{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

IPO Robinhood: что важно знать

В четверг, 1 июля, онлайн-брокер Robinhood Markets подал заявку на IPO на бирже NASDAQ, и это одно из самых ожидаемых размещений 2021 года. Robinhood позиционирует себя как простой сервис для того, чтобы начать торговать акциями с минимальным порогом входа, его основная аудитория — новички в инвестициях.

При этом буквально на этой неделе онлайн-брокер был оштрафован FINRA на 70 млн долларов за «введение клиентов в заблуждение и поощрение рискованных стратегий». Рассмотрим IPO prospect компании — и заодно сравним его с Interactive Brokers, которые были такими же прорывными в 2007 году, чтобы понять, насколько изменился рынок с тех пор.

Продукты

Основные продукты, заявленные в проспекте, помимо торговли акциями:

  • банковские карты (текущие счета);
  • дробные акции;
  • Криптовалюты;
  • Robinhood Gold — премиальная подписка;
  • Robinhood Learn — обучающие и медийные материалы;

Подробнее о двух последних продуктах:

Robinhood Gold

Платная подписка стоимостью $5 в месяц. Дает доступ к расширенным рыночным данным, аналитике от MorningStar и моментальному пополнению счета (деньги зачисляются на счет по факту отправки, а не по факту обработки банковского перевода). По состоянию на 31 марта 2021 у Robinhood было 1,4 млн платных подписчиков.

Robinhood Learn

Под «обучением» на самом деле подразумевается целое медийное крыло. Сюда входит ежедневное издание «Snacks» (32 млн подписчиков), доставляющее новости и аналитику ежедневно и еженедельно в виде рассылки, подкаста и видео; 650 статей и обучающих материалов на тему финансов и инвестиций (7 млн просмотров); новостные ленты дающие бесплатный доступ к закрытым материалам Wall Street Journal, Barrons, Reuters (6,4 млн пользователей); Robinhood Lists, списки инструментов, составленные пользователями (9,5 млн пользователей).

Пользователи и активы

За последний год пользовательская база Robinhood выросла в четыре раза. Robinhood сообщает о 18 млн активных счетов с положительным балансом (из них 17,7 мл активных, то есть пользователи заходили в аккаунт в течение последнего месяца) и 80 млрд долларов США под управлением. Из этого следует что в среднем на один активный клиентский счет приходится 4,4 тысячи долларов.

Для сравнения, по данным ЦБ, средний размер брокерского счета в России составляет 6,5 тысячи долларов по текущему курсу. А у тех же Interactive Brokers на счетах у клиентов в среднем лежит 211 тысяч долларов.

Финансовые показатели

В 2020 году Robinhood был прибыльным, но заработал всего 7,45 млн долларов. В 2019-м убыток составлял 107 млн долларов (для сравнения, Interactive Brokers в 2020 году заработал 195 млн долларов при капитализации 27,58 млрд долларов)

38% прибыли компании в первом квартале принесли опционы, 25% — акции и 17% — криптовалюты (причем большую часть — Dogecoin)

Robinhood зарабатывает на продаже своего потока заявок на покупку/продажу финансовых инструментов Citadel и другим маркетмейкерам/хедж-фондам, которые исполняют их по цене лучшей, чем рыночная, по которой заявка была размещена. За поток таких заявок Citadel платит Robinhood комиссию.

Robinhood зарабатывает порядка 2% от размера клиентских активов (Interactive Brokers — 1,5%). В 2020 году Robinhood зарабатывал с клиента $82, в первом квартале 2021 года — $137 (для Interactive Brokers этот показатель составляет $3666).

За первый квартал 2021 года выручка выросла со 128 млн долларов до 522 млн долларов. Тем не менее, общие потери за первый квартал составили 1,4 млрд долларов.

Скорректированный показатель EBITDA составил 115 млн долларов по сравнению с минус 47 млн долларов по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года.

Gamestop

Многие СМИ списывают убыток в 1,4 млрд долларов в первом квартале на инцидент с Gamestop, но никакой ссылки на это в самом документе нет, вместо этого сказано что убыток вызван корректировкой по выпущенным векселям (convertible notes):

We incurred a net loss of $1.4 billion, which included a $1.5 billion fair value adjustment to our convertible notes and warrant liability.

Как это выглядит со стороны: были выпущены конвертируемые векселя, при увеличении стоимости акций (цена акций в залоге стала выше заемной суммы) Robinhood получил номинальные убытки. В любом случае, это не связано напрямую с бизнесом.

Криптовалюты

Объем пользовательских активов в крипте у Robinhood составляет 1/10 от Coinbase (12 млрд долларов vs 111 млрд долларов, в первом квартале 2021), крипта приносит 17% выручки (хотя они честно пишут в проспекте, что это связано с Dogecoin и не факт, что будет продолжаться дальше). Всего за год объем трейдинга криптовалютами на платформе вырос в 10 раз.

Маркетинг

В первом квартале 2021 года маркетинговые расходы увеличились на 32,3 млн долларов, или на 46%, по сравнению с предыдущим годом — в основном за счет расходов, связанных с реферальной программой Robinhood (+31 млн долларов). Таким образом компания тратит на маркетинг непропорционально мало по сравнению с расходами на разработку или ростом пользовательской базы.

Планы на размещение

Во многих источниках сумма, которую планируется привлечь при размещении указана как 100 млн долларов, но это просто временное значение, вписанное до того как будут уточнены все детали размещения.

В реальности Robinhood планирует продать 20–35% акций при оценке порядка 40 млрд долларов, что составит 8-14 млрд долларов. Оценка перед IPO тем временем уже выросла до 59 млрд долларов. Для сравнения interactive brokers поднял 1,2 млрд в ходе IPO а его текущая оценка 27,58 млрд.

Переспективы

В своем проспекте Robinhood заявляет о том, что рынок инвестиций оценен в 50 триллионов. Также компания отмечает, что 50% клиентов Robinhood — новички в инвестициях. А значит этот брокер существенно влияет на рынок и увеличивает его размер — если бы не Robinhood, эти инвесторы не начали бы заниматься инвестициями.

Компания отмечает, что кэш менеджмент пока не приносит денег, но рынок дебетных счетов огромный, плюс есть еще кредитки и есть микро транзакции, и в перспективе Robinhood хочет стать единым окном для управления деньгами. И не только в США, но и во всем мире, где рынок 250 триллионов долларов (это открытый намек на будущую международную экспансию).

Риски

В блоке рисков написано много стандартных фраз, среди которых можно выделить эту: «Внедрение новых продуктов и услуг или изменение существующих продуктов и услуг может не помочь в привлечении и удержании клиентов или обеспечении роста и прибыли».

В проспекте есть три основные заявки на рост:

  • Мы будем развивать экосистему и добавлять новые сервисы.
  • Мы будем дальше растить долю в США и идти на международные рынки.
  • Мы будем расти вместе с аудиторией.

Аудитория Interactive Brokers — это 600 000 человек, которые имеют на счетах в среднем $200 000. Останутся ли с Robinhood люди, которые сейчас заносят им $4000 на счет, когда у них появятся $200 000, мы пока не знаем — в проспекте нет ссылок на «большие кошельки» и упоминаний о пользователях, которые «выросли» бы до крупных объемов с $4000. А значит, похвастаться особенно нечем (иначе об этом обязательно бы упомянули, такие кейсы могли бы стать подтверждением тому, что стратегия компании верна).

Вопрос, сможет ли Robinhood зарабатывать больше с клиента с помощью новых сервисов, из которых только крипто приносит сейчас реальный и ощутимый доход, но имеет склонность к сезонности, о чем открыто написано в проспекте.

Подписывайтесь на мой телеграмм канал @dailykuznetsov где я, например, первым опубликовал краткий обзор проспекта IPO.

Об авторах

Статью подготовили Иван Кузнецов и Надежда Коротченко. Иван 9 лет занимается финтехом в ролях от менеджера проектов до CEO, а сейчас развивает собственные проекты и консультирует продуктовые компании. Надежда несколько лет была редактором, главным редактором и затем издателем ihodl.com, а сейчас руководит проектами в диджитал-агентстве.

0
96 комментариев
Написать комментарий...
Igor Rey

Вот я обычный потребитель, у меня есть счёт в IB, ни могу понять что кроме мобильного приложения отличает Robinhood от IB? убогое приложение у IB согласен, многое можно бы было улучшить, но не до такой же степени, комиссии по факту есть, это тоже все понимают, что за хайп такой вокруг него?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Ну и средний американский клиент не избалован красивыми и удобными финансовыми сервисами.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

В РФ есть только Квик и его производные + какой-нибудь Транзак у Финама + веб-терминал Тинькофф. Всё. В США у каждого серьезного брокера своя платформа

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Под финансовыми сервисами я не имею ввиду терминалы, а глобально. Тот же интернет-банкинг.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Вы пишите про трейдинг. При чем тут банкинг?
В США финсектор сегментирован: страховые компании, брокеры, классические банки, необанки, финансовые сервисы.
WeBull, ChimeBank, CashApp, Venmo, Robinhood, OscarHealth и другие много лет соседствуют с конторами вроде WellsFargo и кредитными союзами. Хочешь пользуйся первыми, хочешь вторыми, а хочешь всем вместе. Решение можно найти на любой вкус.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

При том что аудитория неизбалована хорошими финансовыми сервисами, как бы это странным не казалось. И робингуд выгодно отличается от большинства boring finance apps.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я вам только что перечислил лишь часть хороших, удобных сервисов. Вы зачем-то упомянули банкинг. Как связан классический банкинг и апп для интернет-трейдинга? По вашему они стали пользоваться Робинхудом просто по фанк, что он яркий, а не скучный и там весело нажимать на кнопки купли-продажи? Не могу понять вашу логику.
Моя логика проста: на американском финансовом рынке огромное количество всевозможных решений в любом секторе. И это факт. С чем тут спорить?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Люди начали пользоваться робингудом потому что это был первый такой простой и фановый сервис, да. Это те же люди которые покупают Догекоин потому что он прикольный и Теслу потому что Маск бог-император, напомню. Сейчас органический рост уже идет из-за силы бренда, Робингуд стал практически именем нарицательным для ритейл трейдинга (хотя количество клиентских активов у него существенно меньше любого крупного старого брокера).

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Робинхудом начали пользоваться потому что он был бесплатным и не требовал наличия многотысячных депозитов. А не потому что у него 2 ярких кнопки и интерфейс геймефицирован. Никто бы его и не заметил среди тучи пестрых аппов, не будь у него такой киллер-фичи
А так он даже в тройку крупнейших розничных брокеров по количеству счетов не входит. Это отражается в том числе и в оценке его капитализации.
Именем нарицательным он стал именно потому что изменил правила на рынке, когда сделки стали бесплатными и без больших стартовых депозитов

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

У большинства американских брокеров небыло больших стартовых депозитов.

Комиссии на торговле с депозитом в 5к не особенно ощутимы, но клиенты робингуда об этом не знают.

Сделай ib такой же оффер ничего не меняя в продукте, он бы не стал робингудом.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я не понимаю, ты все это серьезно сейчас пишешь или троллишь меня?)
Что значит не было больших депозитов, когда я выходил на амерский рынок, там минимальный депозит в среднем был от нескольких тысяч $ и комиссия фикс + % в зависимости от объема сделки Если аккаунт был ниже, то часто тебе была недоступна маржинальная торговля и за торговый стакан ты должен платить
У Робинхуда сделки 0 и инвестирование от 1$ за счёт дробных акций. Конечно, он изменил подход к индустрии во всем мире.
В той же Европе появились сервисы типа TradeRepublic, в Азии и т.д.

Сделай ib такой же оффер ничего не меняя в продукте, он бы не стал робингудом

При чем тут IB? Он никогда не был топовым брокером в США, хотя он ровесник Etrade

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Так и в робингуде несколько тысяч средний счёт. Нет, не троллю, дело не только в бесплатности етц, а в том что Робингуд серьезно обратил внимание на аудиторию которая большим брокерам была не нужна, построил бизнес-модель которая при этом зарабатывает, взял риски связанные с этой моделью и с работой с ритейлом в целом и сделал продукт который попал в рынок. Проблема не в том что е-трейд не открывает счёт для клиентов с 5к, е-трейду такие клиенты просто не нужны, потому что они не приносят е-трейду денег, а из этого уже идёт все остальное.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Я говорил не про средний аккаунт, а минимальный.

дело не только в бесплатности етц

Нет, конечно. Это комплексный подход. Кто с этим спорит? Я говорю, что АПП вторичен, но он является дополнительным преимуществом к основной киллер-фиче. А она была именно в бесплатности и демократичном депозите. Всем пофигу было бы на АПП, если бы компания взимала классические комиссии и требования к депозиту.
Е-трейд и другим брокерам такие клиенты нужны. Поэтому классические брокеры стали менять не АПП, а массово обнулять комиссии и снижать минимальные депозиты. Теперь сложно найти крупного брокера в США, который взимает комиссии за Сток, Etf и опционы, т.е. те активы, торги по которым предлагают условные Робинхуд и ВиБулл. Чаще всего комиссия 0, либо намного ниже, чем была 10 лет.
И это даёт результаты: Schwab и TD, например, в первом квартале этого года открыли 3,5 млн новых счетов. Потому что, помимо опций Робинхуда, они могут предложить клиентам ещё тучу дополнительных услуг и инструментов.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Ну просто сделай такие условия и оставь аппы как было у етрейда никакой революции бы не случилось. Сейчас они конечно собирают хвост за робингудом, когда он приводит на рынок новичков, они немного врубаются и идут искать условия получше. Они стали нужны потому что оказалось что на них можно зарабатывать (самое важное откровение проспекта для меня в том что в прошлом году Рубингуд был прибыльный, я таких IPO в 2021 году и не помню)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Ну просто сделай такие условия и оставь аппы как было у етрейда никакой революции бы не случилось

С чего это вдруг? Во-первых, какая революция случилась? На вашем же слайде видно, что до 2020 года за 6 лет Робинхуд смог насобирать несколько миллионов клиентов. Что намного меньше, чем у лидеров рынка. Весь рынок на тот момент - это несколько десятков млн аккаунтов только в сегменте розничного трейдинга.
Резкий рост по экспоненте произошел у Робинхуда только в период пандемии. Но у других брокеров он тоже огромен. Вы просто не смотрели данные по всему рынку.
Во-вторых, лидеры рынка не стремятся повторять все за Робинхудом. Они не стали упрощать АПП до 2 кнопок, но снизили комиссии и размер депо для того, чтобы пользоваться всеми функциями.

Рубингуд был прибыльный, я таких IPO в 2021 году и не помню

Какая связь между сторонними ИПО и прибылью (точнее не прибылью, а скорректированным нон-Гаап показателем) Робинхуда? Schwab за 2020 год поднял 3 млрд $ чистой прибыли, и что?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

E-Trade на момент покупки 5,2 миллионов клиентов, Charles Schwab — 31.9 million active клиентов по q1 2021 то есть всего в два раза больше чем у робингуда. Рост новых счетов — 3 миллиона за q1 — меньше чем у Робингуда. То есть у Робингуда за несколько лет не намного меньше в количестве счетов, чем у лидеров рынка. Существенно меньше по активам — да. Но для американского брокерского рынка это реальный disrupt.

Про IPO: Я к тому что все компании которые выходили на громкие IPO за последний год были убычтоными. Ну и тот факт что со своей бизнес-моделью Робингуд таки даже прибыльный это был интересный для меня факт — я не ожидал.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

На момент покупки Етрейд Морган Стенли, у Робина было столько же, а если сложить вместе клиентов МС и Етрейд, то на момент покупки их было под 10 млн.
Конечно, не намного меньше, но он далеко не лидер. Ничего похоже на рынки вроде российского, где ТИ буквально взорвал рынок и стал за 3 года крупнейшим по количеству счетов, нет на рынке США и близко.
Робин - один из главных бенефициаров истерии, поэтому и сравнивать его надо с аналогами на рынке, а не с широким рынком

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Да, только е-трейд был сильно старше.

Тинькоф пришел на очень недоразвитый рынок с большим потенциалом и в хороший момент (низкие ставки), в штатах такое невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Старше. Но он примерно ровесник с TD Ameritrade, Schwab и IB. Только вот количество клиентов у этих компаний разное. Так что одним возрастом бизнеса это не объяснить.
Почему Робинхуд набрал свою базу ясно и никто его заслуги не принижает. Просто я в корень не согласен с тем, что это произошло из-за особенностей аппа, как основы роста. И есть масса факторов, которые на это указывают, как в самой США, так и за пределами. Робин смог слепить все в единое целое и выстрелил как целая система преимуществ, а не удобный АПП. В РФ яркий пример Рокетбанк и Тинькофф: АПП Рокета в первые годы был удобнее, чем у Тинька, по мнению многих, но это был просто АПП, без сервисов и продуктовой линейки. Поэтому Тинькофф сейчас стоит много млрд $, а Рокет ушел в историю

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Я выше не утверждал что дело только в приложении. Я говорил, что если просто дать трейдинг без комиссий, но оставить клиентский опыт на уровне E-Trade то успех Робингуда среди его целевой аудитории не получится.

 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov
Автор

Ну и в 2021 году компании не стесняются писать в своих проспектах удобный кеш менеджмент как приемущество, или например в плюсы голда записывать моментальное зачисление средств, что говорит о реальном состоянии рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Моментальное зачисление средств есть у многих игроков, но не у многих оно есть со сторонних финорганизаций (например, Етрейд моментально делает зачисление со счета в ЕтрейдБанке, но со стороннего счета - обычный перевод, так же например у Сбера и ВТБ, а вот у Тинькофф, как у Робинхуда) Это реальное преимущество. Такое в мире едва ли можно встретить, когда зачисление идёт мгновенно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

И да, это ограничено у Робинхуда, как и у WeBull, который тоже предлагает мгновенные депозиты

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда