{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Так кто же занимается управлением рисками?

Управление рисками – одна из задач финансистов. Ещё в прошлом тысячелетии контроль признавался одной из важнейших функций менеджмента. А сейчас на постановку всяческих «систем управления рисками» (СУР) или «систем внутреннего контроля» (СВК) ежегодно тратятся суммы, сопоставимые с бюджетами небольших европейских государств.

Организация СУР или СВК довольно проста. Конкретный процесс дробится на составляющие его подпроцессы, по каждому из которых определяются основные риски. В целях уменьшения последних к подпроцессам привязываются контрольные процедуры, осуществляется страхование, перестрахование и так далее, в зависимости от критичности и важности. В идеале всё достаточно просто, логично и грамотно. Но когда за дело берутся финансисты, остальные нервно курят в сторонке.

Для финансистов построение всевозможных СВК или СУР - просто мечта всей жизни. Просто представьте: множество новых функций, обилие важных заданий по «управлению рисками», никакой ответственности, а субъект контроля повязан по рукам и ногам и никуда в сторону подвинуться не способен – словно ослик в упряжке.

К счастью для любого конкретного бизнеса, внедряющего системы управления рисками, и для российского процесса удвоения ВВП в три раза, финансисты не обладают достаточным пониманием сути бизнеса, но даже не стремятся к этому.

Всё дело в том, что финансисты ориентируются на закон «SOX-404», на эту новую Библию, написанную специально для них. Они так и выстраивают СУР и СВК, отталкиваются от финансовых рисков, в основном от рисков, связанной с финансовой отчётностью; а не от основной деятельности. Деньги финансисты знают, понимают и любят, а основную деятельность – нет.

В этом вопросе содействия от представителей бизнес-подразделений не стоит ждать. Оно и неудивительно, кому захочется собственноручно лезть в кабалу. Принцип «один с сошкой - семеро с ложкой» счастливо пережил две мировые войны, распад СССР и до сих пор повсеместно встречается во множестве компаний: на крупных предприятиях общее число контролирующих подразделений может доходить до десяти. Так с чего бы представителям бизнес-подразделений содействовать в усилении контроля над собой?

Эту ситуацию могли бы исправить консультанты-аудиторы, которые, по идее, должны более ответственно подходить к подобным проектами, будучи, как это принято называть, «методологами развития», «владельцем альтернативной точки зрения» и так далее. Вот только консалтинговые компании в основной своей массе – это просто носитель формальных процедур, которым и следуют не так давно выпущенные и не нюхавшие пороха реального бизнеса выпускники. Разбираются ли такие консультанты в основной деятельности компаний лучше финансистов? Что они ставят вместо СВК? Конечно же то, что хотят большинство финансистов - контроль финансовых процессов.

Итак, мы выяснили, что всяческие СВК или СУР в основной своей массе ограничиваются только финансовыми рисками. Теперь рассмотрим, работают ли такие системы, вообще.

«Конечно же, работают», - возмутятся финансисты. Представители бизнес-подразделений же только довольно усмехнутся. Они-то знают, что формальный подход к построению СУР или СВК не только не уменьшает риски, но даже их частенько увеличивает.

Например, в одном торговом магазине был достаточно высокий уровень воровства. Директор привёл все регламентирующие документы в порядок и нанял специально обученного сотрудника для того, чтобы тот занимался минимизацией краж. В итоге число краж только увеличилось. Дальнейшее расследование показало, что остальные сотрудники, узнав о новом назначении, совсем перестали препятствовать воровству. Действительно, зачем выполнять чужую работу?

Финансисты только думают, что они чем-то там существенно управляют и контролируют. А их любовь к постоянному требованию формализации и вовсе представляется нелогичной. Так, ужесточение контроля за деятельностью департамента закупок, повышение формализации и наличие регламентирующих документов весьма слабо препятствует получению откатов его сотрудниками.

Истина заключается в том, что постоянные требования к формализации представляют собой чуть ли не единственный способ подтверждения деятельности финансистов. Финансисты наверняка знают, что ключевые риски для большинства бизнесов – операционные. Организация контрольных процедур через повышение уровня формализации и отчётности позволяет отгонять от себя подобные мысли и даёт основания считать, что именно финансисты и управляют рисками в компании.

На всякий случай, стараясь повысить качество процесса рисками, финансисты стремятся внедрять сразу две системы, и СВК, и СУР, причём параллельно. В их мнении, что две раздельные системы дадут больше проку, чем одна, есть определённая логика, но она в нашем случае не работает. СВК и СУР – это две стороны одной медали, одного процесса, в идеале ориентированного на то, чтобы действия сотрудников компании как можно больше соответствовали стратегии, а сама деятельность была бы более прозрачной, предсказуемой и управляемой.

Создание сразу двух систем мало того, что приводит к дублированию выполняемых функций, обычно оно ещё и осуществляется двумя разными структурными подразделениями, например, департаментом финансового контроля и специальным департаментом управления рисками. В этом случае представители обеих сторон ставят друг другу палки в колёса, стараются перед лицом руководства выставить своих оппонентов в плохом свете, пытаются высмеивать другие системы, хотя свои строят точно так же; в общем, весело проводят время.

Вне зависимости от того, выстроены ли в компании СВК, СУР или обе системы вместе, в процессе своей непосредственной деятельности управлением рисками занимаются именно те, кто принимают решения как по поводу работы, так и по поводу её организации. Всё, что могут финансисты – пытаться препятствовать принятию тех или иных решений, не соответствующих стратегии. Но постоянная их ориентация на внешнее проявление этих решений, а не на их суть, финансистам явно не способствует.

Это хулиганистое эссе вместе с дюжиной других было опубликовано с 10 лет назад на портале журнала "Финансовый директор". Если вас интересует управление и финансы, менеджмент и манежмент, успешные и провальных кейсы в реальном бизнесе, подписывайтесь на мой телеграм-канал "Тру финансы".

0
1 комментарий
Валентин Потапов

Все за упокой, ничего за здравие не написано

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда