{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Поезда против ракет или почему ЖД интереснее SPCE

Тема моих постов - “обычные” отрасли и инвестиции в них. Конец прошлой и начало этой недели отмечено падением хай-теков и космических компаний, NASDAQ падет, акции Virgin Galactic просто рушатся да так, что позавчера днем Санкт-Петербургская биржа была вынуждена приостановить торги по этим бумагам из-за падения на 20%, как того требует биржевой регламент. (Из тех, кто держал у себя в портфеле упавшие с февральских максимумов аж на 70% бумаги SPCE, “спаслись” те, кто встал пораньше и зафиксировался на утренних торгах СПб биржи). А вчера вечером “космический” ETF Кэти Вуд объявил о том, что продал почти все акции компании.

Инвесторы на ожиданиях высокой инфляции корректируют свои прогнозы по инновационным секторам и обращают внимание на «вечные ценности»: сталь, золото и древесину. А я предлагаю посмотреть на отрасль старых добрых железных дорог.

Почему-то бытует мнение, что в Северной Америке они находятся в каком-то маргинальном состоянии, а доминирует там автомобильный транспорт и авиация. Для пассажирских перевозок это, отчасти, справедливо, но в грузовых железные дороги играют ключевую роль для всего континента.

Сеть путей в Северной Америке очень плотная и протяженная - она примерно в 2 раза длиннее китайской и в 3 раза превосходит российские железные дороги. Стоит уточнить, почему я пишу про Северную Америку, а не про США отдельно. Дело в том, что сеть эта интернациональна: в нее входят дороги США, Канады и Мексики.

Сеть эта состоит из 7 независимых частных дорог. Пять крупных владельцев дорог имеют “прописку” в США, два - в Канаде. Эти компании управляют собственными поездами на собственных путях.

Развитие железнодорожного транспорта стало локомотивом развития Америки, однако к середине 20 века его значение стало падать. Из-за чрезмерно жесткого госрегулирования железные дороги не имели ни импульса, ни средств для развития. Закон о межгосударственной торговле 1887 года и другие акты регулировали каждый аспект деятельности ЖД компаний: они были обязаны утверждать все тарифы, обслуживать нерентабельные железнодорожные маршруты и поддерживать “непопулярные” грузовые направления. В итоге, к 60-м годам отрасль практически лежала на боку.

В каденциях президентов Форда и Картера в период с 1970 по 1980 год было разработано новое законодательство, которое дало компаниям свободу и отрасль начала восстанавливаться. Да не просто восстанавливаться, а расти как на дрожжах. И этот рост продолжается и поныне

Вот графики роста акций основных игроков за последние 5 лет.

Как видите рост впечатляет - от 170 до без малого 300%.

В конце прошлого года начались разговоры о возможной продаже компании Kansas City Southern канадской Canadian National. Эксперты спорили о возможности такой сделки: несмотря на существенно упростившееся регулирование в части слияний и поглощений регулятор Совет по наземному транспорту (U.S. Surface Transportation Board) непрошибаем и не одобрял подобных сделок около 20 лет.

20 апреля бумаги Kansas City Southern резко выросли почти на 15% на новости о том, что в борьбу за компанию вступили вторые канадцы - Canadian Pacific, оценив Kansas City Southern в $33 млрд, против оценки конкурентов в $30 млрд.

А тут еще и регулятор заявил, что не будет рассматривать сделку через призму своих специфичных для отрасли требований, а просто проследит за соблюдением “общечеловеческих” антимонопольных требований. Победитель в этой “борьбе ставок” создаст крупнейшую сеть, соединяющую три страны - Канаду, США и Мексику.

Одним словом, на мой взгляд, североамериканские перевозчики это хорошая долгосрочная инвестиция в понятный сектор. Здесь низкая волатильность бумаг и понятные перспективы - в отличие от автомобильного транспорта потенциальное внедрение беспилотных систем и переход на принципиально иные виды энергии не перевернут рынок, а стоимость бумаг не зависит от даты объявления “первого полета” при куче проданных билетов, как в случае с Virgin.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Александр Кучеряев

Почему в жд транспорте нельзя ждать беспилотных систем и новых источников энергии?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шилковский
Автор

Спасибо за замечание, можно ожидать, конечно. Имел в виду, что внедрение таких систем не перевернет рынок. Поправил

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Государство выделяет деньги на зелёную энергетику, электромобили и микроэлектронику - волки с Уолл-стрит выходят из Теслы и заходят в нефтянку, банки и железо.  

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Антохи

При чем тут Маск - не совсем понятно, в статье речь про Virgin.

История же конкретно Маска - это отдельно взятая история, которая может расти долго и стать мировым паровозом надолго, а может и сдуться. 

Если смотреть на индексы, то менее 2% компаний (могу ошибаться в точной цифре, но порядок такой), входящих в индекс, обеспечили почти весь прирост индекса на периоде в 10-20 лет. Способа предсказать, какие это будут компании в будущем, нет. 

Безотносительно того, верите вы в Маска или нет - вкладываться в одну компанию - это лотерея. 

Вы вот говорите, что это шапито, но у вас нет никаких оснований так говорить. Так же как нет и оснований говорить обратное.

Это исключительно личное мнение. Вы можете случайно оказаться правым, а можете и ошибиться. 

Мне лично Маск и его стиль общения с инвесторами не нравятся. При этом я уже ошибался на тему динамики акций той же Теслы. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Damnin Danitov

Покупал Галю по 27 на новостях про тот фонд, продал по 52 через месяц. А вот у железнодорожных стоков с волатильностью не очень, все таки хотелось бы прибыль здесь и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда