Delivery Club и «Яндекс.Еда» стали терять популярность в Москве, и растёт доля заказов из ресторанов — исследование Статьи редакции

Собственная доставка приоритетнее, так как с ней можно расширить ассортимент и больше заработать, рассказали рестораторы.

  • Sberbank CIB в рамках исследования «Потребительский индекс Иванова» в июне 2021 года опросил 2300 человек из 164 городов России с населением выше 100 тысяч человек, пишет «Коммерсантъ».
  • Авторы исследования выяснили, что у Delivery Club, в том числе «Еда ВКонтакте» и ZakaZaka, в июне 2021 года еду заказывали 61% опрошенных москвичей, в то время как в июне 2020 года их было 69%, в декабре — 74%. У «Яндекс.Еды», с учётом «Яндекс.Go», показатели за год упали с 50% до 45%.
  • Похожая ситуация и с данными по стране. Популярность Delivery Club упала с 59% в июне 2020 года до 55% в июне 2021 года. «Яндекс.Еды» — с 38% до 36% за аналогичный период.
  • При этом, как показало исследование, растёт доля заказов напрямую из ресторанов. В Москве число заказчиков среди опрошенных вырос год к году с 36% до 47%. По всей России показатель вырос с 42% до 46% за аналогичный период.
  • Аналитики Sberbank CIB связывают изменения со снижением промоакций и скидок со стороны агрегаторов доставки еды. Но сами компании считают, что их популярность растёт на фоне ограничений из-за Covid-19. По данным «Яндекс.Еды», увеличились показатели по самовывозу и заказы от двери ресторана.
  • Опрошенные «Ъ» эксперты считают, что рестораны запускают свою доставку, так как агрегаторы подняли цены на доставку, а крупные рестораны стараются сократить долю агрегаторов до 15–20% для ослабления зависимости от них.
  • Представитель сети Prime Мария Лошкова отмечает, что многие начали ставить в приоритет свою доставку, так как до этого только на доставку уходило до 25% от всей выручки. Принципал фонда Phystech Ventures Анна Гишко считает, что так можно расширить ассортимент, обработать заказ в пиковое время и больше заработать при наличии спроса.
0
241 комментарий
Написать комментарий...
Александр

Со стороны ресторанов выгодно развивать свою доставку, только в том случае если:
1) сеть минимум 3-5 ресторанов 
2) зона доставки до 8- 9 км в случае если хотим доставлять за 30 минут 
3) создать свою инфраструктуру web+ app + колл центр + боты. 

В этом случае можно выдержать сервис доставки и главное бизнес модель с операционной прибылью ( EBITDA)  14-16% Если ресторан фаст фуд\ кэжуал: Италия пан-азия с залом можно выйти на показатель 18-24%. 

В ином случае, выгодней работать через агрегаторов, так как если проводить управленческий анализ, то в структуре затрат: маркетинг составляет в среднем от 8 до 15% а курьерская служба от 11% до 14% ( если показатель выше, тогда это "проблема". 

Почему выгодней через агрегаторов, так их как комиссия ( в среднем 28-35% ) составляет те же затраты - реклама и курьеры. Но в этом случае нет надобности содержать штат. 

НО, очень важно но, следующая проблема это продажи, а именно тот факт, что за частую, люди которые отвечают за продажи в ресторанах в агрегаторах не анализируют свое меню, не ведут аналитику, не следят за среднем чеком и т.д и т.п. Где средний чек один из самых важных параметров, на ряду с маржинальностью food cost'ом. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Нет, мы подсчитывали, что даже с 1 рестораном выгоднее юзать свою доставку, потому что комиссии в 30% - это бред. Утверждение, что агрегатор даёт рекламу и приток клиентов, слишком преувеличено.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Если маркетинг на уровне до 15% и логистика на уровне до 12%. Тогда ок. Но подозреваю, что маркетинг скорее всего не был учтен. А так-  это финансово не выгодно. Вопрос - Вы считали доставку как отдельное направление?, с отдельным от ресторана P&L ? 
Моя позиция - я за собственную доставку и причина в этом одна, а именно это собственная база клиентов, с которой нужно работать.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Нет, пиэнэль общий, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

если бы считали отдельно, результат будет отрицательным. Для ресторанов, "доставку" лучше считать отдельно, только в этом случае можно проанализировать финансовую эффективность доставки. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Не согласен: были данные за год работы с Деливери клаб, в том числе общий PnL, после отказались и внедрили собственную доставку. Сопоставимая доходность при +/- одинаковом количестве заказов на доставку при своих курьерах стала выше, остальные затраты остались практически теми же.
Думаю, что доставку отдельно имеет смысл считать, если она является отдельным бизнесом - при одинаковой цене продукта в зале и доставке она, конечно же, всегда будет убыточной, если не брать за неё отдельно рублей 400.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Дмитрий, все верно Вы описываете, доходность стала выше так как сократили расходы на "на как бы рекламу от яндекса" - 13%.

При том же кол-ве заказов( благо, есть постоянные клиенты), доходность быть выше, конечно. НО!, у вас появился штат сотрудников - курьеров, ФОТ которых нужно будет оплачивать в независимости от кол-ва заказов. Как только заказов станет меньше, оплата пойдет за счет средств ресторана. Я не упоминаю про налогообложение. 

Вывод:
- желательно разделять управленческий учет по направлениям деятельности; 
- как только уменьшится кол-во заказов или снизится средний чек, доставка будет работать в минус. 

На счет 2 абзаца, из опыта могу сказать, что возможно организовать курьерскую службу при сети ресторанов, которая приносит до 16% операционной прибыли как отдельный бизнес. Без необходимости взмыть дополнительную плату за доставку. Можно просто указать минимальную сумму заказа к примеру 500 рублей.Но сумма минимального заказа это расчетный показатель и зависит от среднего чека и маржинальноссти. 

В случае если действительно Вас интересует данный вопрос, можем отдельно обсудить, дабы не флудить. 

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
 у вас появился штат сотрудников - курьеров, ФОТ которых нужно будет оплачивать

Они прикинуться самозанятыми, как с Я и Д, уже не могут?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

могут конечно, юридически. Но по факту очень сложно найти такой персонал. Так как для них это должен быть постоянным местом работы. Чаще всего курьерами идут как на подработку, если мы не говорим о ребятах из средней Азии. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
238 комментариев
Раскрывать всегда