«Яндекс» купил банк: какие услуги он может запустить и сможет ли конкурировать со «Сбером», «Тинькофф» и другими Статьи редакции
Аналитики оценивают перспективы компании на финтех-рынке.
29 апреля «Яндекс» объявил о покупке банка «Акрополь» у гендиректора «Связного» Евгения Давыдовича за 1,1 млрд рублей. Банк позволит компании развивать финтех-направление: запускать новые финансовые сервисы и услуги для пользователей и партнёров.
«Яндекс» решил развивать финансовые сервисы после того, как продал «Сбербанку» оставшуюся долю в «Яндекс.Деньгах» и освободился от ограничений. Компания планировала купить «Тинькофф», но переговоры закончились ничем.
Первые финансовые продукты «Яндекс» может запустить уже до конца 2021 года: управляющий директор компании Тигран Худавердян в ноябре 2020 года заявил в интервью РБК, что «12 месяцев — реалистичный срок, через который "Яндекс" условно сможет выдавать первые карточки и кредиты».
«Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», — говорил глава «Яндекса».
Зачем «Яндексу» банк и что он получит с покупкой «Акрополя»
«Акрополь» учреждён в 1994 году, в феврале 2020 года его купил Евгений Давыдович у предыдущего собственника — Ахмета Паланкоева — за сумму, равную одному капиталу банка, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
На начало 2020 года эта сумма составляла 1,1 млрд рублей. На апрель 2021 года капитал «Акрополя» — чуть более 1 млрд рублей. Убыток по итогам 2020 года составил около 82 млн рублей, в апреле 2021 года — 29 млн рублей.
После согласования сделки с ЦБ к «Яндексу» перейдут брокерская, дилерская, депозитарная и универсальная банковские лицензии. Это позволит вести полноценный банковский бизнес: принимать вклады и выдавать кредиты, обслуживать счета, транзакции, покупать и продавать валюту, говорит аналитик компании «Финам» Леонид Делицын.
Банковских отделений у «Акрополя» нет — их не будет и у «Яндекса», заявлял Худавердян в разговоре с РБК. Сам «Акрополь», вероятно, переименуют во что-то более подходящее для экосистемы «Яндекса», считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.
Банковская карта, инвестиции и кредит на «Маркете»: какие финансовые сервисы ожидают аналитики
Опрошенные vc.ru эксперты выделили несколько возможных вариантов развития банковского направления.
Перевод платежей партнёров внутри «Яндекса» на свою банковскую систему
У экосистемы «Яндекса» большой оборот и много микроплатежей, в том числе за счёт рекламных инструментов, отмечает партнёр и директор департамента анализа акций инвесткомпании «Атон» Виктор Дима.
«Первый и самый очевидный шаг — замкнуть всю экосистему на себя, чтобы всем её участникам было выгодно рассчитываться через финансовый сервис "Яндекса"», — считает Дима.
Запуск банковской карты
Тигран Худавердян уже подтвердил планы выпускать платёжные карты. Они необходимы, так как это основной источник данных о транзакциях клиентов — «главная питательная среда экосистем», утверждает Леонид Делицын.
Привлечь пользователей компании поможет экосистема сервисов, которые станут точкой входа для перехода клиентов на карты «Яндекса», считает Виктор Дима.
У «Яндекса» есть логистическая инфраструктура в лице курьеров и такси — с её помощью компания сможет быстро доставлять пластиковые карты, считает Александр Магомедов. «Чуть ли не вместе с заказанным в "Лавке" утренним кофе», — отмечает председатель правления «Банка 131».
Кредиты на «Яндекс.Маркете» и «Авто.ру»
Кредитование — третье возможное направление банковского бизнеса, утверждают эксперты.
Например, это могут быть:
- «Лёгкие кредитные решения» на «Яндекс.Маркете» для крупных покупок или кредитование поставщиков.
- Сервисы рассрочки — по аналогии с зарубежными сервисами Affirm или Afterpay. Похожий сервис запустил «Тинькофф» в апреле 2021 года.
- Автокредиты на сервисе «Авто.ру», принадлежащем «Яндексу» — но шанс запуска такой услуги меньше.
«Теоретически, несколько тысяч кредитов на "Авто.ру" — это несколько сотен тысяч, а то и миллиардов рублей. Это возможный бизнес, вопрос в том, захотят ли его запускать», — считает Виктор Дима. У кредитования есть риски, но «банковский бизнес и заключается в том, чтобы этим риском управлять», говорит Юрий Грибанов.
- Ипотека маловероятна, но это тоже возможное направление, так как в экосистеме «Яндекса» есть сервис по продаже квартир — «Яндекс.Недвижимость», считает Грибанов.
Ипотека — нетипичное направление для финтех-компаний, привыкших к транзакционным и «коротким» услугам. Это «длинные» деньги, поэтому у «Яндекса» вряд ли появится подобный бизнес, рассуждает Виктор Дима.
Инвестиции
Это быстрорастущее направление, в котором у «Яндекса» уже есть совместный проект с ВТБ — «Яндекс.Инвестиции». Получение лицензии позволит со временем запустить самостоятельный сервис.
Например, «Яндекс» может создать «убийцу брокеров» наподобие Robinhood, говорит Леонид Делицын.
Сможет ли «Яндекс» конкурировать со «Сбером», «Альфа-банком», «Тинькофф» и другими банками
Аналитики считают, что основное преимущество «Яндекса» — это огромный объём данных о клиентах, которые тот собирает в интернете, при заказе услуг, навигации и в других сервисах. Банк же будет и вспомогательным инструментом для сервисов, и способом их монетизации, считает Леонид Делицын.
Одна из проблем, с которой может столкнуться «Яндекс» — поиск команды, так как банк был куплен только ради лицензии и развивать инфраструктуру и экспертизу придётся практически с нуля. Но для «Яндекса» это не выглядит нерешаемой проблемой, считают Юрий Грибанов и другие эксперты.
Ещё одна сложность для «Яндекса» — банковский рынок в России один из самых конкурентных и очень технологичный, указывает Юрий Грибанов. У «Яндекса» есть ресурсы, чтобы экспериментировать и делать новые продукты, но «одних денег недостаточно», заключает аналитик.
Сколько может потратить «Яндекс» на финтех-направление
На 31 марта 2021 года свободные денежные средства и их эквиваленты «Яндекса» составляли 231 млрд рублей или $3,05 млрд. Пока компания не объявляла, сколько планирует инвестировать в развитие банковского или финтех-направления.
Если бы Яндекс чаще вспоминал, что он ИТ-компания, то он бы давно создал не убийцу Robinhood, а аналог Windows или Android, потеснив коллег из США.
Все эти кидания из стороны в сторону - от такси до доставки - распыление на вторичные вещи.
Думаю, тут включаются особенности геополитики. Для выпуска мирового софта нужно делать его не под российским брендом. Яндекс прочно ассоциируется с Россией, несмотря на голландскую прописку.
С такими анти-российскими настроениями на мировом уровне их операционка рискует получить клеймо пророссийского софта и не получить широкой поддержки.
В этом плане они правильно всё делают – фокусируются на локальный рынок и ближайшее зарубежье.
Я думаю, что подвинуть Андроид они бы точно смогли. Китайский Хуавей развивает свою систему, свой магазин. И тут можно было бы выходить. С такими финансовыми вливаниями можно и разработчиков привлекать. Ведь сам магазин пишут не держатели платформы.
Сугубо ИМХО.
Видим мы куда пришел Хуавэй упираясь санкциям США - к продаже (ну или передаче) мобильного бизнеса. И это при гораздо больших финансовых возможностях нежели у Яндекса и несравнимо большей потенциальной аудитории - хотя бы у себя на Родине.
Того же Касперского гонят со всех западных рынков, хотя никаких доказательств его работы на российские гос.органы не предъявлено, сами они предлагают для аудита свой антивирус. А все потому что какой-то сотрудник АНБ работая над вирусом дя американских гос.органов забрал работу на дом, где на домашнем ПК Касперский выполнил свою работу - нашел этот антивирус. И все в США и следом на Западе не на США и их АНБ бочку катят- что они ваяют вирусы для задач геополитики властей, а на Касперский...🤷♂️ Любе вмешательство - доказано оно или просто провозглашено - списывается на хакеров - на русских, реже на китайцев или северокорейцев.
Я к тому, что строить что-то в рамках существующих реалий под российским флагом (а Яндекс для мира - российская компания несмотря на то, где зарегистрирована) - еще есть варианты, если что-то реально новое/прорывное/претендующее на ведущую роль в отрасли - велика вероятность, что "не дадут". И уж тем более не дадут "новый андроид" делать. В таких условиях помогла бы база пользователей на Родине для массовости, но вот Хуавэю и это не помогло.
Ну хрен его знает. США и Европа - это далеко не весь мир. Есть Азия, Латинская Америка. Впрочем, спорить тут сложно, да и смысла нет.
США и американские компании владеют огромным числом патентов и могут отозвать разрешение на их использование и более того - отозвать эти разрешения у всех, кто сотрудничает с "неугодными". Тот же Хуавэй не из-за магазина приложений по сути не смог что-то противопоставить, а в том числе и из-за того, что чипы современные им не могут продавать производители боясь навлечь санкции уже на себя. А началось-то все вообще из-за оборудования для вышек 5G, а не из-за телефонов
Так что риск есть в любой точке мира. Просто на Западе "русские - плохие и хакеры" более "бродит в умах", а в условной Латинской Америке пока этого нет.
Так что пока гегемония в технологиях у США. Лет через 15, наверное, Китай сможет что-то противопоставить.
Возможно, вы правы. С другой стороны, технологии правят миром. Предложи Яндекс, мэйл или ещё кто хороший продукт, я уверен, он был бы востребован.
Опять же, Huawei испытывает проблемы не с чипами, а с ПО. Железо Huawei как поставлялось в Европу, так и поставляется. 5G от ZTE и Huawei развивается. Могу, конечно, ошибаться, возможно, информация моя устарела.
Я честно говорю, что не люблю китайское ПО и электронику. Я не люблю китайские автомобили и смартфоны. В подавляющем большинстве случаев они низкого качества и рассчитаны на короткий срок службы, после чего их надо выбросить и купить новую вещь. Но чего китайцам не отнять вместе с русскими, так это гибкости! ИТ в Китае и в России очень гибкое. В отличие от американских и европейских сервисов. Российское банковское ПО вообще вне конкуренции.
Поэтому, как мне кажется, шансы есть и очень хорошие. That being said, in my humble opinion 🙃
Вы погуглите лучше "опять же" - с ПО у Хуавэя проблем как раз не было - они довольно успешно свой маркет развивали - не в пример майкрософту в пору windows phone (пусть там и вообще другая операционка), а вот выпускать современные телефоны без современных чипов (которые и выпускаются-то в мире несколькими компаниями) никак нельзя. Равно как и вышки 5G хуавэя и ZTE на самый большой и жирный рынок - США - не пустили. И еще вроде как в Великобританию и Канаду.
Были бы "шансы хорошие" - делали бы проекты наши люди в России,а не под флагом США, Великобритании, Сингапура и прочих. К этому добавьте просто риски делать что-то заметное в России.
А про гибкость спорить не буду - не соглашусь просто. Но вот тут правда "мое мнение на твое мнение", без фактов. То, что банковские приложения и интернет-банки сравнительно отличные, не говорит о гибкости - они не разом к этому пришли. Тот же Сбер потратил 10 лет, огромные бабки чтобы пылесосить рынок - и то не сказать что уделал всех. Такая "гибкость".
Ну как свою систему... Они просто переименовали пакеты андроида из android название пакета в Huawei название пакета, больше, насколько я понимаю, изменений нет
яндекс это бизнес, а там главный вопрос сколько денег это принесет. делать свою ос со своим магазином это космические инвестиции, на страну где люди не пересядут с яблока или андроида, где априори будет все лучше.
Комментарий недоступен