{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Новый 115-ФЗ: из-за чего банки могут отказать в обслуживании и как этого избежать

«Антиотмывочный» закон — 115-ФЗ вновь ужесточили. Поправки вступили в силу с 1 сентября 2021 года. Теперь банки обязаны отказывать клиентам в обслуживании, если они не пройдут обязательную процедуру идентификации. Раньше банки имели право отказать в обслуживании клиенту, не предоставившему документы, теперь это стало обязанностью.

Весной мы уже выпустили статью о том, что делать предпринимателю, чтобы не попасть под блокировку счёта. Собрали в ней основные рекомендации, которые помогут избежать блокировки счёта.

А вот как действовать предпринимателю теперь, чтобы банк не отказал в обслуживании. Если нет времени читать весь текст целиком, переходите в в последний пункт «Статья за 30 секунд» — там самое главное.

Чтобы не упустить новые возможности для своего бизнеса, подпишитесь на наш канал

Как действовать предпринимателю, чтобы банк не отказал в обслуживании

Раскройте банку бенефициаров бизнеса

Банки обязали отказывать клиенту в обслуживании, если не удается провести идентификацию не только самого клиента, но его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. То есть, если пришедший в банк клиент откажется раскрыть владельца организации, то банк откажет ему в обслуживании.

Субъекты ФЗ №115 обязаны отказать в обслуживании юридическим лицам, не предоставившим необходимую для идентификации клиента, представителя клиента или его бенефициара информацию. Введен новый порядок изменений сведений о бенефициарных владельцах: до 1 сентября актуализировать информацию требовалось с периодичностью раз в год.
По новым правилам проводить актуализацию необходимо, как только появятся сведения об изменении данных; например, если у компании сменился собственник и об этом было сообщено в газете, СМИ или другом источнике информации.

Оксана Васильева, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

Как действовать: Банки должны самостоятельно собирать сведения об изменении бенефициаров в компаниях-клиентах. Но можно им помочь: вдруг банк не заметит сообщение о смене бенефициара в СМИ, а идентификацию компании потом признают ошибочной. Если изменились владельцы компании или другие идентификационные данные, отправьте в банк уведомление об изменениях и актуальную выписку из ЕГРЮЛ. Перечень сведений, которые нужны для установления бенефициара, размещен на сайте Росфинмониторинга.

Что не делать: Не скрывайте бенефициаров бизнеса. Банк не может обязать клиента предоставить информацию, например, паспортные данные бенефициаров, а только попросить её. Клиент имеет право отказаться, но тогда он не пройдет идентификацию и банк откажет в обслуживании.

Сообщите банку адрес вашего сайта

К данным, которые собирают для идентификации юрлиц, добавился их сайт. Это изменение в ФЗ №115 вступило в силу 13 июля 2021 года. Теперь банки отказывают в обслуживании компаниям, чьи сайты оказались в реестрах запрещенных.

Банки теперь могут открыть счет только тем юридическим лицам, сайт которых работает легитимно. А именно: корпоративный ресурс не заблокирован, не входит в список запрещенных на территории России, не нарушает правила обработки персональных данных и другие предписания Роскомнадзора.
Если есть нарушения, банк обязан отказать в обслуживании такой организации. И она не сможет осуществлять финансовую деятельность в нашей стране: открыть счет, получить кредит и так далее. Важно, что это касается не только вновь открывающихся компаний, но и тех, кто уже давно работает на рынке.

Евгений Царев, управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности

Как действовать: Юрлица должны предоставлять банку информацию о доменном имени и ссылку на сайт, с помощью которого компания оказывает услуги или реализует товары.

Что не делать: Внимательно следите за содержанием сайта. Брошенную несколько лет назад страничку, зарегистрированную на компанию, уже могли «угнать» злоумышленники. Если такой сайт внесут в реестр запрещенных, это создаст проблему.

Подготовьтесь к визиту в банк

Информацию, которая нужна для идентификации клиента, банк получает самостоятельно: опрашивает потенциального клиента, проверяет данные из открытых источников, сверяется с перечнями Росфинмониторинга. Эксперты прогнозируют, что потенциальные ошибки в процедуре идентификации со стороны банков могут происходить именно на этапе сбора информации.

Скорее всего, при идентификации чаще будут допускаться не какие-то масштабные, а незначительные ошибки. К ним можно отнести запрос некорректного перечня идентификационной информации: у физического лица — один перечень, у юридического — второй.
Адвокаты, нотариусы и другие поименованные в подзаконных актах Росфинмониторинга должны запрашивать отличный от остальных субъектов объем подтверждающих данных. Среди возможных ошибок — неправильное ведение документарной информации, а также ошибки в предоставлении информации в контролирующие органы.

Оксана Васильева, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

Как действовать: Перед визитом в банк изучите, какую информацию от вас потребуют при идентификации.

Какие данные требуются для идентификации:

Банк может запросить информацию о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении клиента и его деловой репутации. А ещё — проверить источники происхождения имущества и денег. Перед визитом в банк желательно подготовить соответствующие документы, чтобы предоставить их по запросу.

Что не делать: Не молчите, если вы видите, что специалист банка забыл уточнить у вас какую-то информацию из обязательной для идентификации. Лучше уточнить это сразу, чтобы потом договор не признали ошибочным.

Важно. Кроме банков идентифицировать клиентов обязаны и другие субъекты ФЗ №115. Например, лизинговые компании, организаторы лотерей, или компании и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги. Полный перечень тех, кто обязан идентифицировать клиентов, указан в ст.5 ФЗ №115 и ст.7.1 ФЗ №115.

Что будет, если клиента неправильно идентифицируют

Ответственность за идентификацию клиентов лежит на банках. Но за нарушение процедуры банки могут серьезно наказать, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому проверять потенциальных клиентов будут тщательно.

Ошибки в идентификации клиента приводят к тому, что договор о реализации того или иного банковского продукта может быть признан незаключенным. Причина — отсутствие стороны в обязательстве со всеми вытекающими последствиями: наличие или отсутствие обязательств придется доказывать в судебном порядке, а зачастую, с привлечением правоохранительных органов.

Евгений Царев, управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности

За нарушение порядка идентификации должностным и юридическим лицам грозит административная ответственность в виде штрафа по ст.15.27 КоАП РФ. Сумма штрафа для юридических лиц варьируется: минимальная установлена в размере пятидесяти тысяч, максимальная – в размере одного миллиона рублей. Также могут приостановить деятельность на срок до девяноста суток.

Статья за 30 секунд

  • Банки обязали отказывать в обслуживании компаниям, чьих бенефициаров они не могут установить. Не скрывайте бенефициаров бизнеса, чтобы пройти идентификацию.
  • Юрлица должны сообщать банкам название сайта и ссылку на него. Если сайт попал в реестр запрещенных, то в обслуживании откажут.
  • Идентификацию клиентов банки проводят до того, как начать с ними работать. Цель процедуры — понять, насколько клиент благонадежен. Поэтому перед походом в банк изучите информацию, которую у вас спросят. Так вы заметите, если специалист не спросит у вас важные данные и сможете предоставить их на месте.

Больше таких статей читайте в Журнале про дело на сайте Делобанка.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Kenig

Все закручиват и закручивают

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Пока резьба не сорвёт. 

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Хотели финконтроль как в США или Европе - получите и распишитесь!!! :-)))
А чо вы хотели? Демократия она такая ...  :-)))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Меня терзают мутные сомнения, что под этой демократии что-то скрывается, маскируется.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Дак под демократией везде где только можно че только можно не маскируется ...

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Я знаю то, что если народ хочет чего то очень сильно, никто и ничто не может противостоять и никому не помогут всякие маскировки.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

А, куда бежать, да куда идти,
Только снег и дождь, на моем пути.
Растерял я все, что было, закипела в венах кровь....

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Кто обьяснит направленье дороги,
Где теперь рай - а где ад,
Ищут ответа нищие боги,
Листья под ноги летят...

(с) не помню кто

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Прекрасные слова. И я не знаю кто автор, во всяком случае не Яндекс.🤣

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Вот текст песни полностью: https://pesni.guru/text/волчонок-нищие-боги

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Спасибо, супер! Лучше о поэзии поговорить, чем там всяких банках.🙂👍

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Мясников

Заметил такую тему, что финмон жесткий только в маленьких банках, потому что они цб боятся. В альфе, открытии и прочем из топ 15 ещё много что можно, если вы постоянный клиент

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Новиков

Вопрос утечки информации из банков о клиентах и их деятельности гораздо важнее. 

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда