{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Яндекс» купил банк: какие услуги он может запустить и сможет ли конкурировать со «Сбером», «Тинькофф» и другими Статьи редакции

Аналитики оценивают перспективы компании на финтех-рынке.

Офис «Яндекса» в Москве

29 апреля «Яндекс» объявил о покупке банка «Акрополь» у гендиректора «Связного» Евгения Давыдовича за 1,1 млрд рублей. Банк позволит компании развивать финтех-направление: запускать новые финансовые сервисы и услуги для пользователей и партнёров.

«Яндекс» решил развивать финансовые сервисы после того, как продал «Сбербанку» оставшуюся долю в «Яндекс.Деньгах» и освободился от ограничений. Компания планировала купить «Тинькофф», но переговоры закончились ничем.

Первые финансовые продукты «Яндекс» может запустить уже до конца 2021 года: управляющий директор компании Тигран Худавердян в ноябре 2020 года заявил в интервью РБК, что «12 месяцев — реалистичный срок, через который "Яндекс" условно сможет выдавать первые карточки и кредиты».

«Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», — говорил глава «Яндекса».

Зачем «Яндексу» банк и что он получит с покупкой «Акрополя»

«Акрополь» учреждён в 1994 году, в феврале 2020 года его купил Евгений Давыдович у предыдущего собственника — Ахмета Паланкоева — за сумму, равную одному капиталу банка, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.

На начало 2020 года эта сумма составляла 1,1 млрд рублей. На апрель 2021 года капитал «Акрополя» — чуть более 1 млрд рублей. Убыток по итогам 2020 года составил около 82 млн рублей, в апреле 2021 года — 29 млн рублей.

После согласования сделки с ЦБ к «Яндексу» перейдут брокерская, дилерская, депозитарная и универсальная банковские лицензии. Это позволит вести полноценный банковский бизнес: принимать вклады и выдавать кредиты, обслуживать счета, транзакции, покупать и продавать валюту, говорит аналитик компании «Финам» Леонид Делицын.

Банковских отделений у «Акрополя» нет — их не будет и у «Яндекса», заявлял Худавердян в разговоре с РБК. Сам «Акрополь», вероятно, переименуют во что-то более подходящее для экосистемы «Яндекса», считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.

От этой сделки не нужно ничего, кроме лицензии. Всё будет строиться с нуля под задачи «Яндекса». Компания строит одну из крупнейших экосистем в стране, а экосистема не может существовать без финансовых сервисов в периметре.

Они пошли по пути финансового стартапа внутри «Яндекса». Возможно, можно было пойти по пути лицензии с нуля, но это дороже, чем купить существующий банк с лицензией.

Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG

Банковская карта, инвестиции и кредит на «Маркете»: какие финансовые сервисы ожидают аналитики

Опрошенные vc.ru эксперты выделили несколько возможных вариантов развития банковского направления.

Перевод платежей партнёров внутри «Яндекса» на свою банковскую систему

У экосистемы «Яндекса» большой оборот и много микроплатежей, в том числе за счёт рекламных инструментов, отмечает партнёр и директор департамента анализа акций инвесткомпании «Атон» Виктор Дима.

«Первый и самый очевидный шаг — замкнуть всю экосистему на себя, чтобы всем её участникам было выгодно рассчитываться через финансовый сервис "Яндекса"», — считает Дима.

Запуск банковской карты

Тигран Худавердян уже подтвердил планы выпускать платёжные карты. Они необходимы, так как это основной источник данных о транзакциях клиентов — «главная питательная среда экосистем», утверждает Леонид Делицын.

Привлечь пользователей компании поможет экосистема сервисов, которые станут точкой входа для перехода клиентов на карты «Яндекса», считает Виктор Дима.

«Яндекс» мог бы, например, выпустить виртуальные карты для всех своих пользователей, на которые начисляются кэшбек-баллы за активное пользование сервисами экосистемы.

По сути, это уже реализованная история: у «Яндекса» есть «Яндекс Плюс», но пока накопленные баллы можно тратить только внутри экосистемы. С банковской лицензией их можно будет переводить обратно в деньги. Это точно привлечёт клиентов. Похожий уже существующий пример подобного решения — Ozon Card.

Единственная проблема заключается в том, что классический транзакционный продукт в России часто упирается в недостаток маржинальности. Это очень хорошо показал печальный опыт «Рокетбанка». Обычно банки добирают маржу на выдаче кредитов и оформлении вкладов. «Яндексу» с этим, возможно, как-то поможет их инвестиционный продукт, но сказать, как будет наверняка, пока невозможно.

Александр Магомедов, председатель правления «Банка 131»

У «Яндекса» есть логистическая инфраструктура в лице курьеров и такси — с её помощью компания сможет быстро доставлять пластиковые карты, считает Александр Магомедов. «Чуть ли не вместе с заказанным в "Лавке" утренним кофе», — отмечает председатель правления «Банка 131».

Кредиты на «Яндекс.Маркете» и «Авто.ру»

Кредитование — третье возможное направление банковского бизнеса, утверждают эксперты.

Например, это могут быть:

  • «Лёгкие кредитные решения» на «Яндекс.Маркете» для крупных покупок или кредитование поставщиков.
  • Сервисы рассрочки — по аналогии с зарубежными сервисами Affirm или Afterpay. Похожий сервис запустил «Тинькофф» в апреле 2021 года.
  • Автокредиты на сервисе «Авто.ру», принадлежащем «Яндексу» — но шанс запуска такой услуги меньше.

«Теоретически, несколько тысяч кредитов на "Авто.ру" — это несколько сотен тысяч, а то и миллиардов рублей. Это возможный бизнес, вопрос в том, захотят ли его запускать», — считает Виктор Дима. У кредитования есть риски, но «банковский бизнес и заключается в том, чтобы этим риском управлять», говорит Юрий Грибанов.

У Яндекса множество сервисов, связанных с торговлей: чтобы увеличивать лояльность клиентов и долю рынка, клиентам нужно предоставлять полный спектр услуг. Например, по аналогии с некоторыми западными маркетплейсами кредитовать покупателей на короткий период времени по схеме buy now - pay later.

Егор Дахтлер, аналитик «БКС Мир инвестиций»
  • Ипотека маловероятна, но это тоже возможное направление, так как в экосистеме «Яндекса» есть сервис по продаже квартир — «Яндекс.Недвижимость», считает Грибанов.

Ипотека — нетипичное направление для финтех-компаний, привыкших к транзакционным и «коротким» услугам. Это «длинные» деньги, поэтому у «Яндекса» вряд ли появится подобный бизнес, рассуждает Виктор Дима.

Инвестиции

Это быстрорастущее направление, в котором у «Яндекса» уже есть совместный проект с ВТБ — «Яндекс.Инвестиции». Получение лицензии позволит со временем запустить самостоятельный сервис.

Например, «Яндекс» может создать «убийцу брокеров» наподобие Robinhood, говорит Леонид Делицын.

Сможет ли «Яндекс» конкурировать со «Сбером», «Альфа-банком», «Тинькофф» и другими банками

Аналитики считают, что основное преимущество «Яндекса» — это огромный объём данных о клиентах, которые тот собирает в интернете, при заказе услуг, навигации и в других сервисах. Банк же будет и вспомогательным инструментом для сервисов, и способом их монетизации, считает Леонид Делицын.

Одна из проблем, с которой может столкнуться «Яндекс» — поиск команды, так как банк был куплен только ради лицензии и развивать инфраструктуру и экспертизу придётся практически с нуля. Но для «Яндекса» это не выглядит нерешаемой проблемой, считают Юрий Грибанов и другие эксперты.

Банковская лицензия — хорошее начало. Сильная сторона «Яндекса» как раз в создании инфраструктуры и распространения в сети. У банковского бизнеса есть свои сложности, например, работа с рисками и регуляторами, где «Яндексу» придётся развить и усилить компетенцию. Но не думаю, что это нерешаемый вопрос.

У финтех-сервисов много пересечений с основными сервисами «Яндекса» с точки зрения технологий, таргетинга и понимания клиентов, поэтому большую часть работы они могут сделать самостоятельно.

Виктор Дима, партнёр «Атона»

Из «Акрополя» в «Яндекс» всё равно переходят рисковики, аналитики, бухгалтеры и юристы — самые необходимые банковские специалисты. Команду, которая будет заниматься непосредственно развитием продуктов, можно сформировать из текущих сотрудников «Яндекса» или путём найма.

Александр Магомедов, председатель правления «Банка 131»

Ещё одна сложность для «Яндекса» — банковский рынок в России один из самых конкурентных и очень технологичный, указывает Юрий Грибанов. У «Яндекса» есть ресурсы, чтобы экспериментировать и делать новые продукты, но «одних денег недостаточно», заключает аналитик.

Я бы не стал сейчас вешать на «Яндекс» ярлык победителя, потому что рынок сложный и очень конкурентный, на нём хватает сильных игроков, уже есть «Тинькофф», «Сбер», ВТБ, «Альфа-банк», «Райффайзенбанк», «Совкомбанк». Это не будет лёгкой прогулкой для «Яндекса».

У нас один из самых прогрессивных банковских рынков в мире, поэтому одних технологий Яндекса будет недостаточно, чтобы стать заметным игроком. Нужно ещё «что-то» — смогут ли они найти это, мы посмотрим.

Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG

Сколько может потратить «Яндекс» на финтех-направление

На 31 марта 2021 года свободные денежные средства и их эквиваленты «Яндекса» составляли 231 млрд рублей или $3,05 млрд. Пока компания не объявляла, сколько планирует инвестировать в развитие банковского или финтех-направления.

Полагаю, что «Яндекс» видит свой банк как минимум в топ-50. Чтобы добиться попадания в этот лист, необходимо увеличить капитал до 25-30 млрд рублей, а чистые активы — до 100-120 млрд рублей. Но это не проблема: ранее «Яндекс» планировал купить намного более дорогой «Тинькофф».

Конкуренция в сегменте финтеха будет нарастать. «Сбербанк» планирует инвестировать не менее 300 млрд рублей, в том числе в развитие своей экосистемы. «Яндекс», вероятнее всего, тоже будет увеличивать объём инвестиций. Фактически весь свободный денежный поток или значительную его часть при необходимости можно направлять на развитие бизнеса.

В этом году объём капзатрат может составить 15 млрд рублей, но мы не исключаем его увеличения в будущем.

Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс»
0
159 комментариев
Написать комментарий...
Саня Видосов

Вот смотрю и понимаю, что Яндекс проделал длинный путь - от поисковика до целой системы, способной купить банк.
Это вызывает уважение. Было бы очень удобно, к примеру, написать статью на Яндекс.Дзене написать, получить энную прибыль, и расплатиться этими деньгами где-нибудь в Яндекс.Такси или Яндекс.Товарах.
Хотя все равно немного непонятно предназначение ( я не сильно разбираюсь в таких делах ) покупки банка. Это получается, будут те же Яндекс.Деньги? Кто-нибудь, объясните отличие для непосвящённых.

И шутка в конце
Яндекс: берёт кредит в банке в 2015 году на рекламу и развитие кампании.
Яндекс: скупает этот самый банк в 2021 году и не выплачивает кредит)

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Это вызывает уважение" - Это не вызывает уважение. Яндекс.Такси не вызывает уважение. Это только один пример.

Ответить
Развернуть ветку
Саня Видосов

Возможно.
Но я не про конкретную услугу. Я про рост и целеустремленность компании

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Я про рост и целеустремленность компании" - Они пытались. Пытались "закрепиться" в Турции. Тупо просрали бабло. Вне РФ этот тындекс нужен от слова "никому".

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Ну такси вполне норм за пределами РФ работает. И не в одной стране.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Как вы это оцениваете? У вас же нет исходных данных по выручке, количеству машин и т.д. Условный inDriver, Cabify, Bolt покрывает куда больше рынков
Яндекс уникальная по своей скрытности компания. Она в своем сегменте не только не дает разбивки по рынкам, она даже гросс-букинг не показывает общий

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Субъективно и по инсайдам.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Что ж, понятно, а вот объективно и по отчетности дела обстоят неважно, уже дошли до квартальных убытков

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Вы же говорите у них отчёты не раскрывают нужную информацию. Как сами тогда такой вывод сделали?
Ну и как бы убытки - это нормальное дело,и когда захватываешь рынок:)

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Отчеты не раскрывают детали, но общая картинка понятна:
у них самый большой чистый сальдированный убыток с момента, когда они вышли на биржу. Логично предположить, что этот убыток генерирует не поиск и портал (он его никогда не генерировал + у компаний из отрасли он тоже генерирует прибыль, а так же у него самый высокий показатель AD  в отчетности)

Ну и как бы убытки - это нормальное дело,и когда захватываешь рынок

Для стартапа да, но не такого холдинга, как Яндекс. Плюс экспансия Яндекса слишком медленная по сравнению с конкурентами. Соответственно, если ты уже опоздал, то остается жесткий демпинг, а это плодит убыток

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Ну у тебя, друг мой, одно предположение другим погоняет:). В реальности же такси прибыльно:). В Яндексе есть множество внутренних стартапов на которые распределяются деньги.
Разные проекты Яндекса - это и есть стартапы, и ничего плохого в убыточности нет.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

В реальности Такси убыточно. Еще раз советую обратить внимание на то, что компания не дает прибыли с разбивкой по сегментам. Невозможно перекрыть другими направлениями прибыль от Поиска, это может сделать только сегмент Такси. Тем более, все мы видим реальное положение дел в отрасли на примере того же Убера (у него, кстати, тоже по AE Такси прибыльно)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Нет, в реальности такси прибыльно, потому что я это знаю:). А ты пытаешься на своих предположениях строить какую-то картину, которая не соответствует действительности. Или ты имеешь ввиду последний отчет? За этот период да, такси дипнулось, но это из-за пандемии и оно восстановится. В нормальной ситуации оно прибыльно и тренд положительный.
У убера совершенно иная модель экспансии.

Ответить
Развернуть ветку
Anton
За этот период да, такси дипнулось, но это из-за пандемии и оно восстановится

По отчету Такси выросло, AE выросла год к году

У убера совершенно иная модель экспансии

Какая?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

"По отчету Такси выросло, AE выросла год к году" - у тебя же данных нет говоришь:).
Убер старается зайти во множество стран сразу, Яндекс делает это точечно. Маленький тип - в яндекс.такси входит далеко не только такси так то:). Я говорю конкретно про сегмент такси.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Данных нет по сегментам и чистой прибыли, но по данным Ядекса скорректированная прибыль выросла. Но это не МСФО, а adjusted ebitda. С помощью этого показателя легко манипулировать консолидированной отчетностью, перенося расходы из одной статьи в другую. Так делает Убер, так делает Лифт. Вот только у них нет рентабельного Поиска и портала
Я спрашивал про модель заработка. Модель ничем не отличается. В финке, например, они устроили тотальный демпинг, предлагая цены почти в 2 раза дешевле и закидывая народ промокодами, так же делал Убер в РФ
В ЯТакси входит примерно тоже самое, что и в Убер: 
Такси, Еда, Лавка и Драйв. Все то же самое есть у Убера, либо через бренд Убер, либо через компании, которые они купили, например, Careem. Кроме того, само ЯТакси почти на 40 % принадлежит Уберу

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Тоесть различия в модели экспансии - это не различия? Ну ок.
А все твои выкладки основаны на предположении о манипуляциях:). Опять же, ну ок:).

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Нет различий в моделях экспансии. Есть различия в скорости экспансии. Модель экспансии одна: зайти на рынок, сформировать лояльную публику с помощью демпинга и постараться перетянуть клиентскую базу
Все мои выкладки основаны на отчетностях аналогичных сервисов, у которых нет такого прибыльного актива, как "Поиск и портал"
А вот твои выкладки ни на чем не основаны, кроме попытки затроллить оппонента, который не разделяет твою точку зрения. Ты даже не в курсе динамики прибылей и убытков компании, о которой говоришь

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ivanov

Ок, босс, как скажешь, не нервничай только:)

Ответить
Развернуть ветку
156 комментариев
Раскрывать всегда