Сезон отчетов. Итоги деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России за 2020 г

Маркетплейсы занимают все большее место на рынке e-commerce. Такой формат удобен потребителям, но насколько он выгоден для собственников и инвесторов?

Мы сотрудничаем с множеством предпринимателей, которые запускают и развивают свой бизнес. Составляем бизнес- планы и проводим исследования рынков. Постоянно собираем и анализируем информацию.

Анализ финансовой отчетности крупнейших компаний, которая подлежит обязательной публикации в соответствии с законом, - наша ежегодная весенняя традиция в рамках отслеживания современных рыночных трендов и изучения лучших практик.

В этом году мы провели анализ деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России и сервисов по доставке еды.

Сегодняшний материал – о маркетплейсах.

Источники информации для анализа https://www.audit-it.ru/, https://www.rusprofile.ru/, https://www.nalog.ru/, сайты компаний, собственные расчеты.

Крупнейшие онлайн-маркетплейсы России по объему выручки в 2020 г.

Совокупная выручка 5 крупнейших маркетплейсов России за 2020 г. составила 355 млрд руб., совокупный убыток- 26 млрд руб.

Из пяти вышеуказанных маркетплейсов прибыльным является только Wildberries, прибыль за 2020г. составила 2 млрд. руб. Остальные сервисы убыточны в течение всех последних лет своей деятельности.

Прибыль крупнейших онлайн-маркетплейсов России в 2020 г.

Подробнее об итогах деятельности каждого маркетплейса.

В рамках анализа финансовой отчетности рассмотрены основные показатели деятельности компаний за последние 5 лет: выручка, чистая прибыль, активы, обязательства, источники финансирования.

1. Wildberries (ООО "Вайлдберриз")
Выручка ООО "Вайлдберриз" за 2020 г. составила 170 млрд руб., а чистая прибыль – 2,1 млрд руб.

По сравнению с 2019. Прирост выручки составил 45%, а снижение прибыли – 52%. Рентабельность по чистой прибыли в 2019г. составляла 3,8%, в 2020 г. значение рентабельности снизилось до 1,2%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 32 млрд руб., заемные средства так же составили 32 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 32%.

Запасы на конец 2020 г. составили 46 млрд руб., прирост по сравнению с 2019г. составил 19%. Дебиторская задолженность составила 16 млрд руб., прирост по сравнению с 2019 г.- 122%.

Суммы прироста кредиторской задолженности и заемных средств аналогичны сумма прироста запасов и дебиторской задолженности, из чего следует вывод, что заемные средства направляются на пополнение оборотных средств.

Чистые активы на конец 2020г. составили 9 млрд руб. В основном чистые активы обеспечены запасами и дебиторской задолженностью.

2. Ozon (ООО "Интернет-решения")

Ozon представляет собой холдинг из нескольких юридических лиц, основным юридическим лицом, указанным на сайте Ozon, через который ведется деятельность маркетплейса является ООО «Интернет-решения». В холдинг входит ООО «Озон холдинг», показатели его деятельности незначительны и не учитывались при данном анализе.

Учредителем ООО «Озон холдинг» является кипрская Ozon Holdings PLC, в 2020 г. этой компанией было проведено IPO, но на отчетность российских юридических лиц по итогам 2020 г. это влияния не оказало.

Выручка ООО "Интернет Решения" за 2020 г. составила 112 млрд руб. убыток – 17 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 79%, а убыток уменьшился на 15%. Важно отметить, что показатели рентабельности на протяжении всей истории деятельности компании являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 49 млрд руб., заемные средства составили 6 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 143%.

При этом запасы и дебиторская задолженность выросли на 37%, а денежные средства на 1180%.

Можно сделать вывод, что компания на конец года аккумулировала денежные средства от реализации своей деятельности на расчетных счетах, а не направляла их на текущие расчеты.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 51 млрд руб., а сумма накопленного убытка 48 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

3. Lamoda (ООО "Купишуз")

Выручка ООО "Купишуз" за 2020 г. составила 40 млрд руб. убыток – 1,6 млрд руб.

По сравнению с 2019. прирост выручки составил 16%, а убыток увеличился на 79%. Показатели рентабельности в 2017-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 7 млрд руб., заемные средства составили 4 млрд руб. По сравнению с 2019 г. снижение суммы заемных средств и кредиторской задолженности составило 7%. При этом запасы и дебиторская задолженность снизились на 20%.

Все показатели деятельности компании снизились, что привело к уменьшению чистых активов. Чистые активы на конец 2020 г. составили 1,8 млрд руб. и сократились на 1 млрд. по сравнению с 2019 г.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала- средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 5,4 млрд руб., а сумма накопленного убытка 3,5 млрд руб.

4. Yandex Market («Беру») (ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ")

Выручка ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ» за 2020 г. составила 32 млрд руб. убыток – 6 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 64%, а убыток увеличился на 22%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания, судя по отчетности, не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

В 2018-2019 гг. увеличен уставной капитал и привлечен добавочный капитал на общую сумму 22 млрд руб. Эти средства являются источником финансирования накопленного убытка.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 11 млрд руб.

5. СберМегаМаркет (Goods.ru) (ООО «Маркетплейс»)

Выручка ООО «Маркетплейс» за 2020 г. составила 0,8 млрд руб. убыток – 3млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 183%, а убыток увеличился на 30%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 9 млрд руб., а сумма накопленного убытка 7 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

Выводы

Какие выводы можно сделать по итогам анализа финансовой отчетности крупнейших маркетплейсов России за 2020 г.?

Распространение интернета, рост онлайн-торговли и ограничения 2020г. обеспечили интерес покупателей и продавцов к формату маркетплейсов.

Этот интерес привел к бурному росту выручки и доходов компаний. При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль, как в случае Вайлдберриз и Яндекс.Маркет, а в других рассматриваемых случаях - компании практически никогда и не были прибыльными.

Другим важным показателем выступает размер чистых активов. Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
У всех анализируемых компаний в 2020 г. чистые активы были положительными. Лидером по сумме чистых активов стал Yandex Market, занимающий 4-е место по сумме выручки среди российских онлайн-маркетплейсов.

Как мы знаем, классической целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Но в современных реалиях жизни мы видим массу примеров того, как компании работают десятки лет и не приносят прибыли никогда.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Денис Демидов
При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль

Это для человека далекого от бизнеса парадоксальная ситуация. 
Рост выручки всегда заставляет вкладываться в свои мощности, при любом росте неизбежны капитальные затраты.
Даже в банальной перепродаже кассовый разрыв может наступить одновременно вместе с ростом продаж, сколько компаний закрылось именно на подъеме. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

То есть нет ни одного бизнеса, у которого параллельно с ростом выручки чистая прибыль тоже растёт? Вот оно, глубокое погружение в бизнес. 
Приводить в качестве аргумента то, что компании попадают в ловушку роста и банкротятся, явно не лучший аргумент, чтобы доказать, что автор статьи далёк от бизнеса. Может быть, это такие компании от него далеки?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Я не могу сказать про все бизнесы, не знаю, но про екомерс могу говорить, с 2006 года в нем, а статья как раз про екомерс

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Ну я знаю в России минимум 2 бизнеса, у которых е-ком растет быстрыми темпами и у которых он прибыльный. Правда, у обоих е-ком это часть бизнеса, поэтому тут вопрос в корректности выделения его результата. Но обе компании собаку съели на ФСА и применении методик адресного распределения затрат на каналы продаж и т.п., поэтому, полагаю, выделенному результату можно доверять.
Кстати, может, это не случайно, что именно е-ком направления классических ритейлеров прибыльны.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Прибыльными быть не проблема, проблема при этом бороться за первое место.
У классического ритейла прибылен екомерс, так как львиная доля его затрат уже учтена в офлайне))))

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Я поэтому и писал про грамотное распределение. Оно предполагает, что к примеру, затраты на ит инфраструктуру и на продвижение вы будете относить адресно. А директорский состав это не львиная доля расходов.
Разница в том, что классический ритейл накладывает новую структуру на экономически эффективно работающие процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вся «эффективность» классического ритейла в том, что он уперся в потолок, поактически нет затрат на рост, поэтому занимается снижением костов где только можно, это как состоявшийся человек, доходы на максимуме, перспектив ноль.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

То есть когда М Видео отчитывается по своим операционным результатам в части е-ком сегмента, это результаты упершегося в потолок бизнеса? При этом, согласно управленческой отчётности М Видео этот сегмент имеет положительную операционную прибыль при росте сегмента, сопоставимом с другими компаниями е-ком отрасли.
Расхожее мнение, что управлением расходами нельзя заниматься в параллели с интенсивным ростом и привело "озоны" в то место, где они находятся. Несмотря на современные модные веяния, это не взаимоисключающие процессы, потому что управление расходами предполагает далеко не только пересмотры штатного расписания.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Они в онлайне дотянулись до новых для них клиентов, или это обычный бизнес-канибализм? 
Если бы они реально увеличивали свою аудиторию, то они бы провели одно их самых успешных ipo, а не озон.
Они уперлись в потолок, расти можно только в условный Казахстан как это dns сделал недавно.
Для екомерса офлайн часть это большое ограничение, так как офлайн не даст сделать ниже себестоимость продажи, а две разных цены (офлайн и онлайн) убью офлайн без существенного роста онлайна.  

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Эмм...М Видео провели своё ipo, когда е-комом в России ещё не болели. И провели его нормально. Им надо было провести второе по Вашей логике?
И я бы не называл успешным ipo компании, проведённое исключительно с целью постепенного выхода существующих акционеров из "успешного" бизнеса.
Даже если присутствует эффект канибализации, как это влияет на то, что у М Видео, в отличие от других компаний на этом рынке, бизнес-процесс экономически эффективен. Вы не можете обнулить выручку е-ком направления, потому что до этого клиентская база была в другом направлении. Ибо в противном случае, эта клиентская база отвалилась бы в принципе. А вот эффективность традиционных каналов продаж из-за такого канибализма снизилась, да. Но не е-кома.
В итоге, мы имеем компанию на рынке, которая сумела интегрировать весь этот "инвестиционно затратный процесс" и сделать его прибыльным. Вопрос управленческой зрелости, которой, на сегодняшний день, у озона нет.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

На основе чего вы делаете вывод, что в озоне что-то не так с управлением?
PS привлечение дешевых и длинных денег главнейшая задача в любом бизнесе, с чем ipo справляется лучше всех. Если бы екомерс часть мвидео была бы реально эффективна и перспективна, её выделили в отдельную компанию и вывели бы на ipo, чтобы иметь ресурсы на рост.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Вы считаете, что акционеры М Видео так сильно хотят размыться? Посмотрите баланс компании, там проблемы с длинными деньгами нет. И заемное финансирование пока ещё дешевле, уж для М Видео, одного из дивидендных аристократов в России, это точно. То, что кто-то исчерпал лимиты на долговом рынке и побежал на ipo, не значит, что так должны делать все.
Незрелость управления в озоне мне видна из цифр, демонстрируемых последние лет 10, из которых ясно, что самым громким голосом в компании обладают далеко не те, кто обычно отвечает за эту самую зрелость. А также то, что пока так называемый прирост совокупного достояния акционеров эти самые акционеры в озоне не получили. Я не про розничных инвесторов, поучаствовавших полгода назад в ipo, а про тех, кто сделал вложения 20 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

У вас мышление устарело лет двадцать назад, еще в 90-х.
Смысл бояться размытия доли, когда 10% от миллиарда это лучше чем половина от ста миллионов? 
Какая может быть эффективность у мвидео, когда он давно остановился, роста нет и не предвидится, только медленная смерть, тогда как озон растет как на дрожжах.
Когда рост остановится, то будет прибыль и дивиденды, озон превратится в мвидео, самого мвидео к тому времени уже не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

У меня, может, мышление и 90-х, но оно хотя бы мое. А Вы похожи на человека, цитирующего модное СМИ, не задумываясь о смысле сказанного. Я, конечно, догадываюсь, кто с уолл стрит нассал Вам в уши. Но не будем поминать её в суе.
Эффективность пока еще ростом не измеряется. Это соотношение достигнутых целей и затраченных ресурсов, так, если что. В противном случае любая оценка бизнеса строилась бы на мультипликаторах к выручке. А ещё лучше к объёмам в натуральных показателях. Поэтому эффективность вполне может быть у "не модной" компании и отсутствовать у "модной".
А мы давно стали относиться к компании с 20-летней историей как к стартапу? В озон вкладывали деньги еще при курсе доллара 30 рублей. В актив, генерирующий рублёвую выручку. Не знаю насчёт афк, но баринг точно показывает своим инвесторам доходность в долларах. Даже если бы рост озона был прибыльным, как думаете, что он мог бы им показать? Для этих бедных акционеров ipo это единственный способ хоть как-то выйти из этого дерьма. И я искренне желаю им в этом удачи, потому что менеджмент озона засрал всё, что можно, и очень сильно подвел своих акционеров.
Теперь насчёт сравнений. Почему Вы решили, что я сравниваю зрелый М Видео и, якобы, молодой озон? Я сравниваю кусок бизнеса М Видео, который работает с озоном на том же рынке, находится в той же стадии развития, имеет такую же потребность в инвестициях (ну разве что М Видео может собственные магазины использовать как пункты выдачи, но при тренде, что эти пункты появляются в каждом подъезде, не решающее преимущество) и даже торгует отчасти тем же. И вот этот кусок прибыльный (=эффективный), а озон нет. Более того, у озона, наверное, и оборот больше, чем у куска. То есть даже эффект масштаба ему не помогает.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Дядя ты дурак? (С)
Мне ссать в уши не нужно, я в екомерсе 15 лет, я изнутри вижу почему озон убыточный и почему это верная стратегия. 
А вот вы не имеете об отрасли даже малейшего представления, начитались финансовых статей, чтобы свои кровные 20 тр с зарплаты вложить и щеки надуваете.
Ладно, вижу вас истина не интересует, просто хотите спорить. Всего вам доброго.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Быть где-то 15 лет и разбираться в справедливой оценке актива немного разные вещи. Если бы в ИБ были 15 лет, возможно, Вас стоило бы послушать. А доводы "я знаю, почему мы убыточные, все в порядке" и "мы убыточны, потому что у нас современное мышление" это не что иное как результат ссанья в уши.
Я Вам не из книжек аргументы привожу, хотя их тоже не мешало бы кое-кому почитать. Я финансовые модели делаю каждый день, в последнее время и для е-кома. И вижу, что ничего нормального в этой "плановой убыточности" на протяжении 20 лет нет. Думаете, Вы первый "отраслевой эксперт", который пытается оспорить реальность, основанную на цифрах, аргументируя это своим 15-летним пребыванием в индустрии? Как говорится, если бы мне давали доллар за каждого такого эксперта. 
Если Вы считаете, что менеджмент озона не мог обделаться, потому что они много лет в отрасли, почитайте историю амазона начала 2000-х. И то, благодаря чьему совету они тогда не обанкротились (спойлер: речь идёт о человеке, на тот момент очень далёком от отрасли е-кома).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Амазон в США уперся в потолок в екомерсе, , как и доля екомерса в торговле перестала быстро расти, стал местным «мвидео», от того стал давать прибыль.
Екомерс РФ сильно отстает, потенциал роста 200-400% как минимум, поэтому, нужно думать о доле рынка, а не о прибыли.
Все инвесторы это понимают, от того годами вкладывают в озон, а потом еще и ipo одно из самых успешных проводят, если не самое успешное в РФ

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Самое успешное IPO в РФ? Вы то, что происходило до 2010, решили вычеркнуть из памяти, чтобы было проще жить со своим мировоззрением инноватора? 
А у Вас, в принципе, на горизонте есть какие-то показатели, кроме роста? Когда я говорил про Амазон и 2000 год, то имел в виду не то, во что он упёрся, а предбанкротную ситуацию, до которой компанию довели люди "много лет проработавшие в этой отрасли и знающие, почему она должна была находиться в таком состоянии". А вывели ее из этой ямы совсем не е-коммерсанты и не за счет прироста пользователей. И только после этого компания начала показывать прибыль. Ну и ещё после тотальной смены бизнес-модели. Так вот, если в озоне не найдётся людей, которые хотя бы попытаются сказать, что 20-летняя плановая убыточность это такая себе стратегия, не долго нам останется наблюдать за "самым успешным ipo в рф".

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

По вашей логике, прибыль дают только те, кто собирает урожай, а те кто сеет нафиг не нужны, «такая себе стратегия» сеять что-то, надо сразу урожай собирать.  

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Нет, по моей логике после 20 лет сеяния хорошо бы увидеть какой-нибудь урожай)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

По настоящему, екомерс только в прошлом году начал расти как следует, сейчас время сеять, глупо идти против рынка, писать против ветра.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

То есть Озон промахнулся на 20 лет с определением посевного сезона? Или он все это время готовился?
Вы понимаете, что такие аргументы могут привести бизнес на дно? Мне прям интересно, как они 20 лет назад это инвесторам объясняли? Ну, дайте нам сейчас денег, когда-нибудь придет время посева. Что? Вероятность макроэкономических рисков на длинном периоде возрастает? Не, не слышали о таком. И тут херак: финансовый кризис 2007, обесценение рубля, санкции, падение реальных доходов населения и только после этого начало посевного сезона.
Я очень сомневаюсь, что АФК и Баринг давали деньги на таких условиях. Они уже 5 раз должны были окупить свои инвестиции. А то, что в прошлом году начало что-то там расти, так это просто удачное стечение обстоятельств, а не результат грамотных управленческих решений. И компаниям, которым надо окупать вложения начала 2000-х это не сильно поможет.
Они с М Видео почти ровесники: 1993 и 1998 год соответственно. Только при этом про М Видео, давшее своим акционерам уже раз 10 возврат на первоначальные инвестиции, мы говорим как про зрелый бизнес, упершийся в потолок, не способный показать рост из-за высокой базы и т.п., а Озон у нас "дизраптив инновация в стадии роста". Так, может, он в стадии роста, потому что за 20 лет не накопилось высокой базы?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А чему вы удивляетесь, масса примеров, как прогорали бизнесы с идеей сильно опережавшей время, а озон не прогорел, имеет все шансы стать n1 и сделать 100 кратный возврат первоначальных инвестиций. 
Тут вопрос соотношения риска и потенциального выхлопа, кто-то мвидео, кто-то облигации гос. займа, кто-то под матрас деньги кладет, каждому свое, о чем спор?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Спор в том, что Озон как компания не прогорел только потому, что его акционеры постоянно вливали в него деньги. Сверх того, что запланировали изначально. А теперь подумайте, это какой же возврат (который надо еще продисконтировать) должен быть на постоянные вливания, которые начались, как я уже говорил, с долларом по 30 рублей (для акционеров этих акционеров возврат надо обеспечить в долларах, а не в рублях). И ни один инвестор на старте не станет инвестировать в бизнес "опережающий время на 20 лет" с неясной возможностью возврата. Я говорю не про таких инвесторов, как Илон Маск или правительства стран, а про тех же АФК и Баринг, которым надо на регулярной основе показывать результаты, т.к. они вкладывают не свои деньги. Для фондов вообще есть стандарт не сидеть больше 7-8 лет в одном проекте, тем более, в такой стране как РФ. Так что для них, как для инвесторов, проект "Озон" уже в списке неудавшихся. Вы же не прикидывали финансовую модель и не знаете, окупятся ли их инвестиции в долларах, даже если он станет №1 в РФ и уровень проникновения услуги в РФ будет как на западе. Так откуда Вы знаете про 100-кратный возврат? На сегодняшний день история с IPO - это возможность для акционеров выйти из этого бизнеса хотя бы на уровне доходности депозита в Сбербанке за весь период, который они в нем провели.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Тут нужно еще особенности рынка РФ принять во внимание, где даже крупняк не гнушается контрабанду продавать, где некоторым типа али разрешают без налогов работать. Торговля это самая конкурентная отрасль в стране, самая трудная, тогда как озон всегда был белым и пушистым, тот же wb даже теоретически не смогут ipo провести. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Согласен. Тем меньше привлекательности это добавляет публичной компании на таком рынке, если твои реальные и потенциальные конкуренты могут сформировать лучшую структуру издержек, работая в черную. И тем меньше вероятность стать №1 у белой компании, если за чернухой, к примеру, будет чиновничье финансирование, которого в масштабах России может хватить, чтобы не выходить ни на какое IPO. То есть это только добавляет риски к окупаемости вложений в Озон.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Не согласен на счет рисков, белый подход в долгую много надежнее, скорее это увеличивает сроки окупаемости.
Завтра условный Путин умрет и многие полетят кто платил абонентскую плату, чтобы не трогали, а Озон будет работать.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Ну попробуйте найти инвестора в проект под допущение, что "завтра условный Путин умрет" (зря я тут зареган со своего фейсбука, конечно). Это событие, которого нужно сначала дождаться, а потом инвестировать. Где гарантии, что новый человек не будет поощрять ту же систему? Или в России до 1999 г. не было коррупции и нездорового слияния бизнеса и власти?
Но, в любом случае, даже если в долгосрочной перспективе белая схема выигрывает (я, в принципе, с этим не спорю, потому что иначе невозможно привлечение иностранного капитала), сейчас все выглядит так, что Озон не в состоянии показать положительную экономику, работая в белую, да даже и в черную, если только обналом не займется через своих ИПшников на доставке. И что для этого нужно, не знаем ни мы, ни сам Озон. "Стать №1 на рынке" должно как-то оцифровываться и в деньгах, и в годах.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Это я к тому, что быть эффективным и белым, не тоже самое, что быть серым и эффективным, поэтому, так в лоб не сравнишь компетенцию руководства и продуманность стратегии. 
Белая и пушистая выигрывает в долгую не потому, что новая власть будет нетерпима к коррупции, а потому, что новые люди будут схемки мутить с новыми, чтобы никто не сказал, что они такие же как старые, с тем же ворьем работают.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Я сравнивал один из каналов сбыта М Видео и Озон. Если кто-то из них черный, то это не М Видео.
И на финансовом рынке не раздаются призы в виде капитала за то, что работаешь в белую, там раздаются призы за эффективность.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда