Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов
Несмотря на усилия государства и брокеров по повышению финансовой грамотности, девять из десяти открытых на Московской бирже счетов неактивны.
Первое, с чем сталкиваются люди, открывшие брокерский счёт — инвест-приложения. Но кажется, они не помогают людям стать инвесторами. Изучили несколько мобильных приложений брокеров и рассказываем, что с ними не так.
О каких ошибках брокеров расскажем в статье?
Мы в Surf делаем мобильные приложения, а перед этим изучаем аудиторию. Иногда во время таких исследований у нас случаются инсайты, напрямую не связанные с продуктом. Погружаясь в тему финтеха, мы обнаружили, что банки-брокеры в погоне за новыми инвесторами не слышат своих клиентов. Они пытаются их удержать активным вовлечением в торговлю и играют на желании получить прибыль. А тем временем большинство клиентов не хочет становиться активными трейдерами и ищет на бирже инструменты для долгосрочных инвестиций. Мы выяснили, что не так в брокерских приложениях, и как это можно исправить.
Проблема 1: Определяют личную склонность к риску вместо выяснения цели инвестирования
Некоторые брокеры заботятся о клиенте и помогают им составить портфель. Клиент отвечает на вопросы о личных предпочтениях, а брокер ему сообщает, какие инструменты подходят для инвестиций.
Что не так? Брокер выясняет, насколько человек готов рисковать своими деньгами на бирже и исходя из этого рекомендует ценные бумаги. Но личная склонность к риску не имеет никакого отношения к целям инвестора, ведь их может быть несколько. Например, найти замену депозиту и инвестировать в облигации и одновременно спекулировать акциями. Предположим, клиенту определили умеренный профиль риска и предлагают купить самые популярные акции крупных компаний. У этого инвестора нет опыта торговли, он покупает предложенные брокером акции, а они падают в цене. Денег на счёте становится меньше — клиент понимает, что это не то, что ему нужно, и, разочарованный, уходит с фондового рынка. Его страхи подтвердились.
Что делать? Такой подход невыгоден брокеру в долгосрочной перспективе. Чтобы новички становились лояльными клиентами, повышали свою финансовую грамотность, а со временем совершали больше сделок, им с самого начала нужно предложить то, что они хотят. Для этого вместо склонности к риску лучше выяснить цели клиента. Их может быть много. Например, одна часть капитала — накопления на пенсию, другая — для экспериментов с акциями и IPO.
Проблема 2: Один портфель на все случаи жизни вместо нескольких раздельных
Все покупки в приложении отображаются вместе. Пользователь видит, сколько денег на счëте и какие у него есть бумаги.
Что не так? У инвестора бывает несколько целей и стратегии под каждую из них. Одна и та же бумага может быть в разных пропорциях в нескольких портфелях. Например, в одном портфеле акции Сбербанка для долгосрочной инвестиции, а в другом — краткосрочная покупка на ожидании выхода новостей. Чтобы не путаться, клиенту приходится пользоваться сторонними ресурсами или собственноручно вести таблицы. Это отнимает время и создаëт ощущение, что инвестировать — сложно.
Что делать? Переход инвестора на сторонние ресурсы — опасность его ухода к конкурентам, которые предложат удобный сервис. Чтобы этого избежать, можно разделить счёт на виртуальные портфели. Пользователь сможет дать им названия и видеть, как обстоят дела в каждом.
Проблема 3: Ручные сделки вместо автоматических
Инвестор сам составляет портфель, следит за его наполнением и совершает сделки вручную.
Что не так? Начинающие инвесторы далеки от финансовых рынков. В большинстве случаев они хотят получить смесь самостоятельных решений и доверительного управления. Частично эту задачу решают биржевые инвестиционные фонды, которые предлагают купить часть готового портфеля. Но инвестору такой формат не всегда подходит: у него могут быть другие цели.
Что делать? Брокер может предложить готовый портфель из инструментов, соответствующих цели клиента и его капиталу. Пользователь может согласиться, отказаться или поменять в нëм ценные бумаги. Портфель может собираться автоматически. Например, клиент переводит раз в месяц часть зарплаты, а брокер предлагает ему купить ценные бумаги из списка, который пользователь подтвердил заранее. Одно нажатие — сделки по списку совершены.
Проблема 4: Повышение тревожности вместо того, чтобы успокоить
Графики и котировки на базовых экранах вовлекают пользователя и повышают engagement rate. Но это неправильные входы: вместо получения комфорта у пользователя повышается тревога.
Что не так? Возможно, клиент совершит несколько необдуманных сделок и принесëт брокеру комиссию. Но если приложение будет ассоциироваться с неприятным волнением, пользователь скоро не захочет в него возвращаться.
Как исправить? Выход — позволить инвестору самому настраивать интерфейс. Например, убрать с главного экрана графики и дать человеку возможность отключать в настройках стрелочки «рост-падение» в списке ценных бумаг.
Привлечение новых инвесторов на биржу в России идëт быстро. В декабре 2008 года количество уникальных клиентов физических лиц на Мосбирже — около 2 млн, а в марте 2021 — уже около 11 млн. Кажется, у банков ещё много клиентов, которые могут открыть брокерский счёт. Но такое экстенсивное развитие не будет длиться вечно. Мы в Surf считаем, что на дистанции победит тот, кто обратит свой взгляд на боли пользователя и сумеет грамотно их совместить со своими задачами и выгодой. Мы попробовали это сделать: собрали все инсайты в концепт приложения, которое будет компромиссом между желаниями брокера и его клиентов.
Мы верим, что мир инвестиций должен стать ближе к людям. А что будет на самом деле — как всегда покажет время.
А вам нравятся инвестиционные приложения банков?
Начал инвестировать примерно пол года назад и вообще не согласен со статьей. Описанные пункты меня вообще не волновали и они находятся где-то в конце списка.
Если человек идёт в инвестиции, то он должен чётко понимать, что это такое и быть готовым к просадкам, должен самостоятельно принимать решение о том, что купить и т.д.
Лично я начинал с Тинькофф, но ушёл в ВТБ, потому что там комиссия ниже в пять раз на бесплатном тарифе. Размер комиссии — вот что действительно важно.
"А вы точно инвестор?" - а не трейдер?
Если инвестор на долгосрок, то комиссия - это ж вообще копейки. Если я купил акцию и держу ее год-другой с ростом в десятки процентов, то какая в конечном итоге разница, была комиссия 0.01% или 0.1%?
Допустим, вы купили акции на 100 000 руб. Через год акции выросли на 50% (до 150 000 руб).
На Тинькофф: 300 руб. вы отдали во время покупки и 450 руб. во время продажи. Итого вы заплатили 750 руб. комиссии.
На ВТБ: 60 руб. за покупку и 90 руб. за продажу. Итого 150 руб. комиссии.
А если суммы будут не 100к, а скажем, 300-500к? Разница уже будет пару тысяч рублей.
Если вам ОК просто так отдавать брокеру на 600 руб. больше, то хорошо. Лично я не готов.
Легко с тобой согласиться, если брать в расчет бесплатный тариф с конскими комиссиями.
Но если говорить об относительно больших суммах инвестирования, то скорее всего у тебя уже будет Премиум, который станет бесплатен при портфеле от 3 млн, а там 0,025%
Я тоже не повёлся на Тинькофф Инвестиции, открыл, потом закрыл его. Считаю, что приложение от FINAM на сегодня лучше, чем у Тинькофф и тарифы меньше, к тому же сам сайт Финама очень информативный.
У втб гораздо шире перечень акций к покупке ещё
И отсутствует торговое API, что разом отсекает огромное количество алготрейдеров. Тинькофф, при всех его проблемах, предоставляет человеческий REST API, который можно относительно беспроблемно использовать.
Да, API - это круто, жаль, что никто больше его не предоставляет ( Для тру алготрейдеров вряд ли это подойдёт, им скорости поболе нужны и более высокое качество, у ТИ в API всё же проблемы бывают ( А для небольшой автоматизации - отлично подошло бы, особенно когда несколько счетов у разных брокеров.
Оно хотя бы есть и позволяет практически всегда без проблем совершать высокочастотные сделки)
Только ВТБ до сих пор точку на графике не сделали когда покупка была, скользящих стопов нет. Последние несколько месяцев приложение вообще не развивается. Приложение у Тинькофф на голову выше, но тарифы в Тинькофф конские, конечно.
Зато гораздо меньше глюков. Хотя, конечно, не помешало бы дополнить больше данных по акциям. А точка мне не лично не нужна совершенно, но трейдерам может и надо
Ага, и больше "Размещений". И комиссии на этих "размещениях" тоже значительно ниже. У тинькофф на одном IPO вообще комиссия была аж 2%(!).
Когда пользовался Тинькофф, тоже столкнулся с тем, что не было некоторых акций, которые меня интересовали. На ВТБ они есть и я на них уже заработал +20% на этой неделе :-).
Кстати, на ВТБ на внебиржевые инструменты какой минимальный лимит сделки? Вот это был бы для меня реальный повод перейти - лимит в минимум три тысячи баксов за сделку в ТИ удручает. Нормально ребалансировать портфель с внебиржевыми инструментами невозможно. Ну, то есть, чтобы точно ребалансировать портфель, когда минимум по сделке 3к, сам портфель должен быть сотни тысяч, а то и миллионы баксов))
В втб 10к))))
Баксов? Такие ребята мне точно не подойдут) Слышал, в Открытии лимита почти нет. Чекну у них
Баксов/евро/фунтов и тд. В зависимости от инструмента
А что у них такого есть? Беглый просмотр сайта ВТБ показывает, что то же, что у Тинька и везде - Московская и Питерская биржи. И для квалов - внебиржа.
Например, на Тинькофф нет "Нижнекамскшина", а на ВТБ есть. Вот лично меня очень интересовали эти акции.
Облигаций у ВТБ тоже гораздо больше. Например, облигации Ульяновской области, на ВТБ аж три выпуска, а на Тинькофф только один. И так со многими другими облигациями.
@Илья Дёмин @юрий с ага, я понял, спасибо - правда таких не вижу в ТИ. Интересно, я думал, что все, что есть на двух российских биржах, есть и в любом брокере, кто с этими биржами работает
На память: акции светофор групп, сибирский гостиниц, русгрейн их там десятки, это что вспомнил. Первые вообще в начале года только вышли на айпио
@Тинькофф Инвестиции а от чего может быть, что какие-то из бумаг московской/питерской биржи недоступны в вашем приложении?
По регламенту мы сами составляем список доступных бумаг. Однако, всегда открыты к обратной связи и, постепенно, добавляем те инструменты, о которых нам говорят клиенты.
Почему бы тогда не открыть для всех Nio или Xpeng Motors? Да масса бумаг в облака загнали бы кол-во сделок среди клиентов и вышли бы в лидеры торгов. Li Auto уже есть и это было одним из лучших решений за последние пару месяцев.
В целом вы правы, наверное. Если не видно разницы, зачем платить больше :)
Я просто в ТИ приходил уже имея Тинькофф Black карточку (т.к. все траты семьи в основном картами Тинька и можно ее бесплатно иметь), поэтому начинал с бесплатного трейдерского тарифа и при моих нескольких операциях в месяц там реально суммы в десятки-сотни рублей