{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сезон отчетов. Часть 2. Итоги деятельности крупнейших служб доставки еды России за 2020 г

В последние годы фудтех из нишевой отрасли превратился в массовый рынок. За время пандемии у россиян появилась устойчивая привычка к доставке всего необходимого на дом, и с окончанием ограничений эта привычка не исчезла.

За прошлый, 2020 г. российский рынок фудтеха получил мощный толчок и вырос более, чем в 40 раз.

В сегодняшнем материале мы анализируем финансовые отчеты крупнейших служб доставки еды и продуктов России за 2020г.

Для анализа мы выбрали сервисы, для которых доставка является основным видом деятельности. Такие игроки, как, примеру, Х5 ритейл групп, развивающая сервис доставки «Впрок», в данном исследовании не учтены. Такие сервисы работают в рамках крупной многопрофильной структуры без выделенных юрлиц, результаты их деятельности сложно вычленить из общей отчетности компаний.

Источники информации для анализа https://www.audit-it.ru/, https://www.rusprofile.ru/, https://www.nalog.ru/, сайты компаний, собственные расчеты.

Крупнейшими сервисами по доставке еды и продуктов в России в 2020г. были: СберМаркет, Утконос, Delivery club, Самокат, Яндекс.Еда.

Крупнейшие службы доставки еды России по объему выручки, 2020 г.

Совокупная выручка 5 крупнейших служб еды России за 2020г. составила 54 млрд руб., совокупный убыток — 20 млрд руб.

Чистая прибыль крупнейших служб доставки еды России, 2020 г.

Несмотря на такой взрывной рост выручки, все сервисы, судя по официальной отчетности, являются убыточными.

Подробнее об итогах деятельности каждого сервиса.
В рамках анализа финансовой отчетности мы рассматривали основные показатели деятельности компаний за последние 3 года: выручка, чистая прибыль, активы, обязательства, источники финансирования.

1. СберМаркет (ООО «Инстамарт Сервис»)

СберМаркет — один из самых молодых сервисов на фудтех-рынке России. Учредителем является кипрская компания инстамарт холдинг ЛТД.

Выручка ООО «Инстамарт Сервис» за 2020 г. составила 14,6 млрд руб. убыток – 5,3 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. выручка выросла в 8 раз, а убыток увеличился в 11 раз — с 447 млн руб. в 2019 г. до 5,3 млрд руб. в 2020 г.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 572 млн руб., заемные средства — 125 млн руб.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала — средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 12,3 млрд руб., а сумма накопленного убытка- 5,8 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 6,5 млрд руб. Чистые активы, в основном, обеспечены денежными средствами, поступившими в оплату добавочного капитала.

2. Утконос (ООО «Новый Импульс-50»)

Вторым по размеру выручки за 2020 г. после самого молодого стал самый старый сервис доставки продуктов – «Утконос», начавший свою деятельность в далеком 2004 г.

В период с 2012 г. (момента начала публикации отчетности в открытых источниках) Утконос был прибыльным только дважды: в 2012 г. (прибыль составила 212 млн руб.) и в 2016 г. (прибыль 343 млн. руб.). Во все остальные периоды сервис работал в убыток.

Собственником компании с 2018 г. является ООО «Севергрупп»– инвестиционная группа Алексея Мордашова.

Выручка ООО «Новый Импульс-50» за 2020 г. составила 14,6 млрд руб. убыток – 3,9 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 67%, а убыток вырос на 34%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 2,5 млрд руб., заемные средства компания не привлекала.

Убыток покрывается за счет добавочного капитала — средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 34 млрд руб., а сумма накопленного убытка 32 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 13 млрд руб.

3. Delivery club (ООО «Деливери Клаб»)

Delivery club начал свою работу в 2009 г.

Выручка ООО "Деливери Клаб» за 2020 г. составила 10,4 млрд руб., убыток – 5,9 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 112%, а убыток увеличился на 11%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 3,2 млрд руб., заемные средства компания не привлекала. Кредиторская задолженность сократилась в 5 раз по сравнению с 2019г.

Убыток финансируется за счет увеличения добавочного капитала — средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 23 млрд руб., а сумма накопленного убытка 16 млрд руб.

Чистые активы компании в период 2017-2019 гг. были отрицательными, на конец 2020 г. чистые активы положительные и составили 7,3 млрд руб.

Чистые активы увеличились за счет сокращения кредиторской задолженности. Увеличение сумм добавочного капитала и одновременное снижение кредиторской задолженности позволяют сделать вывод, что обязательства перед поставщиками были оплачены за счет средств собственников.

4. Самокат (ООО «Умный ритейл»)

Самокат был создан в 2017г. как локальный сервис в Санкт-Петербурге. В 2019 г. 27% долей сервиса были проданы фонду «Пик- инновации» в обмен на инвестиции $10 млн, что дало возможность сервису начать развитие на федеральном уровне.

Выручка ООО «Умный ритейл» за 2020 г. составила 8,5 млрд руб. убыток – 3,5 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. выручка выросла в 27 раз, а убыток увеличился в 5 раз- с 694 млн. руб. в 2019г. до 3,5 млрд. руб. в 2020г.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 1,6 млрд руб., заемные средства составили 390 млн руб.

Убыток в 2020г. оплачен за счет добавочного капитала. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 6 млрд руб., а сумма накопленного убытка 4,2 млрд руб

Чистые активы на конец 2020 г. составили 1,7 млрд руб. Чистые активы, в-основном, обеспечены денежными средствами, поступившими в оплату добавочного капитала.

5. Яндекс.Еда&Яндекс.Лавка ООО («яндекс.ЕДА»(

Яндекс.Еда — сервис доставки готовой еды из общепита- создан в 2018 г., в 2019 г. в рамках того же юрлица организован сервис быстрой доставки продуктов — Яндекс.Лавка.

Учредителем сервиса является «Яндекс.Такси».

Выручка ООО «яндекс.ЕДА» за 2020 г. составила 5,8 млрд руб. убыток – 1,5 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 89%, а убыток уменьшился на 3%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 3,2 млрд руб., заемные средства компания не привлекала.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала — средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 6,4 млрд руб., а сумма накопленного убытка — 4,2 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 2,2 млрд руб. Чистые активы, в основном, обеспечены дебиторской задолженностью.

Выводы
2020 год для мирового и российского рынка фудтех-сервисов стал периодом феноменального роста. Рынок находится в активной фазе формирования и еще далек от насыщения.
По прогнозам экспертов, фудтех продолжит свой рост. Такие перспективы привлекают на рынок доставки еды крупных игроков, которые вытесняют и поглощают мелкие компании. В борьбе потребителей и долю рынка компании вкладывают огромные инвестиции в маркетинг и инфраструктуру, однако стратегия выхода на прибыль пока остается призрачной. Выручка компаний растет, но также растут и убытки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда