{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Сезон отчетов. Итоги деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России за 2020 г

Маркетплейсы занимают все большее место на рынке e-commerce. Такой формат удобен потребителям, но насколько он выгоден для собственников и инвесторов?

Мы сотрудничаем с множеством предпринимателей, которые запускают и развивают свой бизнес. Составляем бизнес- планы и проводим исследования рынков. Постоянно собираем и анализируем информацию.

Анализ финансовой отчетности крупнейших компаний, которая подлежит обязательной публикации в соответствии с законом, - наша ежегодная весенняя традиция в рамках отслеживания современных рыночных трендов и изучения лучших практик.

В этом году мы провели анализ деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России и сервисов по доставке еды.

Сегодняшний материал – о маркетплейсах.

Источники информации для анализа https://www.audit-it.ru/, https://www.rusprofile.ru/, https://www.nalog.ru/, сайты компаний, собственные расчеты.

Крупнейшие онлайн-маркетплейсы России по объему выручки в 2020 г.

Совокупная выручка 5 крупнейших маркетплейсов России за 2020 г. составила 355 млрд руб., совокупный убыток- 26 млрд руб.

Из пяти вышеуказанных маркетплейсов прибыльным является только Wildberries, прибыль за 2020г. составила 2 млрд. руб. Остальные сервисы убыточны в течение всех последних лет своей деятельности.

Прибыль крупнейших онлайн-маркетплейсов России в 2020 г.

Подробнее об итогах деятельности каждого маркетплейса.

В рамках анализа финансовой отчетности рассмотрены основные показатели деятельности компаний за последние 5 лет: выручка, чистая прибыль, активы, обязательства, источники финансирования.

1. Wildberries (ООО "Вайлдберриз")
Выручка ООО "Вайлдберриз" за 2020 г. составила 170 млрд руб., а чистая прибыль – 2,1 млрд руб.

По сравнению с 2019. Прирост выручки составил 45%, а снижение прибыли – 52%. Рентабельность по чистой прибыли в 2019г. составляла 3,8%, в 2020 г. значение рентабельности снизилось до 1,2%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 32 млрд руб., заемные средства так же составили 32 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 32%.

Запасы на конец 2020 г. составили 46 млрд руб., прирост по сравнению с 2019г. составил 19%. Дебиторская задолженность составила 16 млрд руб., прирост по сравнению с 2019 г.- 122%.

Суммы прироста кредиторской задолженности и заемных средств аналогичны сумма прироста запасов и дебиторской задолженности, из чего следует вывод, что заемные средства направляются на пополнение оборотных средств.

Чистые активы на конец 2020г. составили 9 млрд руб. В основном чистые активы обеспечены запасами и дебиторской задолженностью.

2. Ozon (ООО "Интернет-решения")

Ozon представляет собой холдинг из нескольких юридических лиц, основным юридическим лицом, указанным на сайте Ozon, через который ведется деятельность маркетплейса является ООО «Интернет-решения». В холдинг входит ООО «Озон холдинг», показатели его деятельности незначительны и не учитывались при данном анализе.

Учредителем ООО «Озон холдинг» является кипрская Ozon Holdings PLC, в 2020 г. этой компанией было проведено IPO, но на отчетность российских юридических лиц по итогам 2020 г. это влияния не оказало.

Выручка ООО "Интернет Решения" за 2020 г. составила 112 млрд руб. убыток – 17 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 79%, а убыток уменьшился на 15%. Важно отметить, что показатели рентабельности на протяжении всей истории деятельности компании являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 49 млрд руб., заемные средства составили 6 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 143%.

При этом запасы и дебиторская задолженность выросли на 37%, а денежные средства на 1180%.

Можно сделать вывод, что компания на конец года аккумулировала денежные средства от реализации своей деятельности на расчетных счетах, а не направляла их на текущие расчеты.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 51 млрд руб., а сумма накопленного убытка 48 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

3. Lamoda (ООО "Купишуз")

Выручка ООО "Купишуз" за 2020 г. составила 40 млрд руб. убыток – 1,6 млрд руб.

По сравнению с 2019. прирост выручки составил 16%, а убыток увеличился на 79%. Показатели рентабельности в 2017-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 7 млрд руб., заемные средства составили 4 млрд руб. По сравнению с 2019 г. снижение суммы заемных средств и кредиторской задолженности составило 7%. При этом запасы и дебиторская задолженность снизились на 20%.

Все показатели деятельности компании снизились, что привело к уменьшению чистых активов. Чистые активы на конец 2020 г. составили 1,8 млрд руб. и сократились на 1 млрд. по сравнению с 2019 г.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала- средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 5,4 млрд руб., а сумма накопленного убытка 3,5 млрд руб.

4. Yandex Market («Беру») (ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ")

Выручка ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ» за 2020 г. составила 32 млрд руб. убыток – 6 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 64%, а убыток увеличился на 22%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания, судя по отчетности, не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

В 2018-2019 гг. увеличен уставной капитал и привлечен добавочный капитал на общую сумму 22 млрд руб. Эти средства являются источником финансирования накопленного убытка.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 11 млрд руб.

5. СберМегаМаркет (Goods.ru) (ООО «Маркетплейс»)

Выручка ООО «Маркетплейс» за 2020 г. составила 0,8 млрд руб. убыток – 3млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 183%, а убыток увеличился на 30%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 9 млрд руб., а сумма накопленного убытка 7 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

Выводы

Какие выводы можно сделать по итогам анализа финансовой отчетности крупнейших маркетплейсов России за 2020 г.?

Распространение интернета, рост онлайн-торговли и ограничения 2020г. обеспечили интерес покупателей и продавцов к формату маркетплейсов.

Этот интерес привел к бурному росту выручки и доходов компаний. При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль, как в случае Вайлдберриз и Яндекс.Маркет, а в других рассматриваемых случаях - компании практически никогда и не были прибыльными.

Другим важным показателем выступает размер чистых активов. Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
У всех анализируемых компаний в 2020 г. чистые активы были положительными. Лидером по сумме чистых активов стал Yandex Market, занимающий 4-е место по сумме выручки среди российских онлайн-маркетплейсов.

Как мы знаем, классической целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Но в современных реалиях жизни мы видим массу примеров того, как компании работают десятки лет и не приносят прибыли никогда.

0
93 комментария
Написать комментарий...
CRIT.ERIUM

А Wildberries с OZON разве не фейковым товаром торгуют? :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

фейковым - это как?

Ответить
Развернуть ветку
Yakovlev

паль может

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда