Сезон отчетов. Итоги деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России за 2020 г

Маркетплейсы занимают все большее место на рынке e-commerce. Такой формат удобен потребителям, но насколько он выгоден для собственников и инвесторов?

Мы сотрудничаем с множеством предпринимателей, которые запускают и развивают свой бизнес. Составляем бизнес- планы и проводим исследования рынков. Постоянно собираем и анализируем информацию.

Анализ финансовой отчетности крупнейших компаний, которая подлежит обязательной публикации в соответствии с законом, - наша ежегодная весенняя традиция в рамках отслеживания современных рыночных трендов и изучения лучших практик.

В этом году мы провели анализ деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России и сервисов по доставке еды.

Сегодняшний материал – о маркетплейсах.

Источники информации для анализа https://www.audit-it.ru/, https://www.rusprofile.ru/, https://www.nalog.ru/, сайты компаний, собственные расчеты.

Крупнейшие онлайн-маркетплейсы России по объему выручки в 2020 г.

Совокупная выручка 5 крупнейших маркетплейсов России за 2020 г. составила 355 млрд руб., совокупный убыток- 26 млрд руб.

Из пяти вышеуказанных маркетплейсов прибыльным является только Wildberries, прибыль за 2020г. составила 2 млрд. руб. Остальные сервисы убыточны в течение всех последних лет своей деятельности.

Прибыль крупнейших онлайн-маркетплейсов России в 2020 г.

Подробнее об итогах деятельности каждого маркетплейса.

В рамках анализа финансовой отчетности рассмотрены основные показатели деятельности компаний за последние 5 лет: выручка, чистая прибыль, активы, обязательства, источники финансирования.

1. Wildberries (ООО "Вайлдберриз")
Выручка ООО "Вайлдберриз" за 2020 г. составила 170 млрд руб., а чистая прибыль – 2,1 млрд руб.

По сравнению с 2019. Прирост выручки составил 45%, а снижение прибыли – 52%. Рентабельность по чистой прибыли в 2019г. составляла 3,8%, в 2020 г. значение рентабельности снизилось до 1,2%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 32 млрд руб., заемные средства так же составили 32 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 32%.

Запасы на конец 2020 г. составили 46 млрд руб., прирост по сравнению с 2019г. составил 19%. Дебиторская задолженность составила 16 млрд руб., прирост по сравнению с 2019 г.- 122%.

Суммы прироста кредиторской задолженности и заемных средств аналогичны сумма прироста запасов и дебиторской задолженности, из чего следует вывод, что заемные средства направляются на пополнение оборотных средств.

Чистые активы на конец 2020г. составили 9 млрд руб. В основном чистые активы обеспечены запасами и дебиторской задолженностью.

2. Ozon (ООО "Интернет-решения")

Ozon представляет собой холдинг из нескольких юридических лиц, основным юридическим лицом, указанным на сайте Ozon, через который ведется деятельность маркетплейса является ООО «Интернет-решения». В холдинг входит ООО «Озон холдинг», показатели его деятельности незначительны и не учитывались при данном анализе.

Учредителем ООО «Озон холдинг» является кипрская Ozon Holdings PLC, в 2020 г. этой компанией было проведено IPO, но на отчетность российских юридических лиц по итогам 2020 г. это влияния не оказало.

Выручка ООО "Интернет Решения" за 2020 г. составила 112 млрд руб. убыток – 17 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 79%, а убыток уменьшился на 15%. Важно отметить, что показатели рентабельности на протяжении всей истории деятельности компании являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 49 млрд руб., заемные средства составили 6 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 143%.

При этом запасы и дебиторская задолженность выросли на 37%, а денежные средства на 1180%.

Можно сделать вывод, что компания на конец года аккумулировала денежные средства от реализации своей деятельности на расчетных счетах, а не направляла их на текущие расчеты.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 51 млрд руб., а сумма накопленного убытка 48 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

3. Lamoda (ООО "Купишуз")

Выручка ООО "Купишуз" за 2020 г. составила 40 млрд руб. убыток – 1,6 млрд руб.

По сравнению с 2019. прирост выручки составил 16%, а убыток увеличился на 79%. Показатели рентабельности в 2017-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 7 млрд руб., заемные средства составили 4 млрд руб. По сравнению с 2019 г. снижение суммы заемных средств и кредиторской задолженности составило 7%. При этом запасы и дебиторская задолженность снизились на 20%.

Все показатели деятельности компании снизились, что привело к уменьшению чистых активов. Чистые активы на конец 2020 г. составили 1,8 млрд руб. и сократились на 1 млрд. по сравнению с 2019 г.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала- средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 5,4 млрд руб., а сумма накопленного убытка 3,5 млрд руб.

4. Yandex Market («Беру») (ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ")

Выручка ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ» за 2020 г. составила 32 млрд руб. убыток – 6 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 64%, а убыток увеличился на 22%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания, судя по отчетности, не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

В 2018-2019 гг. увеличен уставной капитал и привлечен добавочный капитал на общую сумму 22 млрд руб. Эти средства являются источником финансирования накопленного убытка.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 11 млрд руб.

5. СберМегаМаркет (Goods.ru) (ООО «Маркетплейс»)

Выручка ООО «Маркетплейс» за 2020 г. составила 0,8 млрд руб. убыток – 3млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 183%, а убыток увеличился на 30%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 9 млрд руб., а сумма накопленного убытка 7 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

Выводы

Какие выводы можно сделать по итогам анализа финансовой отчетности крупнейших маркетплейсов России за 2020 г.?

Распространение интернета, рост онлайн-торговли и ограничения 2020г. обеспечили интерес покупателей и продавцов к формату маркетплейсов.

Этот интерес привел к бурному росту выручки и доходов компаний. При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль, как в случае Вайлдберриз и Яндекс.Маркет, а в других рассматриваемых случаях - компании практически никогда и не были прибыльными.

Другим важным показателем выступает размер чистых активов. Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
У всех анализируемых компаний в 2020 г. чистые активы были положительными. Лидером по сумме чистых активов стал Yandex Market, занимающий 4-е место по сумме выручки среди российских онлайн-маркетплейсов.

Как мы знаем, классической целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Но в современных реалиях жизни мы видим массу примеров того, как компании работают десятки лет и не приносят прибыли никогда.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Денис Демидов
При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль

Это для человека далекого от бизнеса парадоксальная ситуация. 
Рост выручки всегда заставляет вкладываться в свои мощности, при любом росте неизбежны капитальные затраты.
Даже в банальной перепродаже кассовый разрыв может наступить одновременно вместе с ростом продаж, сколько компаний закрылось именно на подъеме. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Большой вопрос еще, кто тут далек от бизнеса)

Кассовый разрыв это кэш-флоу, если что. Если бизнес прибылен, то берется кредит на покрытие кассовых разрывов и все, проценты платятся из прибыли.

А если бизнес убыточен и еще кэш в минусе, то это просто тупейшее сжигание бабла.

Бредок про вечную "плановую убыточность" даже комментировать неудобно - это история для тупого хомячья, которое верит, что тупой акционер готов сжигать кучу бабла десятилетиями просто ради фана...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Если ты растешь х2 каждый год и каждый раз закрываешься кредитными деньгами, то не успевая платить по первому долгу получаешь еще каждый год новый, в такой ситуации при замедлении роста ты просто получаешь проценты сьедающие твою потенциальную прибыль, поэтому и есть инвесторы готовые получить долю от кампании и потенциально меньшие прямые выплаты чем предприятие платило бы банку.
И мне интересно рассуждая про плановую убыточность в негативном ключе вы хоть понимаете скольким людям такой подход принес миллиарды долларов? Вы же вроде на vc пишете этот коммент, подсказка в названии портала.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Чел, ты пустозвонишь зря. Открой отчет ОЗОНа и посмотри его накопленный убыток.

Все деньги от IPO пойдут на покрытие дыр и выплаты долгов.
При этом если оборот увеличится еще на 90%, как вещает Шульгин, то через год при текущей экономике, им придется продать на SPO все оставшиеся акции, чтобы просто профинансировать оборот) и на выходе будет все так же цбыток.

При этом на данный момент АФК и Баринг закопали в ОЗОН порядка 140 ярдов.

Какие, блин, миллиарды долларов прибыли, болтун?
Юлмарт по той же схеме работал. Сколько он принес акционерам?))

П.С. Миллиарды долларов принес Фикспрайс на IPO, потому что он прибыльный. Там люди просто вышли в кэш и все.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Я даже примеры вам не буду искать, если вы сравниваете 2 российские кампании работающие по западной методике выхода на рынок, не понимая в чем суть данной методики.
Как вы считаете стали бы закапывать миллиарды просто ради кайфа? Врятли ваши трехзначные суммы позволяют оценить смысл данной операции.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

"Западная методика" выхода на рынок"? Что за клоунада? Это так IPO обзывается? И что?

Все, что вы можете ответить на приведенные цифры это "ну они же не дураки"? 
Аналитика 88 лвл ) Странно, что, как раз, ВСЕ защитники ОЗОНа ничего не соображают в его бизнесе...

Скажите, а в Юлмарте "ради кайфа" миллиарды закопали?
И во всех других убыточных проектах? Или как?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Где я защищал озон? Я защищаю методику инвестирования в убыточные по сути кампании если эти убытки обусловлены операционными расходами на расширение, которое реализуется год от года. А точнее просто венчурное инвестиции в целом.
Вы читаете комментарии вабще или просто агритесь на 2 увиденных слова в целом комменте?
А западная она потому что только на наших порталах я вижу диалоги всмысле хахах, кампания убыточна а тупые миллиардеры заливают ее деньгами, эти тупые миллиардеры сделали свои миллиарды как раз вложив в 10ок таких кампаний. И они уже провели аналитику 99лвл, что 1к10 скорее всего озон стрельнет, а если нет, то они вернут деньги другими инвестициями, которые покроют эти убытки.
Если мы не говорим о приватизированных нац.корпорациях.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

А откуда у Вас такая уверенность, что их убытки обусловлены операционными расходами на расширение, а не просто неверно просчитанной бизнес-моделью? Ни российские, ни западные "планово-убыточные компании" не радуют нас приложением к отчётности, где показано, сколько операционных расходов было на расширение, а сколько не на расширение. Хотя это не сложно сделать. Пока расходы на расширение не более чем заезженная отмазка. Амазон, который постоянно приводят в пример, кардинально изменил бизнес модель, чтобы выйти в прибыль, а не просто дождался высокой доли рынка. Я бы не стал ожидать тех же подвигов от компаний из списка в статье. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

Потому что юнит-экономика это первое что считается при таких инвестициях, если бы она не сходилась, то ни один нормальный инвестор не стал бы дальше даже разговаривать.
Я не рассматриваю здесь ситуацию с коррумпированным сговором, потому-что это слишком просто, все скинуть на коррупцию, тогда не имеет смысла никакие модели обсуждать.
А речь о том, что инфраструктура таких бизнесов давно выстроена(как персонал, сервисы, администрирование и логистика) и сейчас повышенные расходы связаны только с демпингом и агрессивной рекламной кампанией. Те риски которые связаны с неудачной захватой рынка уже посчитаны и инвесторы всегда идут на эти риски.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Если Вы говорите про стартап или новую бизнес-модель, то юнит-экономика там во многом построена на допущениях и, если инвестора в них убедили, он даст денег. Из разряда "мы показываем отрицательную юнит-экономику, но она будет положительной как только уровень пенетрации услуги в России будет равен аналогичному показателю в Европе, а компания сохранит текущую долю рынка при кратном росте его емкости". Ну как по мне такое себе допущение.

Если мы говорим про Озон и вложения АФК, которые были...сколько...лет 17 назад. То это вообще был другой бизнес. Деньги дальше поступали под инициативы. Я каждый день вижу, каких трудов в работающем бизнесе финансистам стоит, чтобы обратить внимание на проблемы юнит-экономики отдельных инициатив, когда внутренний предприниматель "прет вперед". И в очень крупных компаниях с выстроенной системой управления есть кейсы смыва денег в унитаз в рамках финансирования инициатив, на что расчеты указывали изначально. Причины могут быть разные. Например, собственник решил, что ему будут давать мультипликатор на выручку, не глядя на все остальное, какая тогда юнит-экономика (это кейс для непубличной компании).

Ну и, самое главное, Вы говорите про инвесторов, у которых есть доступ к финансовой картине изнутри (управленческая отчетность, менеджмент). И которые принимают риски, потому что у них есть грамотно сформированный портфель из таких "озонов", где успех одного перекроет неудачи остальных. Розничный инвестор никогда не сможет принимать решение на таком уровне, потому что, во-первых, не владеет всей информацией, во-вторых, распоряжается меньшим объемом капитала. В результате, инвестиция в Озон для розничного инвестора - это просто положиться на удачу.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кучеряев

По всем пунктам согласен,
по третьему уточню, что именно поэтому для частного инвестора и делается фонд, со всей экспертизой и допусками. Вопрос только в компетентности фонда и объеме портфеля. (конечно в российских реалиях возникает очень много разных "но", и мы должны пытаться двигать систему, чтобы оставалось все меньше таких изъянов)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Фонды, позволяющие инвестировать в инновации, это прекрасно. Двигать систему, на мой взгляд, можно было где-то в 2004, сейчас разве что подпирать. Но это просто мнение.
Честно, не задавался вопросом, но думаю, даже при решении инфраструктурных проблем, с которыми связано развитие таких фондов, большая часть частных инвесторов будет вкладывать деньги напрямую в актив. Тот же Озон, его акции покупают не как часть портфеля фонда, а формируют собственный, где он может занимать существенную часть.
И тут есть два варианта решения проблемы. Институциональный (быстрый): ввести ограничения либо на допуск к таким бумагам не через фонды (сейчас на меня польются помои со всех сторон), либо ввести ограничения на допуск к IPO для самих компаний, чтобы публичными становились компании уровня условного FB, когда он стал публичным, а не уровня "мы 17 лет работаем, ни одного года прибыли, сейчас новая волна развития, нужны деньги, у вас есть прекрасный шанс поучаствовать, управленческая отчетность для управленцев, вот смотрите в фин отчет на 3 сосны, и не забивайте голову риском того, что это все для обкэшивания нашего мажоритарного акционера".
И интеллектуальный (долгий): человек же не станет конструировать автомобиль, не имея должного образования, в данном случае образование является неким барьером для входа; а в инвестиции единственный барьер для входа - это скачать приложение. Каждый должен понимать, где уже "не по нему шапка". Отнести деньги в фонд // проанализировать классическую акцию стоимости // проанализировать финансовую модель венчурного бизнеса (в условиях ограниченной информации) это очень разные задачи по уровню сложности и требованиям к квалификации.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда