Как быстро и безопасно продать свой бизнес. Этапы, рекомендации и важные аспекты сделки

Орыщенко Никита

Предприниматель становится бизнесменом, только тогда, когда продал свой бизнес. Exit - вот, что тебе нужно.

Как Вы оцениваете свой бизнес? Если Вы можете четко ответить на этот вопрос и сразу назвать реальную стоимость, то Вы имеете большое преимущество перед такими же владельцами бизнеса.

С чего начать? Как понять сколько стоит бизнес? Каждый бизнес стоит столько, сколько за него готовы заплатить, как и другие активы и материальные блага. Это, казалось бы, самый идеальный способ оценки. Но, стоит отметить, момент оценки вашего бизнеса крайне важен, независимо от того, о чем идет речь – об интернет-магазине, небольшой гостинице, салоне красоты, кофейне или компании подающей надежды. Важно понимать, что процесс продажи готового бизнеса требует не меньше усилий и вдохновения, чем процесс открытия собственного дела. В данном вопросе также потребуется мотивация, активность и позитивный настрой.

Из чего состоит эта инструкция

Пути поиска покупателя

Есть 2 формата работы:
1. Искать покупателя самому. Это занимает достаточное количество времени, ресурсов и знаний, но все же с правильным подходом реализуемая здача.

2. Обратится к бизнес брокеру.

Этих людей также называют агентами по продаже бизнеса, агент по оценке бизнеса и т.д. Бизнес-брокер в данном случае является посредником между продавцом и покупателем бизнеса, который всегда будет гарантом сделки.

Брокер поможет выполнить ту или иную задачу в адекватные сроки. Одна из главных целей бизнес-брокеров – помощь в поисках инвестора (покупателя), который в свою очередь готов вложить деньги в покупку.

Помимо поиска покупателей бизнес-брокер помогают новым собственникам входить в готовый бизнес, разрабатывают механизм проверки данных о результатах продаваемого бизнеса. Бизнес-брокер с большим опытом всегда даст нужные рекомендации по подготовке бизнеса к продаже. Обычно брокеры используют две основные модели работы.

Продажа бизнеса подразумевает ориентацию на узкую группу потенциальных покупателей. Зачастую такими покупателями оказываются партнеры или учредители бизнес-брокерской компании. В таком случае после юридической проверки проекта сделку закрывают довольно быстро. В основе второй модели лежит активное привлечение инвесторов (покупателей) извне. Тут продаваемый бизнес оценивают, производят юридическую экспертизу и комплексная подготовка перед продажей.

Немного о теории. Продажа бизнеса- экономическая сделка с немалой суммой, которая будет варьироваться в зависимости от ценности бизнеса. Процесс занимает некоторое время от 1 до 3 месяцев (крупные бизнес-проекты продаются дольше. Зависит от капитализации компании. Например, производство стоимостью 50 млн может продаваться и год), включая переговоры с продавцом. Итак, чтобы быстрее продать свой бизнес без рисков, необходимо соблюсти некоторые условия.

Условия продажи бизнеса

Бизнес должен быть «живым». Покупателя вряд ли привлечет бизнес, от которого, в лучшем случае, остались сайт или остатки товара. Необходимо показать, что бизнес действует, работает и приносит прибыль, что может гарантировать окупаемость проекта. – И разумеется, ваш бизнес должен быть прозрачным, необходимо пройти все проверки и подтвердить все представленные цифры. Также не стоит отказываться от предложений покупателя протестировать ваш бизнес для того чтобы самостоятельно убедиться в прибыльности проекта.

Орыщенко Никита https://instagram.com/nikitaoryschenko?igshid=ybab3x6kz3ho

Что же конкретно влияет на стоимость продаваемого бизнеса?

  • Первое, что рассматривают потенциальные покупатели – это ежемесячная прибыль. Скорее купят проект, который окупит свою стоимость в кратчайшие сроки (примерно год).
  • Второе это возраст, а точнее присутствие на рынке, чем дольше бизнес существует, тем быстрее он «уйдет с молотка» (бывают исключения, иногда «зеленые», только открывшиеся, компании могут «стрельнуть» куда лучше, чем те, которые присутствуют на рынке давно).
  • Третье – стоимость материальных (товарные остатки, ремонт, оборудование и т.д.) и нематериальных активов (рекламные кампании, сайт, CRM, договора с поставщиками, клиентская база и т.д.).
  • И в заключении рассматривается штат компании все выстроенные процессы в нем, если вы, например, не совмещаете должности директора и бухгалтера, то значительно облегчите процесс продажи бизнеса.После того, как вы определили цену своему бизнесу и нашли подходящее брокер-агентство, следует

Этап подготовки бизнеса для дальнейшей продажи.

Этот этап крайне важен, т.к. от того как вы составите коммерческое предложение зависит скорость и качество продажи проекта.Этап подготовки презентации для продажи бизнеса. Для того, чтоб сделать все правильно необходимо показать все самые выгодные детали вашего бизнеса. Вы как управленец должны раскрыть миссию, философию и цели своего детища.

Пример презентации можно посмотреть тут

Помимо этого, подробно отобразить все финансовые вложения, опыт сотрудников, преимущества перед конкурентами. Тут можно подключить свои рекламные способности, ведь надо представить сой проект, так чтобы у покупателя не оставалось сомнений, что именно ваш бизнес будет для него выгодной покупкой. Без «голой правды» тут тоже не обойтись, надо быть готовым предоставить всю финансовую и управленческую отчетность, отобразить поток денежных средств отчеты по доходам и расходам.

Бизнес-брокер поможет вам собрать достойное портфолио, оформить все в формат презентации и заинтересовать покупателя. Если бюджет позволяет, то можно снять отдельный ролик с производства (если такое имеется), офиса, всех имеющихся помещений и ремонта.

Самое главное, в потоке всей информации, правильно её структурировать, в этом вам поможет не только бизнес-брокер, но и копирайтер (если в его услугах потребуется необходимость).

Вот, весь пакет документов собран, презентации подготовлены, объявления отредактированы, цены обозначены, самое время приступать к размещению информации и созданию, так называемого, трафика. Это этап привлечения покупателей, для того чтоб ускорить процесс продажи бизнеса, необходимо охватить максимальный круг покупателей. Этого можно добиться несколькими способами.

Реклама. Размещение и продвижение объявления о продаже бизнеса.

В первую очередь стоит обратиться к доскам объявлений таких как Юла, Авито, BizTorg, BeeBoss, Deloshop, BBS, Bussiness Platform и тд.

Не жалейте ресурсов для продвижения своего объявления, используйте рассылки по базе покупателей.

Используйте все известные площадки для обмена информацией, например, Telegram, (есть телеграм каналы о продаже бизнеса) . При работе с такими ресурсами как месенджеры, необходимо соблюдать регламент, чтоб не угодить в бан. Не превращайте свое объявление в спам.

Таргет Instagram, Facebook и Вконтакте отлично выполняет свою задачу. Данное мероприятие потребует небольших вложений, но они того стоят.

Для того, чтоб ваше портфолио быстрее находили можно упаковать его в виде лендинга и настроить посадочную страницу, например, в Яндекс или Google. Для того, чтоб ваше объявление «выскакивало» первым в поисковом списке.

Ну и никто не отменял сарафанное радио, бизнес-брокер, к которому вы обратитесь, может разместить информацию о вас в своих бизнес-чатах, организовать рассылку по своим каналам и тем самым расширить круг потенциальных покупателей.

Этап переговоров.

После размещения информации, явно, начнут поступать звонки и запросы той или иной дополнительной информации. Для того чтоб не потеряться в этом потоке, лучше завести себе табличку, где вы будете заполнять данные о потенциальном покупателе, дату встречи и комментарии или же использовать CRM-систему, где можно настроить систему напоминаний. В данном вопросе вы выступаете в качестве интервьюера, ведь вам не безразлично кому и как перейдет ваш бизнес.

Не бойтесь задавать вопросы покупателям об опыте в бизнесе, по каким критериям они выбирают готовый бизнес. Такое мини-интервью необходимо еще и для того, чтоб еще на уровне звонка отсечь мало заинтересованных покупателей или тех, кто еще сам не определится (обычно такие клиенты забирают много ресурсов, не совершив покупку).

Ну и со своей стороны будьте готовы четко, без замедлений отвечать на все вопросы о прибыли, об убытках и т.д. Покажите, что вы квалифицированы в вашем вопросе и с вами выгодно иметь дело.

К переговорам подготовьте банковские выписки, презентацию, отстройтесь от конкурентов, возьмите чеки, скриншоты из CRM, подготовьте все материалы, которые нужны для то, чтобы у покупателя была полная картинка вашего бизнеса в голове.

После консультаций по телефону, выбрав потенциальных клиентов, можно отправлять свое коммерческое предложение. И не забудьте потребовать обратную связь, иногда клиенты могут делать замечания, но это крайне важно, ведь такие комментарии помогают улучшить свой кейс.
Переходим к процессу переговоров…

Тут надо применить все свои ораторские способности, иногда применить харизму и проявить профессионализм. Вы или ваш бизнес-брокер должны всеми силами заинтересовать покупателя. С вашей стороны также придется слушать и слышать покупателя, так вы поймете его потребности и в случае необходимости сможете «дожать» клиента.

Можно использовать различные техники переговоров, опираясь на особенности клиента, к каждому потребуется индивидуальный подход. И также, как и в телефонных переговорах, при личной встречи требуйте обратную связь, конструктивная критика еще никому не мешала, особенно если это поможет привнести что-то хорошее в проект.

Создайте искусственную очередь на ваш бизнес. Сообщайте, что вы не торопитесь с продажей и уже есть потенциальные клиенты, которые постоянно звонят и приезжают на просмотр.

Юридическая помощь

После удачных переговоров, необходимо еще немного усилий, но уже совместных с юристом. Каким бы ни был размер вашего бизнеса и сколько бы бизнес не стоил, в процессе продажи вам почти наверняка понадобятся услуги юриста. Почти все сделки, которые мы совершаем как в деловой, так и в частной жизни, предусматривают заключение договоров в соответствии с действующим законодательством.

Когда в договорные отношения вступают две организации, им обеспечивается значительно меньшая судебная защита. В этой ситуации закон исходит из того, что вы совместно заключаете соглашение, которое удовлетворяет интересам обеих сторон. При отсутствии особых обстоятельств (таких, как заведомое искажение фактов одной из сторон) договор обычно признается обязательным к исполнению в существующем виде. В соответствии с общим правилом вы при подписании договора соглашаетесь со всеми его положениями и, соответственно, указанными в них правами и обязанностями. И чтоб в дальнейшем не столкнуться с трудностями в законодательном аспекте, лучше доверить всё оформление сделки грамотному юристу.

Какие конкретно понадобятся документы:

  • Договор купли продаже с задаток. Покупатель подписывает договор и оставляет задаток, обычно в размере 10%. В договоре прописываются проверочные условия (выручка, контракты с поставщиками, договора сотрудников, возможность переоформления аренды и т.д.). После происходит проверка бизнеса, обычно это занимает от 2 до 7 дней, может и больше если бизнес крупный. Если условия подтверждаются, то покупатель, по условиям договора обязан полностью оплатить бизнес.
  • Акты. Первый акт – подтверждение проверочных условий. Если все заявленные условия подтверждены, то подписывается этот акт.
  • Акт приемки – передачи оборудования. В договоре прописывается все оборудование и потом проверяется. Как проверка окончена, подписывается данный акт.
  • Акт взаиморасчетов. После передачи денежных средств от покупателя – продавцу, подписывается акт и сделка считается совершённой

P.S. Если в сделки есть недвижимость, то она оформляется официально через МФЦ.

P.S.S. Если вы работаете с бизнес брокерами, то все юридические вопросы они возьмут на себя и сделка будет совершена без сложностей и в безопасной атмосфере.

Выводы

И так, какие выводы можно сделать. Если вы задумали продавать свой бизнес, то в первую очередь необходимо его правильно оценить, затем собрать всю необходимую информацию и сформировать качественное коммерческое предложение. Правильное размещение объявления ускорит процесс.

После всей проделанной работы переговоры не составят сильного труда прийти к соглашению с потенциальным покупателем. И весь конечный результат поможет закрепить юрист. Подходите к вопросу продажи бизнеса с позитивным настроем, знанием дела и не бойтесь просить помощи у специалистов с опытом в данном вопросе.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
David N

Очень крутая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Михайлов

Крутая инструкция с выжимкой по всем важным моментам! Благодарность автору! 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Никита отлично написал, не знал что в Краснодаре не проведено оптоволокно повсеместно))

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

Статья произвела на меня неизгладимое впечатление. Довольно большой объем текста, благодаря продуманной структуре, читается быстро и легко. Спасибо ;)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Орыщенко

Очень качественная статья, прочитал на одном дыхании! Сделай подборку, какие ниши стоит рассмотреть к покупке как первый бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шоркин

Никита, очень профессиональный подход. Очень профессиональная работа. Поздравляю тебя с твоими результатами.) 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Алексеев

Никита, Супер! Было очень полезно) простым языком о сложном. Спасибо тебе да статью 🙏

Ответить
Развернуть ветку
ZABTUR

Четкий алгоритм. Надо сохранить. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ООО ААА

Если недвижимость оформлена на ЮЛ, её де не нужно оформлять через мфц.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда