{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Сезон отчетов. Итоги деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России за 2020 г

Маркетплейсы занимают все большее место на рынке e-commerce. Такой формат удобен потребителям, но насколько он выгоден для собственников и инвесторов?

Мы сотрудничаем с множеством предпринимателей, которые запускают и развивают свой бизнес. Составляем бизнес- планы и проводим исследования рынков. Постоянно собираем и анализируем информацию.

Анализ финансовой отчетности крупнейших компаний, которая подлежит обязательной публикации в соответствии с законом, - наша ежегодная весенняя традиция в рамках отслеживания современных рыночных трендов и изучения лучших практик.

В этом году мы провели анализ деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России и сервисов по доставке еды.

Сегодняшний материал – о маркетплейсах.

Источники информации для анализа https://www.audit-it.ru/, https://www.rusprofile.ru/, https://www.nalog.ru/, сайты компаний, собственные расчеты.

Крупнейшие онлайн-маркетплейсы России по объему выручки в 2020 г.

Совокупная выручка 5 крупнейших маркетплейсов России за 2020 г. составила 355 млрд руб., совокупный убыток- 26 млрд руб.

Из пяти вышеуказанных маркетплейсов прибыльным является только Wildberries, прибыль за 2020г. составила 2 млрд. руб. Остальные сервисы убыточны в течение всех последних лет своей деятельности.

Прибыль крупнейших онлайн-маркетплейсов России в 2020 г.

Подробнее об итогах деятельности каждого маркетплейса.

В рамках анализа финансовой отчетности рассмотрены основные показатели деятельности компаний за последние 5 лет: выручка, чистая прибыль, активы, обязательства, источники финансирования.

1. Wildberries (ООО "Вайлдберриз")
Выручка ООО "Вайлдберриз" за 2020 г. составила 170 млрд руб., а чистая прибыль – 2,1 млрд руб.

По сравнению с 2019. Прирост выручки составил 45%, а снижение прибыли – 52%. Рентабельность по чистой прибыли в 2019г. составляла 3,8%, в 2020 г. значение рентабельности снизилось до 1,2%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 32 млрд руб., заемные средства так же составили 32 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 32%.

Запасы на конец 2020 г. составили 46 млрд руб., прирост по сравнению с 2019г. составил 19%. Дебиторская задолженность составила 16 млрд руб., прирост по сравнению с 2019 г.- 122%.

Суммы прироста кредиторской задолженности и заемных средств аналогичны сумма прироста запасов и дебиторской задолженности, из чего следует вывод, что заемные средства направляются на пополнение оборотных средств.

Чистые активы на конец 2020г. составили 9 млрд руб. В основном чистые активы обеспечены запасами и дебиторской задолженностью.

2. Ozon (ООО "Интернет-решения")

Ozon представляет собой холдинг из нескольких юридических лиц, основным юридическим лицом, указанным на сайте Ozon, через который ведется деятельность маркетплейса является ООО «Интернет-решения». В холдинг входит ООО «Озон холдинг», показатели его деятельности незначительны и не учитывались при данном анализе.

Учредителем ООО «Озон холдинг» является кипрская Ozon Holdings PLC, в 2020 г. этой компанией было проведено IPO, но на отчетность российских юридических лиц по итогам 2020 г. это влияния не оказало.

Выручка ООО "Интернет Решения" за 2020 г. составила 112 млрд руб. убыток – 17 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 79%, а убыток уменьшился на 15%. Важно отметить, что показатели рентабельности на протяжении всей истории деятельности компании являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 49 млрд руб., заемные средства составили 6 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 143%.

При этом запасы и дебиторская задолженность выросли на 37%, а денежные средства на 1180%.

Можно сделать вывод, что компания на конец года аккумулировала денежные средства от реализации своей деятельности на расчетных счетах, а не направляла их на текущие расчеты.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 51 млрд руб., а сумма накопленного убытка 48 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

3. Lamoda (ООО "Купишуз")

Выручка ООО "Купишуз" за 2020 г. составила 40 млрд руб. убыток – 1,6 млрд руб.

По сравнению с 2019. прирост выручки составил 16%, а убыток увеличился на 79%. Показатели рентабельности в 2017-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 7 млрд руб., заемные средства составили 4 млрд руб. По сравнению с 2019 г. снижение суммы заемных средств и кредиторской задолженности составило 7%. При этом запасы и дебиторская задолженность снизились на 20%.

Все показатели деятельности компании снизились, что привело к уменьшению чистых активов. Чистые активы на конец 2020 г. составили 1,8 млрд руб. и сократились на 1 млрд. по сравнению с 2019 г.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала- средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 5,4 млрд руб., а сумма накопленного убытка 3,5 млрд руб.

4. Yandex Market («Беру») (ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ")

Выручка ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ» за 2020 г. составила 32 млрд руб. убыток – 6 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 64%, а убыток увеличился на 22%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания, судя по отчетности, не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

В 2018-2019 гг. увеличен уставной капитал и привлечен добавочный капитал на общую сумму 22 млрд руб. Эти средства являются источником финансирования накопленного убытка.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 11 млрд руб.

5. СберМегаМаркет (Goods.ru) (ООО «Маркетплейс»)

Выручка ООО «Маркетплейс» за 2020 г. составила 0,8 млрд руб. убыток – 3млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 183%, а убыток увеличился на 30%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 9 млрд руб., а сумма накопленного убытка 7 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

Выводы

Какие выводы можно сделать по итогам анализа финансовой отчетности крупнейших маркетплейсов России за 2020 г.?

Распространение интернета, рост онлайн-торговли и ограничения 2020г. обеспечили интерес покупателей и продавцов к формату маркетплейсов.

Этот интерес привел к бурному росту выручки и доходов компаний. При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль, как в случае Вайлдберриз и Яндекс.Маркет, а в других рассматриваемых случаях - компании практически никогда и не были прибыльными.

Другим важным показателем выступает размер чистых активов. Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
У всех анализируемых компаний в 2020 г. чистые активы были положительными. Лидером по сумме чистых активов стал Yandex Market, занимающий 4-е место по сумме выручки среди российских онлайн-маркетплейсов.

Как мы знаем, классической целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Но в современных реалиях жизни мы видим массу примеров того, как компании работают десятки лет и не приносят прибыли никогда.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Денис Демидов
При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль

Это для человека далекого от бизнеса парадоксальная ситуация. 
Рост выручки всегда заставляет вкладываться в свои мощности, при любом росте неизбежны капитальные затраты.
Даже в банальной перепродаже кассовый разрыв может наступить одновременно вместе с ростом продаж, сколько компаний закрылось именно на подъеме. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Большой вопрос еще, кто тут далек от бизнеса)

Кассовый разрыв это кэш-флоу, если что. Если бизнес прибылен, то берется кредит на покрытие кассовых разрывов и все, проценты платятся из прибыли.

А если бизнес убыточен и еще кэш в минусе, то это просто тупейшее сжигание бабла.

Бредок про вечную "плановую убыточность" даже комментировать неудобно - это история для тупого хомячья, которое верит, что тупой акционер готов сжигать кучу бабла десятилетиями просто ради фана...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Если ты растешь х2 каждый год и каждый раз закрываешься кредитными деньгами, то не успевая платить по первому долгу получаешь еще каждый год новый, в такой ситуации при замедлении роста ты просто получаешь проценты сьедающие твою потенциальную прибыль, поэтому и есть инвесторы готовые получить долю от кампании и потенциально меньшие прямые выплаты чем предприятие платило бы банку.
И мне интересно рассуждая про плановую убыточность в негативном ключе вы хоть понимаете скольким людям такой подход принес миллиарды долларов? Вы же вроде на vc пишете этот коммент, подсказка в названии портала.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Чел, ты пустозвонишь зря. Открой отчет ОЗОНа и посмотри его накопленный убыток.

Все деньги от IPO пойдут на покрытие дыр и выплаты долгов.
При этом если оборот увеличится еще на 90%, как вещает Шульгин, то через год при текущей экономике, им придется продать на SPO все оставшиеся акции, чтобы просто профинансировать оборот) и на выходе будет все так же цбыток.

При этом на данный момент АФК и Баринг закопали в ОЗОН порядка 140 ярдов.

Какие, блин, миллиарды долларов прибыли, болтун?
Юлмарт по той же схеме работал. Сколько он принес акционерам?))

П.С. Миллиарды долларов принес Фикспрайс на IPO, потому что он прибыльный. Там люди просто вышли в кэш и все.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Я даже примеры вам не буду искать, если вы сравниваете 2 российские кампании работающие по западной методике выхода на рынок, не понимая в чем суть данной методики.
Как вы считаете стали бы закапывать миллиарды просто ради кайфа? Врятли ваши трехзначные суммы позволяют оценить смысл данной операции.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

"Западная методика" выхода на рынок"? Что за клоунада? Это так IPO обзывается? И что?

Все, что вы можете ответить на приведенные цифры это "ну они же не дураки"? 
Аналитика 88 лвл ) Странно, что, как раз, ВСЕ защитники ОЗОНа ничего не соображают в его бизнесе...

Скажите, а в Юлмарте "ради кайфа" миллиарды закопали?
И во всех других убыточных проектах? Или как?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Где я защищал озон? Я защищаю методику инвестирования в убыточные по сути кампании если эти убытки обусловлены операционными расходами на расширение, которое реализуется год от года. А точнее просто венчурное инвестиции в целом.
Вы читаете комментарии вабще или просто агритесь на 2 увиденных слова в целом комменте?
А западная она потому что только на наших порталах я вижу диалоги всмысле хахах, кампания убыточна а тупые миллиардеры заливают ее деньгами, эти тупые миллиардеры сделали свои миллиарды как раз вложив в 10ок таких кампаний. И они уже провели аналитику 99лвл, что 1к10 скорее всего озон стрельнет, а если нет, то они вернут деньги другими инвестициями, которые покроют эти убытки.
Если мы не говорим о приватизированных нац.корпорациях.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Уважаемый, то, что вы излагаете - это методика тупого хомячья, которое и загоняют в IPO типа совкомфлота.

Убыточность это нормально. ПЛАНОВАЯ. Только проблема в том, что у ОЗОН нет никакого плана. И нет никаких предпосылок к тому, что он выйдет в ноль.
Проблема именно в этом, а не в факте убточности.

АФК система купила в свое время детский мир.
Долго с ним мучилась, в итоге нашла управленца, вывела в ноль и в ходе IPO и SPO за 4 года продала компанию на хаях.

С ДМ, на самом деле, они обосрались про "хаи", но это другая история.

Вот это то, как оно должно быть. По факту это единственный удачный пример в АФК. Все остальное построено вокруг МТС.
Башнефть уже не берем )

А вкладывать бесконечно последние деньги без малейшего ориентира на их возврат - это не инвестиции, а просто афера.
Опасная в первую очередь для них.

Но прикол еще и в том, что отступать им теперь некуда.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Больше сказать нечего, я вам говорю совершенно о другом, а вы продолжаете рассказывать про российский фонд, цели которого скорее всего не заработать, а поддержать инвестиционный фон в РФ(не утверждаю точно, могу ошибаться)
Я же вам рассказываю про практики
Sequoia capital, Nelstone ventures, Thrive capital и прочее. Эти ребята собирают деньги у как вы назвали тупого хомячья и делают из них х2-5 за год-5лет в зависимости от ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Куку, епта ))

Вы, видимо, до сих пор не в теме, но мы тут про ОЗОН говорим. Так вот, ОЗОНом владеет АФК Система.

И она такая же инвесткомпания, как Секвойя и пр.
Только хреноватая в данном случае, потому что как вам написали выше - у них никаких планов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Это вы не в теме, я написал тремя комментариями выше, что защищал не озон и АФК, а саму методику инвестирования без подтвержденной прибыли. В общем удачи, брейк.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

А, ну да, точно... ну расскажите нам, например, какую убыточную компанию без хотя бы нуля на горизонте планирования продали в плюс великие инвесторы, о которых вы тут нам вещаете?

Могу сразу и ответ сказать - никакую.

Потому что надо быть полным долбоящером, чтобы вкладываться в убыточную компанию без модели.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда