По следам недавнего Demo Day Y Combinator (S21): впечатления инвестора

От принципала Fort Ross Ventures, венчурного партнера Seedstars и автора Telegram-канала proVenture Дениса Ефремова.

На недавнем демо-дне Y Combinator было представлено 377 стартапа практически со всего мира. На них смотрели более 2.8 тыс инвесторов, которым Y Combinator сделал почти 48.5 тыс интро писем на стартапы из батча. Вот это масштаб!

Недавно Business Insider как раз писал о том, что YC за многие годы сильно поменялся: стартапов уже не десятки, а сотни, оценки все выше, а бизнес-модели стартапов все те же. И все это проходит онлайн из разных концов света.

Так это? В каждой шутке есть доля шутки. Но Y Combinator в любом случае остается самым узнаваемым акселератором, а их демо-день является едва ли не самым долгожданным событием для венчурных инвесторов.

Чем же запомнился лично мне демо-день Y Combinator?

1. Масштаб

Начнем с базовых вещей и напомним, что за 2 дня (31 августа и 1 сентября) мы посмотрели на 377 стартапа. Питчи шли почти 10 часов, каждый стартап презентовал 1 слайд за 1-3 минуты.

2. География

Если посмотреть на географическое распределение стартапов, то по официальным данным, географический фокус выглядит следующим образом.

Примечание: возможен множественный выбор. Стартап может работать в США/Мире и в Канаде и т.п.

Однако ощущения от питчей другие – LatAm просто "царь и бог", этого региона очень много. Много проектов из Азии, Африки, Европы было фактически не слышно на их фоне, несмотря на то, что это вторая категория после США. Почему?

  • Потому что это "selling point" для инвесторов, потому что рынки большие, там можно быстро развиваться и потому что туда приходит международный венчурный капитал;
  • Потому что в этих регионах запускают региональные стартапы, а стартапы из развивающихся рынков выходят в США или Европу.

В подтверждение тезиса выше – стартап отмечает в среднем 1.49 региона, то есть, он может развиваться на США / Мир и быть стартапом с присутствием на развивающихся рынках или в Европе.

  • США указали первым регионом 249 раз, а вторым (и далее) – только 28 раз;
  • Ту же Европу первым регионом указали только 13 раз, а вторым – 62 раза (самый популярный второй регион);
  • Отмечу, что 3 региона в качестве фокуса указали только 57 стартапов (чуть более 15% всех стартапов батча).

3. Вертикали

Если говорить про вертикали, то самыми популярными, по данным Y Combinator, являются следующие.

Примечание: возможен множественный выбор. Например, стартап может работать как B2B стартап на рынке образования (Education).

А что же по ощущениям от самих питчей? Очень много HealthTech, это просто подавляющая категория, на втором месте финтек, но он исключительно региональный ("Square for …", "Stripe for …"). Много крипты, видны были проекты в образовании, хотя по статистике их почти нет. Практически нет MarTech, не так много про Creator Economy, по сути только один проект был про TravelTech.

Интересно, что некоторые говорили гордо "We are profitable". Я таких насчитал 6 (1.6% от всей когорты).

4. Прочие наблюдения.

Что еще я подметил? Перечислю.

  • Я насчитал 28 соло-фаундеров (7.4%), это достаточно много, на мой взгляд.

  • 12 проектов (3.2%) запустились или “weeks ago” или “during YC”, что говорит о том, что трэкшна у них нет, но это, как правило, серийные предприниматели с кучей доверия кредитов от YC и инвесторов.
  • Фаундеры 3-х проектов (0.8%) открыто сказали, что ушли из университета, чтобы запустить стартап.
  • Я не замерял, но было достаточно много женщин-фаундеров, навскидку больше половины стартапов так или иначе имели женщин-сооснователей.

5. Русскоговорящий Y Combinator.

Отдельной строкой напишу про проекты с русскоговорящими основателями. Таких было 25 или 6.6%.

  • Есть проекты с основателями из России, Беларуси, Украины, Грузии.
  • Есть много стартапов, где русскоговорящие основатели уже мало связаны с исторической родиной – они эмигрировали в США, Канаду или Европу.
  • Отраслевая палитра достаточно широкая – есть и финтек, есть и DevOps, маркетплейсы, RetailTech и, конечно же, крипта. Есть биотехнологии. Навскидку практически никто не ориентирован на крупный бизнес – это логично, потому что в основном все проекты фокусируются на США или Европу из своей локации, а пробиться к корпоратам без теплых контактов очень сложно.
  • Доподлинно знаю, что более 10 проектов из этой группы уже собрали раунд до демо-дня, а может быть, и больше. Что несомненно очень круто!

6. Оценки.

Много разговоров про оценки. Оценки в питчах не называются, а писать всем для проверки нет смысла, однако есть ощущение, что оценки достаточно высокие. Но поделюсь наблюдениями со-основателя необанка Mercury Иммада Ахунда ниже.

Y Combinator valuations are up from 1 year ago. Rest of seed market will prob follow

This YC batch:

Pre-revenue in non hot market: ~$15m (was $8m)
2nd time founder and pre-traction: ~$20m (was $12m)
$30k+/month/revenue or hot market: $25m+ (was $15m)
Источник: Twitter

7. Где почитать про стартапы?

Techcrunch сделал подборку стартапов с демо дня:

  • тут по итогам первого дня;
  • тут по итогам второго дня.

На этом все. Спасибо, что дочитали до конца!

Если у вас есть свои впечатления о недавнем демо-дне Y Combinator, делитесь ими в комментариях!

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Anatoly Tuleninov

Потому что Latam сильно растущий рынок с понятными правилами игры. Просто переноси туда отработанные модели с поправкой на специфику и поливай их деньгами.  YC это бизнес машина, это не про изменение мира и дисрапшн. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Я согласен. Я как раз пишу про то, что это selling point. Но про дизрапшн там тоже есть. Навскидку ~20-30% темы немного не от мира сего.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Панин

Какие на ваш взгляд не от мира сего?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Михаил, спасибо за ответ. Важно добавить, что множественный выбор есть. Может быть B2B SaaS для E-Commerce. Тогда он посчитается два раза. Автор вопроса прав.

Ответить
Развернуть ветку
Юрин Иван

А что значит в таблице США и мир?
Мир? Как понять?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Значит, стартап географически делает продукт на весь мир. YC объединяет США со всем миром :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрин Иван

ааа понял) спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даниелян

Почему в первой таблице Индия два раза? Или я чего-то не понимаю… В любом случае воспринимается неоднозначно

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Вторая Индия лишняя, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Дашичев

Круто, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Отлично, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Интересно какой процент мошенников и идиотов, которые не имеют понятия, как воплотить свои идеи?

Ответить
Развернуть ветку
Матрешка Сатаны

Я думаю примерно одинаковый если сравнивать с людьми в стартап индустрии раздающими однотипные советы новичкам = ) 

Ответить
Развернуть ветку
Ваня С

На демо день уже отборные идеи/проекты приходят, если и есть, то достаточно мало мне кажется

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Настоящий аудит требует специалистов именно в той области и весьма дорог. Естественно там брали почти всех желающих, кто готов заплатить за участие

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Там никто не платит за участие. Наоборот, получает инвестиции. Y Combinator не занимается тем, что вы описали.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

"От принципала Fort Ross Ventures, венчурного партнера Seedstars и автора Telegram-канала proVenture." можете указать имя и фамилию этого человека?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Указал. Спасибо за комментарий :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Это, собственно, я и есть. Но, может быть, действительно стоит в статье написать :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

будьте добры

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев
Однако ощущения от питчей другие – LatAm просто "царь и бог", этого региона очень много. Много проектов из Азии, Африки, Европы было фактически не слышно на их фоне, несмотря на то, что это вторая категория после США. Почему?

Потому что в Китае, Индии и ЮВА рейзят у себя и в разы больше, чем весь Латам. Латам просто под Америкой по доктрине Монро. Китай политически Америка сама отрезала за последние пару лет. В большинстве стартапов ЮВА и даже Индии - китайские деньги. Им этот YC не упал, на своих темах крутятся.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

Про Китай бесспорно, но в Индии много американских VC работают, как и в ЮВА. В ЮВА нет внутреннего венчурного рынка такого масштаба.

Ответить
Развернуть ветку
Hahaha ahhaaha

HealthTech подавляющее - это как понять в цифрах?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

В цифрах этого нет, это впечатление от питчей стартапов.

Ответить
Развернуть ветку
Melikhova Varya

Добрый день, а есть где-то возможность посмотреть питчи этого года по интересующим тематикам?
Спасибо заранее)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Efremov
Автор

К сожалению, нет. Питчи доступны только аккредитованным инвесторам и ограниченное время после демо-дня.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда