«Яндекс» купил банк: какие услуги он может запустить и сможет ли конкурировать со «Сбером», «Тинькофф» и другими Статьи редакции
Аналитики оценивают перспективы компании на финтех-рынке.
29 апреля «Яндекс» объявил о покупке банка «Акрополь» у гендиректора «Связного» Евгения Давыдовича за 1,1 млрд рублей. Банк позволит компании развивать финтех-направление: запускать новые финансовые сервисы и услуги для пользователей и партнёров.
«Яндекс» решил развивать финансовые сервисы после того, как продал «Сбербанку» оставшуюся долю в «Яндекс.Деньгах» и освободился от ограничений. Компания планировала купить «Тинькофф», но переговоры закончились ничем.
Первые финансовые продукты «Яндекс» может запустить уже до конца 2021 года: управляющий директор компании Тигран Худавердян в ноябре 2020 года заявил в интервью РБК, что «12 месяцев — реалистичный срок, через который "Яндекс" условно сможет выдавать первые карточки и кредиты».
«Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», — говорил глава «Яндекса».
Зачем «Яндексу» банк и что он получит с покупкой «Акрополя»
«Акрополь» учреждён в 1994 году, в феврале 2020 года его купил Евгений Давыдович у предыдущего собственника — Ахмета Паланкоева — за сумму, равную одному капиталу банка, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
На начало 2020 года эта сумма составляла 1,1 млрд рублей. На апрель 2021 года капитал «Акрополя» — чуть более 1 млрд рублей. Убыток по итогам 2020 года составил около 82 млн рублей, в апреле 2021 года — 29 млн рублей.
После согласования сделки с ЦБ к «Яндексу» перейдут брокерская, дилерская, депозитарная и универсальная банковские лицензии. Это позволит вести полноценный банковский бизнес: принимать вклады и выдавать кредиты, обслуживать счета, транзакции, покупать и продавать валюту, говорит аналитик компании «Финам» Леонид Делицын.
Банковских отделений у «Акрополя» нет — их не будет и у «Яндекса», заявлял Худавердян в разговоре с РБК. Сам «Акрополь», вероятно, переименуют во что-то более подходящее для экосистемы «Яндекса», считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.
Банковская карта, инвестиции и кредит на «Маркете»: какие финансовые сервисы ожидают аналитики
Опрошенные vc.ru эксперты выделили несколько возможных вариантов развития банковского направления.
Перевод платежей партнёров внутри «Яндекса» на свою банковскую систему
У экосистемы «Яндекса» большой оборот и много микроплатежей, в том числе за счёт рекламных инструментов, отмечает партнёр и директор департамента анализа акций инвесткомпании «Атон» Виктор Дима.
«Первый и самый очевидный шаг — замкнуть всю экосистему на себя, чтобы всем её участникам было выгодно рассчитываться через финансовый сервис "Яндекса"», — считает Дима.
Запуск банковской карты
Тигран Худавердян уже подтвердил планы выпускать платёжные карты. Они необходимы, так как это основной источник данных о транзакциях клиентов — «главная питательная среда экосистем», утверждает Леонид Делицын.
Привлечь пользователей компании поможет экосистема сервисов, которые станут точкой входа для перехода клиентов на карты «Яндекса», считает Виктор Дима.
У «Яндекса» есть логистическая инфраструктура в лице курьеров и такси — с её помощью компания сможет быстро доставлять пластиковые карты, считает Александр Магомедов. «Чуть ли не вместе с заказанным в "Лавке" утренним кофе», — отмечает председатель правления «Банка 131».
Кредиты на «Яндекс.Маркете» и «Авто.ру»
Кредитование — третье возможное направление банковского бизнеса, утверждают эксперты.
Например, это могут быть:
- «Лёгкие кредитные решения» на «Яндекс.Маркете» для крупных покупок или кредитование поставщиков.
- Сервисы рассрочки — по аналогии с зарубежными сервисами Affirm или Afterpay. Похожий сервис запустил «Тинькофф» в апреле 2021 года.
- Автокредиты на сервисе «Авто.ру», принадлежащем «Яндексу» — но шанс запуска такой услуги меньше.
«Теоретически, несколько тысяч кредитов на "Авто.ру" — это несколько сотен тысяч, а то и миллиардов рублей. Это возможный бизнес, вопрос в том, захотят ли его запускать», — считает Виктор Дима. У кредитования есть риски, но «банковский бизнес и заключается в том, чтобы этим риском управлять», говорит Юрий Грибанов.
- Ипотека маловероятна, но это тоже возможное направление, так как в экосистеме «Яндекса» есть сервис по продаже квартир — «Яндекс.Недвижимость», считает Грибанов.
Ипотека — нетипичное направление для финтех-компаний, привыкших к транзакционным и «коротким» услугам. Это «длинные» деньги, поэтому у «Яндекса» вряд ли появится подобный бизнес, рассуждает Виктор Дима.
Инвестиции
Это быстрорастущее направление, в котором у «Яндекса» уже есть совместный проект с ВТБ — «Яндекс.Инвестиции». Получение лицензии позволит со временем запустить самостоятельный сервис.
Например, «Яндекс» может создать «убийцу брокеров» наподобие Robinhood, говорит Леонид Делицын.
Сможет ли «Яндекс» конкурировать со «Сбером», «Альфа-банком», «Тинькофф» и другими банками
Аналитики считают, что основное преимущество «Яндекса» — это огромный объём данных о клиентах, которые тот собирает в интернете, при заказе услуг, навигации и в других сервисах. Банк же будет и вспомогательным инструментом для сервисов, и способом их монетизации, считает Леонид Делицын.
Одна из проблем, с которой может столкнуться «Яндекс» — поиск команды, так как банк был куплен только ради лицензии и развивать инфраструктуру и экспертизу придётся практически с нуля. Но для «Яндекса» это не выглядит нерешаемой проблемой, считают Юрий Грибанов и другие эксперты.
Ещё одна сложность для «Яндекса» — банковский рынок в России один из самых конкурентных и очень технологичный, указывает Юрий Грибанов. У «Яндекса» есть ресурсы, чтобы экспериментировать и делать новые продукты, но «одних денег недостаточно», заключает аналитик.
Сколько может потратить «Яндекс» на финтех-направление
На 31 марта 2021 года свободные денежные средства и их эквиваленты «Яндекса» составляли 231 млрд рублей или $3,05 млрд. Пока компания не объявляла, сколько планирует инвестировать в развитие банковского или финтех-направления.
Вот смотрю и понимаю, что Яндекс проделал длинный путь - от поисковика до целой системы, способной купить банк.
Это вызывает уважение. Было бы очень удобно, к примеру, написать статью на Яндекс.Дзене написать, получить энную прибыль, и расплатиться этими деньгами где-нибудь в Яндекс.Такси или Яндекс.Товарах.
Хотя все равно немного непонятно предназначение ( я не сильно разбираюсь в таких делах ) покупки банка. Это получается, будут те же Яндекс.Деньги? Кто-нибудь, объясните отличие для непосвящённых.
И шутка в конце
Яндекс: берёт кредит в банке в 2015 году на рекламу и развитие кампании.
Яндекс: скупает этот самый банк в 2021 году и не выплачивает кредит)
"Это вызывает уважение" - Это не вызывает уважение. Яндекс.Такси не вызывает уважение. Это только один пример.
Возможно.
Но я не про конкретную услугу. Я про рост и целеустремленность компании
"Я про рост и целеустремленность компании" - Они пытались. Пытались "закрепиться" в Турции. Тупо просрали бабло. Вне РФ этот тындекс нужен от слова "никому".
Ну такси вполне норм за пределами РФ работает. И не в одной стране.
Как вы это оцениваете? У вас же нет исходных данных по выручке, количеству машин и т.д. Условный inDriver, Cabify, Bolt покрывает куда больше рынков
Яндекс уникальная по своей скрытности компания. Она в своем сегменте не только не дает разбивки по рынкам, она даже гросс-букинг не показывает общий
Субъективно и по инсайдам.
Что ж, понятно, а вот объективно и по отчетности дела обстоят неважно, уже дошли до квартальных убытков
Вы же говорите у них отчёты не раскрывают нужную информацию. Как сами тогда такой вывод сделали?
Ну и как бы убытки - это нормальное дело,и когда захватываешь рынок:)
Отчеты не раскрывают детали, но общая картинка понятна:
Ну и как бы убытки - это нормальное дело,и когда захватываешь рыноку них самый большой чистый сальдированный убыток с момента, когда они вышли на биржу. Логично предположить, что этот убыток генерирует не поиск и портал (он его никогда не генерировал + у компаний из отрасли он тоже генерирует прибыль, а так же у него самый высокий показатель AD в отчетности)
Для стартапа да, но не такого холдинга, как Яндекс. Плюс экспансия Яндекса слишком медленная по сравнению с конкурентами. Соответственно, если ты уже опоздал, то остается жесткий демпинг, а это плодит убыток
Ну у тебя, друг мой, одно предположение другим погоняет:). В реальности же такси прибыльно:). В Яндексе есть множество внутренних стартапов на которые распределяются деньги.
Разные проекты Яндекса - это и есть стартапы, и ничего плохого в убыточности нет.
В реальности Такси убыточно. Еще раз советую обратить внимание на то, что компания не дает прибыли с разбивкой по сегментам. Невозможно перекрыть другими направлениями прибыль от Поиска, это может сделать только сегмент Такси. Тем более, все мы видим реальное положение дел в отрасли на примере того же Убера (у него, кстати, тоже по AE Такси прибыльно)
Нет, в реальности такси прибыльно, потому что я это знаю:). А ты пытаешься на своих предположениях строить какую-то картину, которая не соответствует действительности. Или ты имеешь ввиду последний отчет? За этот период да, такси дипнулось, но это из-за пандемии и оно восстановится. В нормальной ситуации оно прибыльно и тренд положительный.
У убера совершенно иная модель экспансии.
По отчету Такси выросло, AE выросла год к году
У убера совершенно иная модель экспансииКакая?
"По отчету Такси выросло, AE выросла год к году" - у тебя же данных нет говоришь:).
Убер старается зайти во множество стран сразу, Яндекс делает это точечно. Маленький тип - в яндекс.такси входит далеко не только такси так то:). Я говорю конкретно про сегмент такси.
Данных нет по сегментам и чистой прибыли, но по данным Ядекса скорректированная прибыль выросла. Но это не МСФО, а adjusted ebitda. С помощью этого показателя легко манипулировать консолидированной отчетностью, перенося расходы из одной статьи в другую. Так делает Убер, так делает Лифт. Вот только у них нет рентабельного Поиска и портала
Я спрашивал про модель заработка. Модель ничем не отличается. В финке, например, они устроили тотальный демпинг, предлагая цены почти в 2 раза дешевле и закидывая народ промокодами, так же делал Убер в РФ
В ЯТакси входит примерно тоже самое, что и в Убер:
Такси, Еда, Лавка и Драйв. Все то же самое есть у Убера, либо через бренд Убер, либо через компании, которые они купили, например, Careem. Кроме того, само ЯТакси почти на 40 % принадлежит Уберу
Тоесть различия в модели экспансии - это не различия? Ну ок.
А все твои выкладки основаны на предположении о манипуляциях:). Опять же, ну ок:).
Нет различий в моделях экспансии. Есть различия в скорости экспансии. Модель экспансии одна: зайти на рынок, сформировать лояльную публику с помощью демпинга и постараться перетянуть клиентскую базу
Все мои выкладки основаны на отчетностях аналогичных сервисов, у которых нет такого прибыльного актива, как "Поиск и портал"
А вот твои выкладки ни на чем не основаны, кроме попытки затроллить оппонента, который не разделяет твою точку зрения. Ты даже не в курсе динамики прибылей и убытков компании, о которой говоришь
Ок, босс, как скажешь, не нервничай только:)