{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Госкомпании ищут стартапы и готовы платить миллионы рублей: как найти госзаказ и преодолеть преграды к нему

В России сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, государство выделило около 1,5 трлн рублей на программу цифровизации и ищет исполнителей. С другой — в стране море стартапов, которые активно разыскивают заказчиков. Однако встретиться они не могут.

О том, почему так случилось и как мы помогаем строить мосты между госзаказчиками и стартапами, расскажем в статье.

Проблемы «Цифровой экономики»

Программа «Цифровая экономика» появилась в 2017 году. Тогда на нее заложили 520 млрд рублей, которые планировали потратить за три года. Но в 2018 году программу трансформировали в национальную, а срок реализации продлили до 2024 года. Бюджет вырос до 1,6 трлн рублей. Его освоение поручили регионам, и здесь начались трудности.

На пути к успешной реализации программы встали излишний консерватизм, страх потратить деньги «впустую», не налаженная коммуникация с бизнесом и непонимание, какие технологии нужны и где их искать. В итоге 2019-й год нацпроект завершил с использованием бюджета на 53,6%. В I полугодии 2020 года — на 10,5%.

По идее, жители регионов уже сейчас должны ощутить начавшуюся «цифровизацию» . Но пока количество реализованных технологий минимально: видеокамеры, которые распознают лица, умное освещение, машинное зрение для ранней диагностики заболеваний, система экстренного оповещения; транспортные карты и др. Темпы технологизации низкие и охватывают в основном Москву.

Внутри госкорпораций технологии рождаются редко

Госкорпорации нечасто развивают у себя ИТ-отделы. А значит, потребность в технологических решениях и большие бюджеты должны привлекать массу стартапов. Но этого не происходит. Потому что ИТ-разработчики не верят, что даже с крутым продуктом они получат госзаказ. И на это есть две причины.

Две боли российского стартапа

Основной заказчик в России — государство. 50–70% всех бюджетов идет из госорганизаций, компаний с госучастием, министерств, ГБУ и т. д. Это огромный рынок, на котором стартапы со свежими технологическими решениями в теории должны быть очень успешны. Но на деле получить госзаказ для них сложно.

Государственные тендеры — для крупных интеграторов

Госзаказы реализуются через тендеры. А их условия для начинающих проектов трудно реализуемы. Обычно на момент заявки компания должна существовать на рынке несколько лет, показать весомый результат работы, а в идеале — иметь в прошлом другие реализованные госзаказы. Стартапы на этих требованиях срезаются. Весь рынок забирают крупные интеграторы, которые уже давно работают с госструктурами.

Идеи — новые, реалии бизнеса — старые

Еще одна беда стартапов —у них часто есть сама технология, но нет бизнес-мышления. Не подкованы юридически, финансово, не готовы к реалиям «бизнеса по-русски», когда без хорошего лобби не зайти на нормальные масштабы. У многих даже идея сырая, хоть и остроактуальная. Такие проекты нуждаются не только в инвестициях, но и в консультации отраслевых экспертов.

Стартапы и корпорации научились находить друг друга

Коммерческие корпорации придумали способ находить новые технологии. Они создают акселераторы — программы, с помощью которых ищут инновации под свои запросы, дают контракты, инвестируют в выпускников или покупают целые компании. Это не идеальный вариант для стартапа, потому что по факту его поглощают. Но, с другой стороны,такому продукту дают финансирование и жизнь. Поэтому для стартапов участие в акселерационных программах стало нормой и отдельным каналом продаж.

Очевидно, что тем же путем пойдет и государство. Оно тоже будет создавать акселераторы, искать с их помощью хорошие стартапы, запускать пилоты, а после — масштабировать решения на всю страну. Пока полностью государственные акселераторы создаются редко, и большим охватом технологических проектов похвастаться не могут. Но у них есть аналог.

Мостом между госструктурами и стартапами станет Government Technology акселератор

Первый в России Government Technology акселератор Smart City Lab создан частной компанией DV-Consulting совместно с Особой экономической зоной «Иннополис» при поддержке Минстроя РФ. DV-Consulting занимается сопровождением бизнеса и помогает проектам привлекать финансирование государственных органов. Идея акселератора выросла из насущной проблемы: в России есть множество стартапов с крутыми решениями, у государства есть острая потребность в них, но взаимодействовать им мешают бюрократия и стереотипы.

Фишка акселератора в том, что он напрямую сотрудничает с государственными институтами: мониторит текущие потребности, собирает реальные запросы на ИТ-решения и подбирает стартапы, которые заинтересуют госзаказчиков. Условно акселератор работает по двум схемам:

  • Госзаказчик говорит, какое решение ему нужно → акселератор находит нужный стартап и его презентует.
  • Акселератор находит крутой стартап и презентует его → госзакачик понимает, что это то, что ему нужно, и запускает пилот.

Уже ведутся переговоры по запуску пилотов на 5-ти крупных площадках. После старта акселератора при информационной поддержке Минстроя их планируется больше 10-ти.

Окно возможностей для стартапов

Акселератор Smart City Lab решает две главные проблемы стартапов.

Обратить на себя внимание реальных лиц, принимающих решения. Проекты презентуются не мелким управленцам, а региональным министрам, среднему и топ-менеджменту федеральных министерств — тем, кто действительно найдет бюджет для технологий и возьмет на себя ответственность за внедрение инновационных решений.

Получить быстрые контакты без жестких условий тендеров. Добиться пилота и финансирования могут даже проекты без опыта в реализации. Главное — идея, которая закрывает потребности конкретного региона. В отличие от классических тендеров опыт и юридический статус стартапа в данном случае не важны.

Превращение идеи в конкурентный продукт

Сделать из стартапа готовый привлекательный для заказчиков продукт помогает обучающая программа акселератора. Это два месяца интенсива, на котором разбирают все теоретические и прикладные вопросы — от разработки бизнес-модели и маркетинговой стратегии до формирования команды и коммерциализации проекта. Команды с MVP получат практические советы у отраслевых экспертов.

После акселерации стартапы:

  • имеют прокачанный технологический проект, готовый к презентации инвесторам;
  • получают поддержку профильных экспертов и GR-специалистов;
  • выводят свой продукт на радары крупнейших госзаказчиков и частных компаний.

10 лучших стартапов презентуют свои разработки инвесторам и партнерам программы, а также получат возможность проработать пилотный проект еще в процессе образовательной программы.

Какие проекты отбираются на акселерацию

Подать заявку на участие может любой стартап.сли проект решает современные проблемы города,может продаваться в госорганы и госкомпании, у него есть все шансы пройти акселерацию и получить пилот.

Примеры проектов, которые уже приняты в программу:

  • «умные» технологичные мусорные контейнеры с пресс-компактором, солнечными батареями и системой измерения наполненности;
  • коробочные решения для строительства на основе компьютерного зрения;
  • смарт-контроль парковочного пространства.

Цель — быстрее дать проектам жизнь

Акселератор помогает понять весь процесс, организовать эффективную коммуникацию между стартапом и госзаказчиком, а главное — сводит формальности и бюрократию к минимуму. Для дополнительного масштабирования он привлекает площадки по развитию инновационных решений, а также коммерческих партнеров в лице крупных девелоперов.

Ближайшая акселерационная программа ищет проекты в сфере цифрового правительства, городской среды, технологий транспорта и дорожного строительства.

Следующий поток отберет проекты в области образования, здравоохранения, социальной сферы, безопасности, промышленности и экологии.

Мы призываем стартапы подавать заявки на акселерацию и не упустить почти уникальный для нашей страны шанс. Есть огромный интерес со стороны заказчиков, есть бюджет и, наконец, есть возможность его получить — надо только прийти и показать, что ваше технологическое решение «то самое».

0
43 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
A A

"в итоге ты еще ничего продать не успел, а уже отдай 120 т.р. за офис который может быть тебе и не нужен, приготовь еще тысяч 120 для бухов, не забывай заложить тысяч 100 на юристов, закупку лицензионного ПО"

Если у вас выручки 0 или около ноля - то зачем вам офис, бухгалтера, юристы? Регитесь самозанятым и законно занимаетесь своими сепульками. Получили за год более 2 млн руб (подходите к лимиту 2,4) - задумались о планах дальше.
Зарегиться можно по телефону за 5 минут, отчетности никакой, сам себе юрист.
В чём проблема?

Ответить
Развернуть ветку
al mel

Какое-то у Вас ограниченное понимание стартапа. Самозанятое понимание)

Ответить
Развернуть ветку
A A

Это было разъяснение к пункту: "В общем еще ни рубля не удалось поднять, а несколько сотен тысяч уже отстегивай."
Человеку не нужен офис - он зачем то платит 120 тысяч и так далее по тексту.

Ответить
Развернуть ветку
Il Russ

Проблема русских стартапов в том что они не могут найти частные деньги. А государственные деньги стартапы не хотят. Уж больно риски высокие

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кычкин

У нас в целом предпринимателей с лишними деньгами нет, либо же все они не могут "в инвестиции"..

Ответить
Развернуть ветку
Il Russ

Либо уже уехали.Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Roman Safin

А что за сайт? Интересно глянуть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Fedorov

Поддержка стартапов в России, это как проведение экспериментов глубоко верующим в бога учёным. Он где-то услышал, что нужно делать эксперименты и потом писать по результатам публикации, но для чего это делается и как работает, он не понимает. В итоге получается типичный карго-культ, который, собственно, мы и наблюдаем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Fedorov

Естественно. Если учёный не понимает, что такое научный метод и как он работает, то это не учёный, а имитатор научной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Fedorov

Во-первых, тогда ещё не сформировалось такие понятия, как "научный метод", "фальсифицируемость", "теория вероятностей". Учёные того времени работали по наитию и ни о какой эпистемологии не знали.
Во-вторых, если изучить мемуары, отношение к религии было несколько другое. Археологи реально верили, что могут найти остатки ковчега, к примеру. Соответственно, многие учёные начинали сомневаться, что, ожидаемо, приводило к проблемам, заключениям, или казням (Джордано Бруно и прочие).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
George Kiskin

Но остатки ковчега реально найдены на Арарате)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пашкелевич

Верить и пытаться научно подтвердить в соответствии с научными методами - вполне возможно

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Fedorov

Не отрицаю. Также вполне возможно уничтожать личную инициативу у населения и одновременно строить "цифровую экономику". Результаты в обоих случаях довольно очевидны.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пашкелевич

А какому конкретно толстому чиновнику выгодна вот эта самая цифровая как его.. ?)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Fedorov

А какому "учёному" выгодно подгонять результаты эксперимента, чтобы p было меньше 0.05?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пашкелевич

Вот тут ваша мысль не ясна

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Fedorov

Большой начальник услышал где-то, что если сделать цифровизацию, то в стране сразу всё станет хорошо. Спустил указы своим подчинённым. Вот они и делают какие-то телодвижения, основывая их на своём зачаточном понимании современного общества. 
Аналогично с "учёными". Ректор где-то услышал, что если делать много публикаций, то с наукой сразу всё станет хорошо. Спустил указы своим подчинённым. Вот "учёные" и занимаются имитацией научной деятельности, выдумывая и подгоняя результаты экспериментов исключительно для написания публикаций.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пашкелевич

Умно, согласен. Карго Культ как он есть

Ответить
Развернуть ветку
великий иллириец

Самая коррумпированный бизнес это ИТ в РФ. Там попил и откаты просто сказка. Поэтому туда всякие стартапы никогда не попадут

Ответить
Развернуть ветку
al mel

Вход через домены 2 и 3 уровней ...

Ответить
Развернуть ветку
Galiya Khalikova

Вот это расследование тут будет очень уместно. 

Ответить
Развернуть ветку
P.G. P

Статья конечно полный отстой как анализ вопроса развития стартапов в России, даже с учётом того, что это типа "скрытая" реклама конкретного акселератора.
Акселераторы в РФ сами по себе это как правило пустая потеря времени и ресурсов (на опыте руководства двумя сколковскими стартапами).
Работа с гос компаниями, как в формате заказчика, так и инвестора это заведомо путь в никуда, а во втором случае смерть для стартапа.
Развиваться надо с теми, кто развивается, а с теми, кто деградирует можно только месить всякую ерунду, терять время и ресурсы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
 Работа с гос компаниями, как в формате заказчика, так и инвестора это заведомо путь в никуда

Как инвестора - согласен, а вот как заказчик, хоть и сложный, но очень даже перспективный. По крайней мере гарантированно с деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
Ilja Razinkov

деньги деньгам рознь. нормальные деньги, например, действительно не пахнут.

а вот про госденьги этого не скажешь - их много, но выдавливаются они всегда через одно место и с трудом. в итоге ВОНЯЮТ. За эту вонь потом еще и сажают.

Государство нынче настолько тупое что не способно просто заплатить даже, без геморроя

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

У вас какой-то негативный опыт есть?

Ответить
Развернуть ветку
Женя Белавин

Пока у нас в стране такая дикая коррупция, хорошего будет мало

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пашкелевич

Причем стартап и выполнение госзаказа?

Стартап - это новое начинание. А не просто выполнение заказа.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

Новое начинание лучше всего начинать и развивать на клиенте с большими деньгами. Госзаказчик конечно крайне сложный клиент, за то деньгами у него обычно хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пашкелевич

Я имею ввиду, что гос заказ как правило это что-то тривиальное. А стартап предлагает революционные решения. Которые гос никогда не закажет по идее

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
 гос заказ как правило это что-то тривиальное

Не скажу за все госзаказы, но лично участвовал в очень нетривиальных ИТ-проектах в госзаказчиках.
Я бы даже сказал ГОСы нередко более смелые и инновационные проекты запускают, чем крупный частный бизнес. Но как правило хуже управление проектом от Заказчика, хуже контроль результатов, и многое идет в мусорку потом или требует новых итераций для приведения в приличное состояние.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
 Госкорпорации нечасто развивают у себя ИТ-отделы.

Это абсолютно не так, в любом ГОСе всегда много ИТшников: отделы, департаменты, назвисимые ИТ в разных подразделениях и общие структуры, свои ЦОДы у многих госов, сервисные дочки типа Сибинтека или ИТСК. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilja Razinkov

да и слава богу, что не находят "друг друга". чем меньше с госмудачьем общаешся - тем целее будешь, закон выживания "российских джунглей"

Ответить
Развернуть ветку
Александр Семаков

Окно возможностей для стартапов? Вот же хороший кейс про умные датчики. Даже придумывать уже ни чего не надо. Есть желающие? Кто там на посидеть следующий? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кычкин

Это игра найти взаимосвязь между гос компаниями и стартапом?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мехнецов

Когда был хороший хайп с чат-ботами, все гос или полугос сервисы: почта, запись к врачу даже и рядом на мой взгляд не стояли рядом с нашим MVP, который был связан сразу с учётной системой. Но из-за отсутствия денег на рекламу и маркетинг и ограниченных ресурсов проект просто вынужден был закрыть...

Вот если бы акселератор давал договор с долей твоего участия и % отчисления в случае будущего успеха, все необходимые патенты защищающие твои идеи от кражи возможно было бы иначе и светлые головы тянулись за чужими деньгами... 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov
 Но из-за отсутствия денег на рекламу и маркетинг и ограниченных ресурсов проект просто вынужден был закрыть...

Деньги надо привлекать, на свои развивать мало кто вообще себе может позволить. Если не умеете сами привлекать - сначала привлеките того кто умеет ))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 43 комментария
null