увеличилась в 2,5 раза.

Сейчас в приложении можно работать только с акциями, ETF, ETN и ПИФами, листингованными на биржах. В следующих версиях планируется добавление облигаций, операций РЕПО и IPO.

Кроме того, Halyk Finance хочет создать систему рекомендации ценных бумаг. На основании анкеты пользователя личный робот-консультант будет советовать, куда лучше вложить деньги, чтобы получить максимум выгоды.

Скачать приложение Halyk Invest можно в App Store и Google Play.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Альфараби Узак

На самом деле очень похвально. Что у нас есть ребята которые делают сложные продукты в сфере финтех и при том есть уже результаты.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Личный робот консультант, ах ха ха.... уууу йййййиииха.
Скажите, а идиологи даного продукта сами занимались трейдингом или инвестированием?

Ответить
Развернуть ветку
iD EAST
Автор

Обучающие механики прямо в приложении, а в дальнейшем и роботизация этого процесса - закономерный вектор развития мобильного брокера, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
iD EAST
Автор

Приложение позволяет попробовать себя в роли инвестора или начать использовать дополнительные финансовые инструменты — это скорее возможность, которую каждый может использовать так, как ему больше подходит. Спекуляция — не обязательный путь, гораздо правильнее некоторое время посвятить обучению трейдингу. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
iD EAST
Автор

Для некоторых это выход)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Yanshin

А само приложение Халыка - убогое.
Не знаю кто писал, но это жесть.

Ответить
Развернуть ветку
terentyevich

Ваше приложение Halyk Invest - ГАВНО. это пишет вам активный пользователь как всей группы Halyk (Казахстан, банк + инвест), так и моб. приложений их конкурентов (други брокеров). И такого же мнения все мои знакомые, кто пользуется этим Halyk Invest.

проблемы как и в юзабилити, так и в инфраструктуре.
а также в том, что приложении постоянно глючит, виснет. 

Ответить
Развернуть ветку
LLC Dalasy

А есть объективная причина настолько низкой оценки приложения в маркете? 

Ответить
Развернуть ветку
Undisclosed

У меня в этом приложении $500, на которые я ничего не могу купить. То одна ошибка, то другая, то пустой экран, то цена не та, то время не то, то еще что-то. Приложение явно делали люди, которые про торги на бирже слышали издалека.

Ответить
Развернуть ветку
terentyevich

есть, выше написал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Cherepanov

Так вот кто создал это дерьмище! Ура я вас нашел!

Ответить
Развернуть ветку
Adele Seifuldinova

Пополнила счёт, стоит в обработке уже около 8 часов ? Когда пополнится уже

Ответить
Развернуть ветку
L XL

привет, я пишу почти из 2022. приложение остаётся всё таким же убогим, разрабы и заказчики отмыли энежки и положили болт на реальные пожелания и запросы клиентов. ничего не допиливается, всем наплевать.
а ведь когда-то казахские банки были лучшими в снг. коррупция съела всё и вся

Ответить
Развернуть ветку
L XL

и я уже молчу про нечеловеческую, ненаучно-фантастическую скорость операций. От пяти часов до трёх рабочих дней. Это огромное достижение, мы все вами гордимся

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда