{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Анализ рентабельности, или как понять, что бизнес эффективен

Наверняка вы когда-нибудь задумывались о том, как вообще понять, что ваш бизнес эффективен. По крайней мере хорошо, если задумывались. У любого двигателя вот есть КПД, у сотрудников KPI, у продавцов - конверсии в продажу. А как понять, что эффективен сам бизнес целиком?

Первым делом на ум приходит простое и логичное «кто больше заработал, тот и самый эффективный».

Выручка компании Apple в 2020 году составила 264 млрд долларов, а какой-нибудь перекуп Коля на одной поставке игрушек из Китая сделал 1,5 млн руб.

И кто эффективнее? Казалось бы, вопрос риторический, но дайте Коле шанс.

Всё дело в том, что давно уже есть универсальный способ посчитать эффективность компании – посчитать ее рентабельность. Ура! Можно расходиться.

Но не совсем. Рентабельности могут быть разные, и каждая оценивает эффективность того или иного аспекта бизнеса. Какие они бывают, как их считать и зачем анализировать - разберемся в статье.

Коля еще может пободаться в своей эффективности с Apple

Понятие рентабельности

По сути своей рентабельность - это тот же коэффициент полезного действия двигателя, только для бизнеса. Мы бы даже скорее назвали это КПВ – коэффициент полученных выгод (авторские права свободные, можете использовать аббревиатуру, мы не обидимся😏).

Проще говоря, при подсчете рентабельности мы сравниваем то, что мы получаем на выходе с тем, что вложили на входе. Собственно, разные виды рентабельности отличаются только тем, какие показатели мы берем на "входе" и "выходе".

Например, самая классическая рентабельность, по которой мы и оцениваем эффективность бизнеса в целом - это рентабельность по чистой прибыли. Чтобы его посчитать, мы берем прибыль (ресурс на выходе), делим на выручку (ресурс на входе) – и умножаем это всё на 100%.

Рентабельность по чистой прибыли=Чистая прибыли/Выручка*100%

Рентабельность, в отличие от выручки или прибыли, это относительный показатель. Он нужен только для понимания эффективности работы компании.

Теперь вернемся к примеру с Apple и Колей. При выручке в 264 миллиарда чистая прибыль Apple составила в районе 57 миллиардов. Подставляем в формулу выше и получаем, что рентабельность Apple по чистой прибыли составила примерно 21%.

А что у Коли? Выручка у него была 1,5 млн, а чистая прибыль – 1 млн, так как его основными расходами были только затраты на закупки, все остальное было через дропшиппинг. Рентабельность в таком случае равна 67%. Получается, что у Коли бизнес эффективнее, чем у Apple. Говорили ведь дать ему шанс!

Виды рентабельности

Как мы сказали выше, разные рентабельности отличаются друг от друга тем, какие данные или параметры мы берем на "входе" и на "выходе".

И всего таких рентабельностей в бизнесе больше 30-ти. Однако мы не будем забивать ваши головы каждым показателем, для этого есть голова финдиректора (😏) , и пройдемся только по самым основным.

Рентабельность по маржинальной прибыли

a.k.a. маржинальность. Показывает, какова доля себестоимости в общей стоимости продукта.

Маржинальная прибыль – это выручка минус расходы на себестоимость.

Формула - Маржинальная прибыль/Выручка *100%

Зачем нужна - с помощью маржинальности можем оценить эффективность своей производственной деятельности. Чем меньше маржинальность, тем больше себестоимость, и наоборот.

Рентабельность по валовой прибыли

Как правило, используется, если в компании несколько направлений со своей выручкой, и необходимо замерить эффективность каждого.

Формула - Валовая прибыль/Выручка*100%

Зачем нужна - как и следует из описания, рентабельность по валовой прибыли нужна, чтобы оценить эффективность каждого направления бизнеса. Часто бывает такое, что в целом прибыль компании неплохая, но при этом есть одно направление-донор, которое делает максимальную долю прибыли, и направление-паразит, которое денег не приносит. Подсчет рентабельности помогает понять, кто есть кто.

Рентабельность активов (ROA)

Активы - это всё то, что мы используем, чтобы получить прибыль – деньги, дебиторская задолженность, оборудование, запасы, инвестиции, недвижимость. Другими словами, все наши ресурсы.

Формула - Чистая прибыль/Активы*100%

Зачем нужна - показатель рентабельности активов используется, чтобы понять, сколько прибыли приходится на 1 рубль активов. Не все активы одинаково полезны, и так мы можем понять, что приносит нам больше денег - какой-нибудь станок или целый склад запасов.

Рентабельность собственного капитала (ROE)

Показывает, сколько приносят вложенные вами в бизнес деньги.

Собственный капитал = все активы – все обязательства.

Подробнее про собственный капитал в нашей статье об управленческом балансе:

Формула - Чистая прибыль/Собственный капитал *100%

Зачем нужна - мы тут скромно считаем, что это вообще самый интересный показатель для собственника, поскольку определяет доходность его бизнеса. Грубо говоря, имеющиеся свободные деньги человек может положить в банк под какие-нибудь 6% годовых, а может попробовать запустить бизнес, рассчитывая на большую доходность. Вот ROE - это и есть доходность вашего бизнеса на вложенный капитал.

Рентабельность инвестиций (ROI)

Это как ROE, только ROI. На слух и не отличишь. Ну а по делу - это главный показатель для инвестора. Отдача от вложений в какой-либо проект. Перед тем, как вложиться во что бы то ни было, хорошо бы просчитать, насколько эффективными могут оказаться ваши инвестиции.

Формула - Чистая прибыль/Сумма вложений *100%

Зачем нужна - как и в случае с ROE - нужна, чтобы просчитать доходность своих вложений. Или вложений в вас инвестора, если строите финансовую модель.

Вот так должны расти ваши рентабельности

Анализ рентабельности

Как было сказано выше, рентабельность - метрика относительная. Как правило, с первого взгляда сложно сказать, что здесь вот она хорошая, а здесь не очень. Очень большая доля индивидуальности.

Поэтому есть два подхода к правильному анализу своих показателей рентабельности.

Первый - сравнить себя с соседями. Идеально было бы получить данные по конкурентам и сравнить себя с ними. А если таких данных нет, то сравниваем себя с рынком в целом. Такие нишевые отчёты регулярно делают многие агентства и размещают в открытом доступе.

Второй - замерять себя в динамике. И чем больше период, тем лучше.

Если в марте рентабельность по чистой прибыли у вас 15%, в апреле 16%, а в мае 14%, то это еще более-менее понятная картина, у которой могут быть свои причины. А вот если у вас в июне 10%, в июле 6%, в августе 2%, то тут уже есть над чем задуматься. Скорее всего, что-то работает не так. Либо учет прибыли идет кассовым методом.

Так себе картина рентабельности по операционной прибыли

Как повысить рентабельность?

Вопрос скорее риторический.

Так как показатель относительный, то соответственно изменить его можно двумя путями. Либо вы можете стараться максимизировать выручку (тогда, правда, вырастут и расходы, но не так сильно), либо, оптимизировать расходы. С этим вам скорее всего поможет квалифицированный финансовый директор.

В обоих случаях это приведёт к росту рентабельности и как следствие повышению эффективности вашего бизнеса.

Остались вопросы? Пишите в комментариях, постараемся ответить оперативно.

Нужен финансовый директор на аутсорсе? Тоже пишите, обязательно с вами свяжемся и запишем на бесплатную консультацию)

Ваш Финвед.

Автор - Даниил Лабанович
Соавтор и редактор - Максим Логвинович

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда