{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему стандартных методов оценки бизнеса недостаточно

Верная оценка бизнеса – ключевой момент продажи компании. В то же время мы часто сталкиваемся с отрывом формальной оценки от реального положения дел в компании. Методики, применяемые для оценки при получении кредита в банке или субсидии от органов власти редко совпадают с истинным положением дел в компании. Я Владислав Чернов основатель компании Creative Motion хочу поделиться своим мнением по этому поводу.

Приобретая бизнес (особенно технологичный), покупатели делают свой выбор на основе собственного мнения, здравого смысла, ожиданий роста и других факторов. Официальные данные оценочной компании только один из многих и, на мой взгляд, отнюдь не первый.

При оценке достаточно легко манипулировать в ту или иную сторону в зависимости от ситуации. Многое зависит не только от показателей, которые вы берёте в расчёт. Манипуляции в цифрах проверить довольно просто. Каждый может пересчитать их с помощью Excel, отклонения в доли процентов можно обнаружить, оспорить и доказать несоответствие.

Но вот манипуляции в определении рынка, названии отрасли, или переименовании банка в ИТ-компанию оспорить сложнее, и именно здесь

Примеры с «Theranos» при оценке в 9 млрд $, которая обещала проводить анализы крови, пример с «Трансаэро» с оценкой в 60 млрд за несколько месяцев до банкротства, основную долю из которых составлял бренд.

Многие стартапы оцениваются в миллионы, только на основе MVP, даже без личного поручительства основателя, у которого зачастую и так ничего и нет. И ведь в каждом случае вам предоставят целую кипу расчётов с цифрами и формулами, приведут кучу терминов и расскажут об общепринятых методах ведения расчётов.

Есть различные варианты оценки бизнеса, какой из них стоит применять будет зависеть в каждом конкретном случае. Можно использовать несколько методов и выбрать из них наиболее для себя подходящий.

Давайте рассмотрим различные методы и попробуем выделить их слабые стороны мы для того, чтобы понимать, как можно манипулировать цифрами в ту или иную сторону.

Есть три основных официальных подхода к оценке:

· Доходный, в нём предполагается, что текущая стоимость будущих доходов строится на основе прошлых показателей и экстраполируется на будущий период. Он является наиболее объективным для оценки бизнеса.

· Сравнительный подход полезен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности и точность оценки зависит от качества собранных данных, Оценщик должен иметь достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов если они были.

· Затратный подход наиболее применим для оценки бизнесов, имеющих разнородные активы, в том числе и финансовые, а также в том случае если бизнес не приносит регулярный устойчивый доход и в случае срочной ликвидации. Затратный подход целесообразно использовать при оценке специфических и не типовых объектов, к которым трудно подобрать аналоги.

Более детально выделяют:

Дисконтирование денежного потока.

Дисконтирование – соотношение будущих денежных потоков от бизнеса на сегодняшний день. Так как, в будущем за ту же сумму можно будет приобрести товаров меньше, чем сегодня, то необходимо привести будущие доходы к одному знаменателю с вложениями на текущий временной период.

Суть метода заключается в суммировании всех будущих дивидендов за несколько лет и остаточной стоимость активов. Метод применяется если:

· бизнес имеет стабильный поток доходов

· затраты находится в более-менее контролируемой области

· историю работы достаточную для того, чтобы проследить динамику в финансовых показателях

Минусом является то, что даже текущую стоимость бизнеса определить достаточно сложно, а определение стоимости бизнеса в будущем ещё более сложная задача. Важным показателем является также временной период, в течение нескольких лет учитывается прогнозируемый доход, чем больше срок, тем меньше определённость.

Соотношение цена/прибыль.

Использование соотношение цена/прибыль чаще всего применяется при определении стоимости публичных компаний крупного масштаба. На первый взгляд, данный метод похож на метод коэффициентов, но имеет свои особенности. Для расчёта берётся капитализированная стоимость бизнеса, делённая на прибыль после налогообложения. Также соотношение цена/прибыль может быть представлена как цена акции, делённая на чистую прибыль на акцию. То есть стоимость публичной компании должна быть равна произведению количества акций на их цену.

Ценность метода в том, что он позволяет сравнивать свой бизнес с более крупными компаниями в той же отрасли, но его так же нельзя считать объективным, так не нельзя считать однозначным, поскольку он опирается на стоимость бизнеса, которая может варьироваться в ту или иную сторону. К тому же, соотношение цены компании, существенно варьируется в зависимости от размера бизнеса и отрасли, в которой она работает.

Метод на основе коэффициентов.

Метод позволяет покупателю продавцу достаточно просто оценить бизнес и большинство профессиональных консультантов рекомендуют именно его. Суть заключается в том, что прибыль компании за вычетом налогов умножается на коэффициент, а полученный результат и есть стоимость бизнеса. Приведём пример наиболее простого для оценки бизнеса – арендного. Допустим, у вас есть торговый центр, вы сдаёте в аренду:

Прибыль после налогообложения составляет 10 млн год.

Берём коэффициент 7(средний по рынку)

Стоимость бизнеса равна прибыль 10 млн *7 = 70 млн.

Коэффициент 7, это примерный срок окупаемости бизнеса в годах. Вроде бы всё логично, но возникает вопрос, почему мы взяли коэффициент именно 7, а не 8 и не 6. Мы взяли его как примерный по рынку или по отрасли, то есть практически попали пальцем в небо. На самом деле так часто и происходит в реальности.

Попробуйте поинтересоваться мнением бухгалтеров, банкиров или оценщиков относительно применяемого размера коэффициента. Кто-то вам назовёт от 5 до 8 или от 7 до 9, за текущий период. В сложные времена или при срочной продаже коэффициент меняется ещё сильнее.

На мой взгляд, оценку на основе такого расхождения во мнениях делать неправомерно. Есть множество других факторов таких как: количество арендаторов в торговом центре, их много или один якорный каково состояние отрасли, в которой работают ваши арендаторы, насколько они надёжны, как давно заключённые договора. Каково его техническое состояние, он старый или новый, в каком районе находится, есть ли перспективы появления конкурентов рядом.

Даже небольшое отклонение в коэффициентах приводят к существенным результатам. Если вам скажут крайние позиции по коэффициентам от 5 до 9, то покупатель услышит 5, а продавец 9. Разница почти в два раза. Высокий коэффициент затруднит сделку низкий приведёт к потере интереса у продавца.

Если же оценивать бизнес более сложный, чем арендный то и факторов, влияющих на его стоимость много больше. Отрасль, в которой работает бизнес, срок его существования, состав сотрудников перспективы в состав коэффициентов никак не входят.

Более того, и такая величина как прибыль, после уплаты налогов может рассчитываться совершенно по-разному. Если же собственник бизнеса и директор в одном лице, то стоим обратить внимание на размер его оклада, на то учитывает ли компания его личные затраты, такие как автомобиль и телефонные разговоры, оплачиваются ли расходы на аренду собственных площадей. Есть ли перенос налогов на будущие периоды.

Оценщики, подходящие к вопросу формально, такие факторы могут учесть не всегда.

Сравнительный метод.

При сравнительном подходе бизнес пытаются сопоставить с другим подобным. Если на рынке проходили сделки по продаже компаний схожих с исследуемой, то можно провести аналогию и найти цену по аналогии. Для достоверности показателей принято искать совпадения по следующим параметрам:

· размер компании

· перспективы роста

· отраслевое сходство

· совпадение продукции

· качество менеджмента

После сравнения идёт расчёт стоимостных мультипликаторов. Наиболее распространёнными мультипликаторами являются:

· P/E (рыночная капитализация к чистой прибыли)

· EV/Sales (стоимость компании к выручке)

· EV/EBITDA (стоимость организации к EBITDA)

· P/B (рыночная капитализация к балансовой стоимости собственного капитала)

В сравнительном подходе, в свою очередь, принято выделять три подхода:

· метод сделок

· метод рынка капитала

· метод отраслевых коэффициентов

Метод рынка капитала опирается на использование аналогов с фондового рынка. Его преимущество состоит в использовании фактической информации по публичным сделкам.

Основным отличием такого способа оценки от рыка капитала, в том, что в данном случае определяется уровень стоимости контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и соответствующими финансовыми показателями. Расчёт коэффициентов строится на основе статистических данных за длительный период. Из-за недостатка релевантных данных этот метод в России практически не используется.

Недостаток всей группы методов в том, что они применимы только к компаниям с многолетней историей реальных финансовых показателей. На наших территориях слишком мало таких организаций. У большинства есть существенные расхождения официальной отчётности с реальным положением дел. Другая часть компаний проводит сделки по заниженной цене. Поэтому полной картины данная технология не даёт.

Метод чистых активов.

Метод основан на суммирование всех активов компании за вычетом обязательств. Такая стоимость находит отражение в балансе оррганизации. Метод также нельзя считать достаточным и объективным потому, что существует большая зависимость от сферы деятельности и времени оценки.

К примеру, в строительном бизнесе на балансе может отражаться значительная стоимость, основных средств и активов, таких как здания, техника, автотранспорт. При всём при этом, прибыль в компании может и не давать или даже работать с убытком.

Что вы сможете отразить в бизнесе, основанном на интеллектуальной собственности? На баланс такие показатели, как перспективы доля рынка и человеческий капитал не поставишь.

В маленьких или начинающих компаниях, существенные активы практически отсутствуют, за исключением, возможно, компьютеров и офисной мебели. Такие отрасли как образование ИТ-технологии, и даже банковская сфера с трудом поддаётся оценке таким способом. Выпадает из действия этого метода и вся сфера услуг.

Обычно он применяется при ликвидации компании, когда есть сложности и необходимо избавиться от активов и получить за них хоть что-то. Точность можно сравнить с продажей высокоточных станков на метало лом.

Стоимость входа на рынок.

Иногда, при открытии нового бизнеса встаёт вопрос: «Что лучше создавать всё с нуля или купить готовую фирму с клиентской базой, с оборудованием, с налаженными бизнес-процессами?»

В таком случае иногда применяют сравнительный метод, основанный на определении стоимости входа на рынок.

Что обычно принимают к расчёту:

· цена оборудования

· затраты на маркетинг

· мебели и офисного инвентаря

· стоимость собственного труда

· доход от сдачи собственного оборудования в аренду

· убытки, понесённые компанией до выхода на прибыль

· затраты на обучение персонала до выхода на точку окупаемости

Помимо всего прочего, стоит учесть и то, что почти каждый покупатель бизнеса намерен внести в него свои коррективы. Когда вы покупаете квартиру в старом доме, то захотите сделать в ней ремонт. Потребуются затраты не только на новые материалы, но и расходы на сдирание старых обоев и вывоз ненужной мебели.

За что придётся платить ещё:

· кто-то из старых сотрудников уволиться, придётся искать и обучать новых

· возможно, им потребуется выплачивать отступные

· уйдёт часть клиентов, понадобятся затраты на маркетинг, чтобы показатели приобретённой компании были актуальными

· часть оборудования потребует замены

· мебель, приобретённую давно, придётся поменять на более модную

Но в формальном применении метода и не учитывают ряд факторов, которые нельзя не рассматривать:

· увеличение рыночной доли

· создание успешного продукта

· формирование клиентской базы

Когда компанию выставляют на продажу, то тем или иным образом захотят показатели «причесать». Оценивать отредактированные цифры всё равно, что смотреться в кривое зеркало. Сначала надо составить своё непредвзятое мнение о бизнесе и только потом вникать в баланс.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда