{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

IPO Robinhood: что важно знать

В четверг, 1 июля, онлайн-брокер Robinhood Markets подал заявку на IPO на бирже NASDAQ, и это одно из самых ожидаемых размещений 2021 года. Robinhood позиционирует себя как простой сервис для того, чтобы начать торговать акциями с минимальным порогом входа, его основная аудитория — новички в инвестициях.

При этом буквально на этой неделе онлайн-брокер был оштрафован FINRA на 70 млн долларов за «введение клиентов в заблуждение и поощрение рискованных стратегий». Рассмотрим IPO prospect компании — и заодно сравним его с Interactive Brokers, которые были такими же прорывными в 2007 году, чтобы понять, насколько изменился рынок с тех пор.

Продукты

Основные продукты, заявленные в проспекте, помимо торговли акциями:

  • банковские карты (текущие счета);
  • дробные акции;
  • Криптовалюты;
  • Robinhood Gold — премиальная подписка;
  • Robinhood Learn — обучающие и медийные материалы;

Подробнее о двух последних продуктах:

Robinhood Gold

Платная подписка стоимостью $5 в месяц. Дает доступ к расширенным рыночным данным, аналитике от MorningStar и моментальному пополнению счета (деньги зачисляются на счет по факту отправки, а не по факту обработки банковского перевода). По состоянию на 31 марта 2021 у Robinhood было 1,4 млн платных подписчиков.

Robinhood Learn

Под «обучением» на самом деле подразумевается целое медийное крыло. Сюда входит ежедневное издание «Snacks» (32 млн подписчиков), доставляющее новости и аналитику ежедневно и еженедельно в виде рассылки, подкаста и видео; 650 статей и обучающих материалов на тему финансов и инвестиций (7 млн просмотров); новостные ленты дающие бесплатный доступ к закрытым материалам Wall Street Journal, Barrons, Reuters (6,4 млн пользователей); Robinhood Lists, списки инструментов, составленные пользователями (9,5 млн пользователей).

Пользователи и активы

За последний год пользовательская база Robinhood выросла в четыре раза. Robinhood сообщает о 18 млн активных счетов с положительным балансом (из них 17,7 мл активных, то есть пользователи заходили в аккаунт в течение последнего месяца) и 80 млрд долларов США под управлением. Из этого следует что в среднем на один активный клиентский счет приходится 4,4 тысячи долларов.

Для сравнения, по данным ЦБ, средний размер брокерского счета в России составляет 6,5 тысячи долларов по текущему курсу. А у тех же Interactive Brokers на счетах у клиентов в среднем лежит 211 тысяч долларов.

Финансовые показатели

В 2020 году Robinhood был прибыльным, но заработал всего 7,45 млн долларов. В 2019-м убыток составлял 107 млн долларов (для сравнения, Interactive Brokers в 2020 году заработал 195 млн долларов при капитализации 27,58 млрд долларов)

38% прибыли компании в первом квартале принесли опционы, 25% — акции и 17% — криптовалюты (причем большую часть — Dogecoin)

Robinhood зарабатывает на продаже своего потока заявок на покупку/продажу финансовых инструментов Citadel и другим маркетмейкерам/хедж-фондам, которые исполняют их по цене лучшей, чем рыночная, по которой заявка была размещена. За поток таких заявок Citadel платит Robinhood комиссию.

Robinhood зарабатывает порядка 2% от размера клиентских активов (Interactive Brokers — 1,5%). В 2020 году Robinhood зарабатывал с клиента $82, в первом квартале 2021 года — $137 (для Interactive Brokers этот показатель составляет $3666).

За первый квартал 2021 года выручка выросла со 128 млн долларов до 522 млн долларов. Тем не менее, общие потери за первый квартал составили 1,4 млрд долларов.

Скорректированный показатель EBITDA составил 115 млн долларов по сравнению с минус 47 млн долларов по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года.

Gamestop

Многие СМИ списывают убыток в 1,4 млрд долларов в первом квартале на инцидент с Gamestop, но никакой ссылки на это в самом документе нет, вместо этого сказано что убыток вызван корректировкой по выпущенным векселям (convertible notes):

We incurred a net loss of $1.4 billion, which included a $1.5 billion fair value adjustment to our convertible notes and warrant liability.

Как это выглядит со стороны: были выпущены конвертируемые векселя, при увеличении стоимости акций (цена акций в залоге стала выше заемной суммы) Robinhood получил номинальные убытки. В любом случае, это не связано напрямую с бизнесом.

Криптовалюты

Объем пользовательских активов в крипте у Robinhood составляет 1/10 от Coinbase (12 млрд долларов vs 111 млрд долларов, в первом квартале 2021), крипта приносит 17% выручки (хотя они честно пишут в проспекте, что это связано с Dogecoin и не факт, что будет продолжаться дальше). Всего за год объем трейдинга криптовалютами на платформе вырос в 10 раз.

Маркетинг

В первом квартале 2021 года маркетинговые расходы увеличились на 32,3 млн долларов, или на 46%, по сравнению с предыдущим годом — в основном за счет расходов, связанных с реферальной программой Robinhood (+31 млн долларов). Таким образом компания тратит на маркетинг непропорционально мало по сравнению с расходами на разработку или ростом пользовательской базы.

Планы на размещение

Во многих источниках сумма, которую планируется привлечь при размещении указана как 100 млн долларов, но это просто временное значение, вписанное до того как будут уточнены все детали размещения.

В реальности Robinhood планирует продать 20–35% акций при оценке порядка 40 млрд долларов, что составит 8-14 млрд долларов. Оценка перед IPO тем временем уже выросла до 59 млрд долларов. Для сравнения interactive brokers поднял 1,2 млрд в ходе IPO а его текущая оценка 27,58 млрд.

Переспективы

В своем проспекте Robinhood заявляет о том, что рынок инвестиций оценен в 50 триллионов. Также компания отмечает, что 50% клиентов Robinhood — новички в инвестициях. А значит этот брокер существенно влияет на рынок и увеличивает его размер — если бы не Robinhood, эти инвесторы не начали бы заниматься инвестициями.

Компания отмечает, что кэш менеджмент пока не приносит денег, но рынок дебетных счетов огромный, плюс есть еще кредитки и есть микро транзакции, и в перспективе Robinhood хочет стать единым окном для управления деньгами. И не только в США, но и во всем мире, где рынок 250 триллионов долларов (это открытый намек на будущую международную экспансию).

Риски

В блоке рисков написано много стандартных фраз, среди которых можно выделить эту: «Внедрение новых продуктов и услуг или изменение существующих продуктов и услуг может не помочь в привлечении и удержании клиентов или обеспечении роста и прибыли».

В проспекте есть три основные заявки на рост:

  • Мы будем развивать экосистему и добавлять новые сервисы.
  • Мы будем дальше растить долю в США и идти на международные рынки.
  • Мы будем расти вместе с аудиторией.

Аудитория Interactive Brokers — это 600 000 человек, которые имеют на счетах в среднем $200 000. Останутся ли с Robinhood люди, которые сейчас заносят им $4000 на счет, когда у них появятся $200 000, мы пока не знаем — в проспекте нет ссылок на «большие кошельки» и упоминаний о пользователях, которые «выросли» бы до крупных объемов с $4000. А значит, похвастаться особенно нечем (иначе об этом обязательно бы упомянули, такие кейсы могли бы стать подтверждением тому, что стратегия компании верна).

Вопрос, сможет ли Robinhood зарабатывать больше с клиента с помощью новых сервисов, из которых только крипто приносит сейчас реальный и ощутимый доход, но имеет склонность к сезонности, о чем открыто написано в проспекте.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я, например, первым опубликовал краткий обзор проспекта IPO.

Об авторах

Статью подготовили Иван Кузнецов и Надежда Коротченко. Иван 9 лет занимается финтехом в ролях от менеджера проектов до CEO, а сейчас развивает собственные проекты и консультирует продуктовые компании. Надежда несколько лет была редактором, главным редактором и затем издателем ihodl.com, а сейчас руководит проектами в диджитал-агентстве.

0
96 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry Derbenev

Хедж-фонды платят за поток заявок и потом исполняют их по цене лучше рынка. Ну-ну 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

я постарался описать максимально простыми фразами весь процесс ) потому что если объяснять что там делают с потоком заявок — можно писать отдельную статью для профессионалов ) 

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Михалев

У меня тоже есть статья про Робингуд. Я так и не смог понять внятно, техническую сторону вопроса. Может находил информацию?
Сам знаю про Rule 606, все эти Citadel, Virtu и про опционы.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Ну туда же можно добавить например то, что на рыночных событиях Citadel имеет пул ликвидности в виде потока заявок от Robinhood и эта ликвидность, не доходит на рынок, то есть у других участников рынка нет доступа к такому количеству акций по такой цене как у Citadel. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Цитадель марк-мейкер на рынке. Они пылесосят заявки на спрэде

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда