В России самые большие в мире налоги?

Если коротко, то да, но это не самое страшное.

Власть начала активно бороться с офшорами и серой экономикой. Разорвала соглашение об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, на очереди Люксембург и Мальта. Насаждает онлайн-кассы и маркировку. К чему это приведет? К выравниванию условий ведения бизнеса между компаниями различного размера и юрисдикции или к упадку в экономике?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с уровнем реального налогообложения в нашей стране. Если реальные налоги окажутся выше, чем в конкурирующих с нами странах, то в результате обеления компаний и затруднения для них работы с офшорами, мы получим обвал конкурентоспособности всей экономики, со всеми вытекающими последствиями, такими как обнищание населения и всплеск эмиграции экономически активной части общества.

Чтобы сравнить налоговую систему России с другими странами, нужно разобраться в природе налогов, какие они бывают, какова их доля в ВВП. Для оценки конкурентоспособности страны в целом, необходимо вычислить общий объем налогового бремени. Тот факт, что у нас один из самых низких НДФЛ и минимальные налоги для малого бизнеса, никак не влияет на общую конкурентоспособность страны.

Виды налогов

Традиционные налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые взимаются с дохода или имущества налогоплательщика, например, транспортный налог, НДФЛ. Косвенные закладываются в цену товара или услуги, к таким налогам относится НДС, таможенные пошлины, акцизы и НДПИ. В нашей стране традиционно популярны именно косвенные налоги, они наполняют львиную часть бюджета не раздражая массового обывателя.

Если заглянуть в суть налогов, то можно увидеть, что это не что иное, как услуга или продукт навязанные и (или) предоставленные на не конкурентной основе и, как следствие, по завышенной цене. Вам предоставляют защиту вооруженными силами страны, доступ к дорогам, охрану правопорядка и собственности, судейство, пенсионное и социальное страхование и многое другое.

С этой точки зрения, будет справедливо отнести к налогам любую монополию, будь то поставки газа, электричества, воды или вывоз мусора. По этой причине в развитых странах активно борются с монополиями, так как они ухудшают общую конкурентоспособность страны.

Инфляция

Когда ЦБ спасает очередной банк или нефтяную компанию, напечатав для этого необходимую сумму, знайте, вам залезли в карман с помощью инфляции, обесценив ваши сбережения и доходы. Государство взяло под контроль почти все СМИ, поэтому оно спокойно может декларировать такой процент инфляции, который посчитает нужным, жонглируя методиками подсчёта.

Уровень наблюдаемой инфляции во втором квартале составил 10,4%, что на 5,4 п.п. выше, чем официальные 5%, зафиксированные Банком России.

Компании с государственным участием

Государственный сектор и государственные компании - разные понятия. Государственный сектор, в целом, это механизм перераспределения доходов в обществе, например, через социальные пособия, исполнение традиционно государственных функций, типа охраны правопорядка и т.д.

Многие путают эти понятия, тогда как на экономику они оказывают различное влияние. Перераспределение благ в обществе неизбежное явление, если оно, общество, хочет иметь подлинную социальную стабильность. Попытка же государства зарабатывать деньги, конкурируя с частными компаниями, так же нелепа, как если бы футбольный арбитр играл за одну из команд, параллельно продолжая судейство матча.

Услуги и продукты государственных компаний, по своей сути, являются налогом, так как они неизбежно дотируются, либо прямыми бюджетными вливаниями, либо завышением тарифов в тех отраслях, где они являются монополией, либо подстройкой правил игры под них, что снижает общую эффективность страны.

Яркий пример - РЖД, железнодорожные перевозки не являются монополией (можно воспользоваться самолетом или автомобилем), но вы все равно дотируете их из своего кармана, своими налогами.

В докладе СП по итогам проверки работы РЖД в 2014, 2015 и 2016 годах говорится, что на реализацию инвестиционных проектов компании были выделены бюджетные ассигнования на сумму 145,1 млрд рублей.

Государство выделило 88 миллиардов рублей на строительство железной дороги до Новороссийска

Подготовка железных дорог к ЧМ-2018 обойдется минимум в 400 млрд руб.

Итоговая стоимость Керченского моста, который соединит Крым и материковую часть России, составляет 227,9 млрд рублей

На рынке железнодорожных грузовых перевозок США работает более 560 частных компаний.

Благодаря частной собственности железные дороги США считаются одной из самых эффективных в экономическом смысле транспортных систем. Степень эффективности можно проиллюстрировать таким показателем, как количество работников железных дорог, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины путей. В начале XXI в. в США этот показатель составлял один человек на километр, в России – примерно 11 человек на километр.

ВЕДОМОСТИ

Такие услуги как кредитование, на первый взгляд, поставляются на конкурентной основе, но если присмотреться к банковскому сектору повнимательнее, то можно увидеть доминирование государственных компаний и, как результат, подстроенные под них правила игры - конкуренция здесь очень условна. С учетом того, что стоимость кредитных денег так или иначе заложена в цену любого товара, то банковским налогом облагается все население без исключения.

Вы можете не пользоваться СберМаркетом или СберЗвуком, но вы все равно участвуете в финансировании этих услуг сверхдорогими банковскими деньгами, которые присутствуют практически в каждом товаре.

Чистая прибыль Сбера за 1 квартал 2021 года по МСФО составила 304,5 миллиарда рублей (+152,7 процента год к году).

Мало того, что государственные компании тем или иным способом навязывают обществу переплату, так они еще и бессмертны, тогда как именно страх смерти заставляет частные компании держать руку на пульсе, биться за доли процента в увеличении эффективности.

Редкий политик признает неэффективность своего кадрового решения, он скорее подстроит правила игры в пользу госкомпании, а про возможность оперативного закрытия утратившего востребованность предприятия и говорить не приходится, его будут бесконечно модифицировать и перепрофилировать (как сейчас Почту России), вливая очередные бюджетные средства, лишь бы не увольнять тысячи людей.

Доля госпредприятий и ВВП на душу населения (ППС) ScienceDirect 

Политик интересуется, в первую очередь, текущим одобрением его деятельности, а не экономической эффективностью, следовательно, он не только будет маскировать неэффективность госкомпании, в которую назначил руководителя, но и нагружать её так называемой «социальной ответственностью» для увеличения своего рейтинга.

Проблема заведомо низкой эффективности компаний с государственным участием признана во всех развитых странах, приватизация активно идет в государствах, исторически имеющих большой процент госкомпаний, во Франции, Швеции, Южной Корее, Китае, Индии и во многих других. На рубеже 80-90 годов более 80 стран провели или до сих пор проводят масштабную приватизацию.

Так, в полностью частной отрасли мобильной связи, где государство только продавало либо распределяло частотный ресурс, конкуренция между мобильными операторами вкупе с технологическим прогрессом привела к снижению среднего счета абонента сотовой связи с 3500 руб./месяц в 2003 г. до 350 руб./месяц в 2016 г. с одновременным увеличением проникновения сотовой связи до 100% (здесь и далее приведены расчеты авторов на основе данных компаний).

В полностью частном секторе продовольственной розницы вследствие конкуренции наценка на социально значимые товары за последнее десятилетие снизилась с 30–40% до 5–10%.

В результате реформы рынка производства электроэнергии цены на свободном рынке в последние 10 лет росли в среднем на 8% в год, при том что тарифы на газ в тот же период росли в целом на 11% в год.

Также стоит отметить, что в большинстве случаев секторы экономики с большей долей свободного рынка внесли более высокий вклад в общий рост ВВП, занятости и процветания экономики – тенденция, которая заметна в большинстве мировых экономик.

ВЕДОМОСТИ

Основная причина утраты эффективности госкомпаний по всему миру связана с необходимостью резкого увеличения количества мозгов в экономике, в ходе трансформации индустриального общества в постиндустриальное. Десятки и сотни тысяч частных компаний лучше справляются с привлечением и мотивацией миллионов мозгов, в отличии от немногочисленных государственных гигантов с жесткой иерархией (иная структура госкомпании утонет в коррупции). В полноценной рыночной экономике каждый ларечник думает как увеличить свою эффективность, в случае успеха он способен превратиться в большую компанию, тогда как в госкомпании любая идея утонет в бесконечной бюрократии, а в случае успеха лавры новатора присвоит себе вышестоящий начальник, отбив у остальных желание колотиться.

Ключевым элементом долгосрочного роста, стал человеческий капитал. Знания, умения, социальные навыки и здоровье работников имеют не меньшее значение для производства товаров и услуг, чем станки, компьютеры или здания. Как и физический капитал, капитал человеческий растет за счет инвестиций – времени, потраченного на образование, сохранения и укрепления здоровья. Но в отличие от физического капитала, отдача от человеческого капитала не снижается вслед за его увеличением, что делает его накопление источником устойчивого долгосрочного роста. Именно разный уровень человеческого капитала объясняет то, почему бедные страны остаются бедными, а богатые становятся еще богаче.

Роберт Лукас, Лауреат Нобелевской премии по экономике

В России самые высокие в мире налоги?

По официальной налоговой нагрузке на ВВП, наша страна является крепким европейским середнячком cо своими 28.64 (в 2016 году), не Люксембург с Ирландией, но и не лидер, например, во Франции налоги составляют 45% ВВП, в Швеции 44% ВВП.

Доля государственного сектора в добавленной стоимости в России составила 33% в 2016 году, подсчитали эксперты Международного валютного фонда (МВФ), что значительно ниже альтернативных экспертных оценок.

Оценка доли государственных компаний в экономике России от МВФ самая скромная из тех, что я видел, Счетная Палата считает, что доля государства в экономике составляет 47-48%, ФАС заявляет о фантастических 60-70%.

С этих 33% уплачены официальные налоги, поэтому вычитаем из них 28.64% (доля налогов в ВВП) и получаем долю госкомпаний за вычетом из них налоговой нагрузки - 23.55% ВВП.

К общей налоговой нагрузке на ВВП прибавляем долю государственных компаний и инфляцию 5.5% (за 2016 год), получаем, таким образом, реальный уровень налоговой нагрузки на ВВП 57.7%, что делает Россию мировым лидером по величине реальных налогов.

57.7%
Реальная налоговая нагрузка на ВВП России в 2016 году

Для сравнения рассчитаем аналогичным образом реальную долю налогов в странах, тоже имеющих существенную долю экономики приходящуюся на государственные предприятия (State-owned enterprises, SOE):

Китай, налоговая нагрузка 17% ВВП, доля госкомпаний 40%, инфляция 2% — общая нагрузка 52.2%

Босния и Герцеговина, налоговая нагрузка 19.95% ВВП, доля госкомпаний 33%, инфляция 1.6% — общая нагрузка 47.97%

Черногория, налоговая нагрузка 23% ВВП, доля госкомпаний 29%, инфляция -0.3% — общая нагрузка 45%

Словения, налоговая нагрузка 37% ВВП, доля госкомпаний 26%, инфляция -0.1% — общая нагрузка 53.28%

Норвегия, налоговая нагрузка 38.71% ВВП, доля госкомпаний 25%, инфляция 3.6% — общая нагрузка 57.63%

Италия. налоговая нагрузка 42.31% ВВП, доля госкомпаний 15%, инфляция -0.1% - общая нагрузка 50.86%

Финляндия, налоговая нагрузка 44.03% ВВП, доля госкомпаний 15%, инфляция 0.4% — общая нагрузка 52.82%

Греция, налоговая нагрузка 38.7% ВВП, доля госкомпаний 14%, инфляция 0% - общая нагрузка 47.28%

Австрия, налоговая нагрузка 41.91% ВВП, доля госкомпаний 12.5%, инфляция 1% - общая нагрузка 50.17%

Индия, налоговая нагрузка 7% ВВП, доля госкомпаний 12%, инфляция 4.5% — общая нагрузка 22.66%

Франция, налоговая нагрузка 45.37% ВВП, доля госкомпаний 11%, инфляция 0.3% — общая нагрузка 52.7%.

Швеция, налоговая нагрузка 44.21% ВВП, доля госкомпаний 11%, инфляция 1.1% — общая нагрузка 53%

Южная Корея, налоговая нагрузка 26.24% ВВП, доля госкомпаний 10%, инфляция 1% — общая нагрузка 34.6%

Германия, налоговая нагрузка 37.42% ВВП, доля госкомпаний 4%, инфляция 0.4% — общая нагрузка 40.32%

Доля государственных нефинансовых компаний в экономиках стран за исключением трех некоммерческих секторов (образование, здравоохранение и государственное управление) ScienceDirect

Чем вредны высокие налоги?

Повторюсь, налоги это услуги и товары оказанные на не конкурентной основе, следовательно, стоимость таких услуг неизбежно завышена.

Чтобы понять чем, с макроэкономической точки зрения, вредна навязанная переплата за что-либо, нужно понять, что такое деньги по сути.

Деньги это инструмент для обмена временем между людьми.

Например, вы умеете печь хлеб, но не умеете шить одежду, чтобы заиметь штаны, вам нужно предложить портному результат своего труда — свое время. Может так случиться, что ему в данный момент не нужен хлеб, его уже предоставил ваш конкурент, зато ему нужна ткань, а ткачу нужен хлопок и мясо на ужин. Рост производительности труда повлек за собой увеличение ассортимента товаров и услуг, натуральный обмен был вытеснен универсальным инструментом обмена человеческого времени — деньгами, они обнулили временные затраты уходившие на сам процесс натурального обмена.

Представьте, что власть ограничила количество портных и зарегулировала их деятельность, что не дает им возможности использовать новейшее оборудование для роста производительности труда, следовательно, расход времени у них на одни штаны будет больше, чем мог быть вследствие прогресса, вам придется больше работать на конкретные штаны.
Далее власть говорит вам, что эти штаны могут быть небезопасны для вашего здоровья, их необходимо проверить специально обученным человеком, теперь вы должны тратить свое время еще и на этого человека, работать на штаны придется еще дольше, а часов в сутках столько же.

Современный мир стал очень сложным, номенклатура товаров и услуг превысила многие миллионы наименований, власти крепко приросли к возможности незаметно залезть в карман своим гражданам, напечатав необеспеченные банкноты. Как бы там ни было, главное назначение денег осталась неизменным и спустя тысячелетия — обмен вашего времени на время другого человека.

Благосостояние народа заключается в многообразии потребления, которое, в свою очередь, зависит от количества людей, занятых в реальном секторе экономики, т.е. производством востребованных товаров и услуг, умноженным на производительность труда — технологическое развитие общества.

Производительность труда зиждется на трех китах:

  • Плотность населения и дешевая логистика.
  • Конкуренция. Чем выше конкуренция, тем больше вложения компаний в НИОКР, чтобы сохранить или увеличить долю рынка.
  • Равные условия ведения дел. Если условия не равны, то конкуренция из лекарства превращается в яд.

Важность плотности населения доходчиво объяснил Адам Смит в своем произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» на примере сравнения кузнеца работающего в городе и в деревне.

Городской кузнец, имея достаточный уровень сбыта и наличие конкуренции, вынужден сконцентрироваться на одном сегменте продукции, например, производить лишь булавки, что неизбежно приведет к максимальной компетентности по сравнению с деревенскими мастерами широкого профиля.

Деревенский кузнец не имея возможности продавать одни лишь булавки, из-за ограниченного количества доступных покупателей, вынужден предоставлять различные услуги, будь то подковать лошадь или починить инструмент. Он не имеет возможности специализироваться на чем-то одном, вынужден тратить много времени на перестройку между различными видами работ, которые неизбежно выполняет непроизводительно.

Узкая специализация делает оправданными вложения в различные оснастки, ускоряющие процесс хоть на доли процента, что в принципе не окупится у мастера широкого профиля.

Дешевая логистика способна как бы собирать города и страны вместе в деле разделения труда, увеличивает конкуренцию. Не случайно благополучные города расположены исключительно на берегу океанов, морей и крупных судоходных рек.

Конкуренция заставляет искать возможности для выживания, вкладывать деньги в новое, более производительное оборудование. Но конкуренция благотворно влияет только при наличии равных условий, возможность победить в конкуренции должна быть осязаемой. Все как в спорте, где уже давно пришли к разделению соревнующихся по полу, возрасту и весу. Это нужно для того, чтобы боролись равные, только так спортсмены способны выкладываться на полную и таким образом расти над собой. В бое «Тайсон» VS 3-й разряд, деградируют оба, чемпион от отсутствия сильного соперника, 3-й разряд будет скован страхом и не выложится на полную.

Государственные компании бьют по равным условиям ведения бизнеса, смертные частные компании не будут выкладываться в полную силу вступая в схватку с бессмертными госкомпаниями на стороне которых вся мощь государства, они будут искать маленькие ниши, которые не интересны государственным монстрам, в итоге снижается конкуренция, падает производительность труда.

Чем выше уровень налогов в стране, т.е. товаров и услуг поставленных на не конкурентной основе или вовсе навязанных, тем ниже производительность всего общества.

Что может быть хуже высоких налогов?

Ситуацию с запредельными налогами отягощает нищее население. Отобрать половину у богатого человека, это не то же самое, что отобрать половину у того, у кого денег едва хватает на еду и одежду. Наша налоговая система имеет явный перекос в сторону беднейших слоев населения, с зарплаты небогатого человека совокупно взимается почти половина различных поборов, тогда как богатые, как правило, платят лишь один налог на дивиденды размером 13%, либо не платят и его, перестав быть налоговыми резидентами РФ, перемещая большую часть маржи на иностранную компанию. Дикое имущественное расслоение дополнительно бьет по равенству стартовых условий, что ещё сильнее снижает производительность труда.

Россия же в вопросе неравенства продвинулась дальше всех, следует из данных ООН. Доходы богатейших россиян растут в шесть раз быстрее, чем в среднем по стране.

На данный момент половина семей не могут позволить себе неожиданные траты, а треть российских семей оказались без денег на обувь.

Высокие налоги делают нашу страну не конкурентоспособной в международном разделении труда, что сильно затрудняет экспорт не сырьевых товаров.

Хуже высоких налогов может быть только неравные налоговые условия между отечественными и иностранными компаниями, когда даже внутренний рынок становится для своих компаний пустыней смерти, где выживание обусловлено скорее удачей, нежели системой.

За счет обилия скрытых налогов, доля которых в ВВП сопоставима с официальными налогами, иностранные компании имеют по факту меньшую нагрузку в сравнении с российскими, что выталкивает отечественные компании с российского рынка, либо заставляет их уходить в теневую экономику и ставит крест на их потенциале экспорта и стабильного развития, не даром наша страна лидирует по количеству посаженных предпринимателей.

Нет ни одной более менее крупной страны, которая смогла бы преуспеть в экспорте, при этом отдав свой внутренний рынок на откуп иностранцам. Внутренний рынок выступает как инкубатор для любого будущего мирового гиганта.

Попытка закрыть от иностранной конкуренции отдельные сектора экономики заградительными таможенными пошлинами или правилами, как это сделано в банковской, автомобильной и сельскохозяйственной отраслях, приводит лишь к уменьшению общей эффективности экономики, так как снижается конкуренция в этих секторах, следовательно, снижается стимул вкладываться в рост производительности. В условиях членства России во всемирной торговой организации (ВТО), закрытие отдельных отраслей от мировой конкуренции обходится стране ответными ограничениями, что сводит на нет призрачную выгоду от закрытия этих отраслей от иностранной конкуренции. Благоприятные условия ведения бизнеса (равные с иностранцами) необходимо делать для всех отраслей без исключения.

Даже в такой традиционно сильной российской отрасли как IT, иностранцы планомерно выбивают российские компании с российского же рынка. Главный поисковик уже не российский, как и главная социальная сеть и интернет-магазин. Главный мессенджер и видеохостинг никогда не были российскими и уже не будут. Не последнею роль в этом сыграли самые большие налоги в мире.

За счет максимального налогового благоприятствования иностранным компаниям, страна не способна извлечь все преимущества из рыночной экономики. Разочарованное население молчаливо соглашается на увеличение доли государства в экономике, так как человеческая память склонна идеализировать прошлое. СССР для большинства населения уже стал землей обетованной с самым вкусным в мире пломбиром. Огосударствление экономики еще больше увеличивает процент бедных, создавая замкнутый круг, разорвать который сможет лишь полный апокалипсис системы.

Сейчас более 90% россиян (и молодых, и старших) уверены в том, что ни коррупции, ни социальной несправедливости в СССР практически не было.

Кто выиграет от борьбы с офшорами и серой экономикой?

На первый взгляд может показаться, что от борьбы с офшорами и теневой экономикой выиграет законопослушный малый и средний бизнес. От борьбы с офшорами, малый и средний бизнес действительно бы выиграл в конкуренции с крупным бизнесом (активно использующим офшоры), если бы его доля не была бы такой маленькой, на сегодняшний день это 20.2%, тогда как в развитых странах 50-60%.

При такой доле в экономике, малый и средний бизнес неизбежно зависит от крупных компаний, либо продает им большую часть своих товаров или услуг, либо покупает у них. Все издержки от борьбы с офшорами крупный бизнес просто переложит на плечи всей экономики. МСБ никак не сможет воспользоваться этой борьбой, чтобы увеличить свою долю в экономике.

Борьба с теневой экономикой и контрабандой с использованием онлайн-касс и маркировки, это пожалуй одна из немногих инициатив правительства, которая одинаково полезна всем законопослушным компаниям, как крупному бизнесу, так и среднему, и малому. Контрабанда это возможность иностранному производителю уклониться от уплаты налогов, что дает ему серьезное ценовое преимущество, позволяет отбирать российский рынок у российских же компаний.

Наша страна обладает самой протяженной границей в мире, а после крушения СССР ещё и одной из самых дырявых, что делает неэффективной борьбу таможни с контрабандой. Маркировка товаров и онлайн-кассы это те редкие инструменты, которые способны дать результат. К этому инструментарию логично было бы добавить борьбу с наличными расчетами в пользу безнала.

От теневой экономики выигрывает в первую очередь малый бизнес, возможность не платить налоги позволяет ему успешно конкурировать со средними и крупными компаниями. С другой стороны, нахождение в тени гарантирует малому бизнесу отсутствие роста, ведь как только его обороты станут заметными, вести дела в тени уже не получится, придется обеляться, что сделает его бизнес-модель не конкурентоспособной, переход из малого бизнеса в средний становится сильно затрудненным. Наша страна не способна выращивать из «детей бизнеса» «взрослых бизнеса», по большей части выходят престарелые карлики.

Доля малого и среднего бизнеса в 20% затрудняет работу рыночных механизмов, небольшое количество крупных компаний в относительно небольшой стране неизбежно приводит к картельным сговорам, подкупу властей для подкручивания под себя правил игры, что заставляет общество переплачивать за товары и услуги, снижает общую эффективность страны, увеличивает имущественное расслоение общества.

У борьбы с теневой экономикой есть минус. Обеление экономики увеличит долю налогов в ВВП страны, что сделает всю систему менее конкурентоспособной, сократит и без того скудный экспортный потенциал. Бороться с теневой экономикой необходимо только после ликвидации скрытых налогов, этот тот случай, когда своевременность решает все.

Что делать?

  • В первую очередь необходимо сокращать скрытые налоги, такие как эмиссия необеспеченного рубля.
  • Приватизировать госкомпании конкурирующие с частными компаниями, чтобы появилась возможность перестать подстраивать под них правила игры, заставить, наконец, судью судить, а не подсуживать своим. Государство должно перераспределять материальные блага, а не заниматься хозяйственной деятельностью.
  • Заставить ФАС реально бороться с монополиями и картелями, а не заниматься поиском несоответствия в составе шоколадок и стирального порошка.
  • Необходимо отказаться от налогов, от которых легко уклониться иностранным компаниям, таких как налог на прибыль и дивиденды. Выпадающие доходы бюджета переложить на НДС, увеличив его.
  • Ликвидировать различные налоговые режимы, вместо ОСНО и УСН должна быть одна общая налоговая система, которую необходимо максимально упростить. Различные налоговые системы затрудняют компаниям возможность работать друг с другом. Относительно небольшой рынок РФ искусственно становится еще меньше. Компаниям трудно расти, так как перешагнув лимит по обороту УСН (150 млн руб.), на компанию сразу же сваливается куча налогов под названием ОСНО, что убивает конкурентоспособность текущей бизнес-модели.
  • Увеличивать экономическую грамотность населения. Экономику и предпринимательство необходимо преподавать в школах с первого класса.

Для реализации этих мер, государство должно иметь высочайший уровень доверия со стороны населения, особенно в части сокращения скрытых налогов в пользу увеличения официальных. Достаточно вспомнить как проходило поднятие НДС всего на два процентных пункта, какую бурю негодования это вызвало, тогда как в случае полной отмены скрытых налогов, налога на прибыль и дивиденды, НДС пришлось бы увеличить до 30-40%. Способна ли текущая власть это сделать и устоять?

С другой стороны, скрытые налоги это огромные деньги, официальный налог в полном объеме идет в бюджет, тогда как доход госкомпаний, как правило, не более 51%. Прибыль частной компании монополиста или участника картельного сговора в полном объеме идет в карман совладельца страны. За эти деньги элита будут драться не на жизнь, а на смерть, одно из самых высоких в мире имущественных расслоений на это намекает.

PS

Из всего вышесказанного следует три вывода:

  • Экономика это, в первую очередь, политический вопрос — способность населения контролировать свою элиту, вопрос развития гражданского общества. Во вторую очередь, это финансовая грамотность населения, а уже в третью, экономическая компетентность властей и капитанов бизнеса.
  • Богатейшие природные ресурсы России, которые легко сконцентрировать в одних руках, являются мощным фактором, блокирующим развитие страны, так как позволяют откупаться от населения подачками и не развивать фундаментальные условия для полноценной экономики, делать ставку на силовиков, а не на предпринимателей — людей дела. Эволюционное развитие страны не представляется возможным.
  • Русские люди не безнадежны. Засилье иностранных товаров, услуг и технологий логично объясняется самыми высокими налогами в мире. Наши предприниматели вызывают искреннее восхищение, когда даже в таких враждебных условиях у них что-то еще получается.

0
2358 комментариев
Написать комментарий...
Денис Демидов
Автор

Эту статью я давно обещал сообщеcтву vc.ru, но писать что-то длиннее коммента, мне всегда было лень, но тут я сломал колено (уже месяц на костылях дома сижу) и вот пожалуйста, получите - распишитесь. 

Ответить
Развернуть ветку
Erin Ratjakovsky

Денис, гигантское человеческое спасибо Вам за статью. Очень качественный материал, буду распространять дальше обязательно. Благодарю за труд. Поправляйтесь скорее!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Автор

Благодарю. Надеюсь, мне удалось донести мысль, что такое налоги в своей сути и что их у нас взимает не только ФНС.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Вот опять, я от Вас прям не отстану. Вы уж извините что пишу под разными Вашими комментами, но прям бомбит)
Почему Вы вдруг решили что разгадали суть налогов?)
Вы опять идете не с позиции рассмотрите мою теории а с позиции "я несу правду матку, расскажу сейчас Вам всю суть налогов". 
То что не только ФНС облагает налогами и так понятно, более того скажу что есть еще и нетарифное регулирование, лицензирование, аккредитации (часть обязательных). Но почему Вы не понимаете что и в других странах "скрытых налогов" миллионы. Просто они не считаются налогами.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Автор

Я сделал такие же расчеты по массе стран, почитайте, может бомбить у вас перестанет?  

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Я все прочитал, но Вы учитываете только те показатели которые именно Вы зацепили и понимаете. 
Вы не понимаете о том как работает система ограничений в каждой стране. Для реального анализа Вам потребовалось бы лет 5 работы + информация бы устаревала по мере её обработки. Вы берете только те вершки которые немного понимаете.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Автор

У вас только огульная критика? Мясо будет?
Ps Эту статью я больше года мусолил.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Еще раз, Вы не учитываете ограничительные меры в государствах, не учитываете нетарифное регулирование, акцизы, сертификацию, лицензирование. Вы учуиваете только те показатели которые были ближе, на виду, и на основе них делаете свои выводы объединяя в кучу косвенно взаимосвязанные вещи.
Создается впечатление что изначально был сделан вывод а уже к нему притянуты аргументы. 
Реальный разбор почему Вы притягиваете показатели лишь 1/4 статьи. Остальное Ваши выводы почему это плохо, что нужно делать при ситуации которую Вы и "придумали" и т.д.
И бомбить меня не от Вашего мнения, это Ваше дело, Ваша "теория". Бомбить от того что Вы её берете за аксиому, что Вы будто снисходите к нам с истинной познанной Вами.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Вас про мясо спросили. Аргументировано и на примере хотя бы одной страны, которую запостил ТС, скиньте скрытые налоги, которые не налоги, но в нагрузке у предпринимателей

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Вы ожидаете что я сейчас Вам распишу реферат по тому какие налоговые нагрузки, ограничительные меры, социальные конструкты например во Франции?)
ТС этого не делал даже для нашей страны. 
Просто на вскидку "говна на вентилятор" Вам.
Платная медицина во франции/бесплатная в РФ.
Одной этой переменной должно хватить чтобы понять что сравнивать таким образом глупо.
Из теории ТС почти вся медицина в РФ = гос. структуры = налог который мы включаем для результата "как у нас плохо в стране"
Во Франции получается граждане должны платить за медицину но это их бонус, они от этого выигрывают т.к. мы не посчитали это в налог.
Если подробнее разбираться то медицинские услуги оказываются через страховки и прочее. Но даже по этой теме уже можно писать реферат о том чет отличается по структуре мед. система в двух странах, какая выгодна потребителю и т.д.
То что ТС расписал вообще сложно как-то обсуждать. 
Это просто абсурд где в кучу свалены показатели разных величин.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Позвольте попросить вашего пояснения:

Платная медицина во франции/бесплатная в РФ.

Бесплатная это, как? Работодатель делает отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования, т.е. за ваши деньги вам предлагают "бесплатную медецину". Абсурдно звучит? Ну так вот, во Франции есть платежи с зп в такой или подобный Фонд?
Это так же навскидку. 

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Это стандартный ответ, который и ожидался. Мне очень не хотелось сейчас подробнее расписывать. 
Ну давайте начнем. Система медицины у нас все же для потребителя бесплатная, фонд ОМС получает гроши в сравнении со страховками которые требуется оплачивать в той же Франции и их платит не потребитель услуг. По сути платная медицина - это только коммерческая медицина. Но для простоты понимания платной называют ту где ощутимые деньги выплачиваются потребителем услуг, а бесплатной ту где выплаты на медицину небольшие выплачиваю косвенно и вшиты в налоговую базу.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

9% от месячной зп гроши? 96% от месячной зарплаты в год. Платить должны ВСЕ, даже те, кто не будет пользоваться ей(а это большинство людей с доходом выше условных 300-400т.р, которые могут позволить себе платное лечение).
В цифрах. Во Франции на платную страховку с работающего гражданина удерживают 19.4% его зп, в то же время сотрудник оплачивает лишь треть этой суммы, т.е. 6.5%, остальное работодатель.
Так же застрахованный имеет право купить лекарство в аптеке с дисконтом от 75 до 100%(интересно, кроме анальгина, что может позволить себе россиянин. И да, количество выделяемых  денежных средств на бесплатные лекарства в России ограничены). Ну и уровень медицины не будем обсуждать, что получает типичный ОМСник российский и француз. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Вы просто не разбираетесь в том, как считается зп, страховые взносы и ндфл.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Конечно. Вопрос не о зп, а о том в какую сумму вы обходитесь работодателю, а это потенциальное увеличение оклада или начисление премии.
Для простого понимания, я , как бизнесмен, наняв сотрудника считаю в какую сумму он мне обходится. Выделил на весь штат 9% от дохода, в них соответственно заложил все отчисления связанные с ними. Т.е. на штатную единицу  готов потратить 50 тыщ рублей. Если отчисления в фонды будут 20 тыщ, то на зп останется 30тыщ, если в фонды 10 тыщ, то на зп 40 тыщ. Так понятно свою точку зрения пояснил?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Да понятно, что бизнесу страховые взносы платить не хочется. Никому никакие налоги платить не хочется.

Но "потенциально" не значит обязательно. 
Большинство работодателей эти средства, которые предназначены на страховые взносы, никому не отдадут по доброй воле. В итоге в проигрыше окажется большинство обычных работников с их небольшими ЗП. Вроде тут многие топят за то, что с работника вычетают еще и страховые взносы и ой какой это ужас, а если их отменить, то работники потеряют страховое обеспечение, так как большинстру работодателей насрать на проблемы работников.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan. Zakladka

Вы бизнесмен? Вот я вам как бизнесмен отвечу прямо, мне похуй на что пойдет статья расхода - "на содержание сотрудника". Я выделил на него 100тысяч рублей, отдали в пенсионный 22%, ОМС 5%, страхование 4% и прочее. Осталось на ЗП 40 тыщ, вот 40 тыщ я и отдам ему. Не будет фондов. Я как бизнесмен заложил сразу все расходы на сотрудника, сколько от моего дохода он съест и мне даже будет проще отдать ему все 100тыщ, а он сам пусть бегает и еб..тся с этими пенсионными взносами или скрывается от них. 
Это не прямые отчисления с ЗП сотрудника, но для бизнеса похуй, т.к. для него важно одно: в какую часть дохода обходится этот кожанный мешок.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

А у Вас, как бизнесмена, нет желания повысить доходы за счет минимизации расходов?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Гораздо выгоднее повысить доходы за счёт более профессиональных работников, так как они генерят больше прибыли. Поэтому эти деньги в любом случае пойдут на зарплаты работников.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Если бы все было ьак просто, то да, в идеальном мире можно было бы повысить ЗП, на нее пришли бы классные работники, и они сразу начнут приносить прибыль бизнесу. Жаль, что у нас не идеальный мир.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Внезапно, классные работники приходят на зп, которая выше средней по рынку. И уменьшение налогов позволяет повысить зп. Те кто не захочет увеличивать зп просто напросто останутся без квалифицированной рабочей силы.

Это и происходит сейчас даже с белой зп. Но есть куча компаний, которые предлагают работать с ними в качестве ИП с бонусов в 20% к белым зп у грандов рынка

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Это все не будет иметь решающего значения. 
Нет факторов, которые гарантировано заставят работодателей всей страны повышать зп. Потому что на большинстве должностей не нужны классные работники, достаточно и средних. А на супер пупер классных, способных оказать значительное воздействие на работу организации деньги найдут. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Есть факторы - это увольнение со стороны работников. На конкурентном рынке всегда выгодно немного доплатить из свободных денег, чтобы переманить профи. И этот механизм повысит зп на всем рынке

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Этот механизм повысит зп на рынке труда для профи, а не все зп вообще в стране. Низкоквалифицированных позиций в общей массе значительно больше, чем позиций для профи.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

О, уже первый барьер пробит) Зп будет повышаться хоть для кого-то при снижении налогов.

Теперь про всех остальных. Сейчас не хватает людей ВЕЗДЕ. Что на позициях курьеров, что на позициях врачей и программистов. Люди нужны везде. И будет или повышение зп, или увеличение штата. В обоих случаях это плюс, так как доходы людей будут расти

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Доходы людей, сожрутся тем, что им придется за все платить самим.))))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

А сейчас люди не платят за всё сами?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Нет. Часть расходов покрывается как раз из страховых фондов Пфр - пенсии, фсс - пособия и больничные, фомс - бесплатные мед.услуги. 
Без страховых еще и за это придется платить.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Кстати, ПФР. Я плачу 60к в месяц в ПФР. Получу пенсии 30к в ценах 2021 года. Хороший фонд. Тупо -50% денег как минимум

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Какой есть. Предложите систему лучше, которая будет работать лучше в реальном мире и в нашей стране в текущих условиях, а не в мире мечты.

Вы в пфр за себя сами платите или все-таки работодатель за вас?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Работодатель отправляет мои деньги в ПФР

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Свои он отправляет. Из Ваших он отпрааляет только НДФЛ. 
А в ПФР он оплачивает страховку за Вас, но не из Ваших)))))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Если бы не было обязаловки со стороны государства, эти деньги бы достались мне. Так что это мои деньги

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Они достались бы Вам, если бы работодатель решил бы их Вам дать. Но скорее всего он решит оставить их себе, так как он их Вам не должен.))))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Если работодатель не хочет мне отдавать деньги, то я найду другого работодателя, который согласится отдать мне эти деньги. Не проблема. Моё повышение зп никогда не было на текущем месте работы. Хочу больше зп - меняю работодателя

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Да, главное, чтобы работодатель нашелся)))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

У меня такой проблемы нет. Сейчас даже вреди продавцов нет монополий на рынке. А вот недостаток персонала есть

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Слава Богу, что решения не принимаются с оглядкой только на Ваши проблемы. 
А то можно было бы отменить налоги для Вас и Ваших работодателей и вся страна жила бы счастливо.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Я где-то говорил, что надо отменить все налоги? Я лишь говорю, что при уменьшении налогов зп растут. Всё.

Я знаю только одно, чтобы налоги эффективно тратились, каждый человек должен быть налоговым агентом. Всё

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Уменьшение налогов это как частичная отмена.
Если каждый будет налоговым агентом, то в масштабах государства это огромный геморой, так как увеличится нагрузка на администрирование (суды, взыскание задолженностей...)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

В кратковременной перспективе - да. В долговременной - нет, так как придётся быть эффективным, так как каждый человек будет осозновать сколько он платит государству за его работу

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Я

Это все работает только в теории. В реальности государство просто не доживет до той долгосрочной перспективы.

Его сожрут другие, которые будут организовано собирать налоги, а не ждать, когда в грпжданах проснется осознанность.

Ответить
Развернуть ветку
2355 комментариев
Раскрывать всегда