Рубрика развивается при поддержке

Финансовая поп-машина, которая рационально строила карьеру: как участники ABBA заработали десятки миллионов долларов Статьи редакции

Группа купила долю в лейбле своего издателя и стала контролировать создание песен, а также эффективно планировала выступления — вместо длинных туров участие на ТВ-шоу с большой аудиторией, пишет Fortune.

В марте 1980 года музыкальный журнал High Fidelity написал: «ABBA готова к Fortune 500». Хоть это была шутка, в ней была доля правды — шведская четвёрка и её менеджер Стиг Андерссон построили бизнес-империю, пишет издание. К 1980 году финансовые интересы ABBA включали производителя велосипедов, лизинговые компании и нефтеторговую фирму.

Успешные и провальные сделки подкрепляли образ группы как финансовой поп-машины — и он не всегда был положительным, отмечает Fortune.

Группа методично вела бизнес

Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Агнета Фельтског и Анни-Фрид Лингстад на момент создания ABBA уже были ветеранами шведской эстрады. «Музыканты наступили на всевозможные грабли и набрались опыта», — писал биограф группы Карл Магнус Пальм.

У всей четвёрки сложились тесные отношения с их менеджером, продюсером и издателем Стигом Андерссоном, и они выкупили долю в его лейбле Polar Music. Так группа обеспечила себе финансовый и творческий контроль: сама отвечала за тексты, музыку, концерты и записи, выбирала дистрибьюторов на каждом рынке.

Стиг Андерсон в центре вместе с ABBA  Gustavo Bajo

Кроме того, группа эффективно планировала выступления: вместо длинных и утомительных туров выбирала телепередачи с максимальной аудиторией для каждого рынка.

«Мы привыкли думать, что рок- и поп-звезды — это люди свободного духа, которые думают только о музыке, концертах, наркотиках, выпивке и фанатках. Но ABBA действовала очень рационально», — рассказал Пальм.

В 1970-е на такую эффективность смотрели с подозрением. Критики не только ругали ABBA за коммерческую и шаблонную музыку, но и не одобряли её маркетинговую стратегию. Например, в 1977 году Rolling Stone написало о группе статью «Звуки бизнеса», где говорилось: «Рост ABBA был слишком методичен, так что некоторые даже подозревают, что маркетинг интересует группу больше, чем сама музыка».

За ABBA закрепилась репутация, которая готова ставить бизнес превыше музыки. Однако Пальм отвечал, что группа использовала бизнес-навыки, чтобы добиться творческой свободы.

ABBA Bloomberg

Одной из постоянных проблем ABBA была попытка легально снизить высокие шведские налоги, которые тогда могли лишить богатых людей части заработка, пишет Fortune. Для этого группа с Андерсоном создавала сложные схемы компаний — и это привело к основанию нефтеторговой компании Pol Oil.

Пальм рассказывал, что в 1980 году Pol Oil купила 55 тысяч тонн сырой нефти на бирже Роттердама, чтобы продать её по более высокой цене. Но ничего не вышло — на момент покупки цены на нефть были на пике из-за сложной обстановке в Иране, к тому же фирма неправильно оценила её качество. Нефть подешевела, пришлось продавать её с убытком. На этом Pol Oil потеряла 3,3 млн фунтов, в 2021-м это около $18 млн.

Фильмы и мюзиклы приносят больше, чем музыка

После распада ABBA в 1982-м музыка не приносила её участникам денег — группа вышла из моды, пишет Fortune. Однако к началу 90-х это изменилась — отчасти из-за культового статуса четвёрки в гей-среде, а отчасти из-за выпуска сборника лучших хитов «ABBA Gold» в 1992-м.

Его тираж составил 31 млн копий, а в июле 2021-го он стал первым альбомом в истории, который провёл 1000 недель (больше 19 лет) подряд в британских чартах.

В 1999 году вышел мюзикл Mamma Mia, который посмотрели, согласно сайту группы, 60 млн человек в 440 городах. В 2008-м по мюзиклу вышел фильм, а в 2018-м — его сиквел. Первый фильм заработал в прокате $609 млн, второй тоже был вполне успешен, пишет Fortune.

Выступление Mamma Mia  Fortune

Ульвеус, Бенни Андерссон и Лингстад были инвесторами первого мюзикла. Кроме того, Ульвеус вложился в музей ABBA в Стокгольме. Главные источники денег музыкантов, по словам Пальма, — это не старые хиты, а мюзикл и фильмы.

Точное состояние музыкантов неизвестно. Пальм оценил, что и Ульвеус, и Бенни Андерссон в 2013 году были «кроновыми миллиардерами» — у них было минимум по $117 млн. У Лингстад — около $242 млн, у Фельтског — менее $100 млн. Вероятно, сегодня музыканты стали еще богаче, пишет издание.

В 2000 году ABBA отказалась от $1 млрд за турне-воссоединение на 250 концертов. Другие группы, которые проводят такие туры, решают: это большая сумма, от такого отказаться нельзя, говорит Пальм. «Но ABBA сказала “нет, мы лучше будем сидеть дома и поливать цветочки”. Это очень шведский подход».

В сентябре 2021 года группа объявила о новых концертах — но сами музыканты, которым уже за 70, ехать в тур не хотят. Это будут концерты с виртуальными моделями, разработанными на основе записей концертов 70-х.

За несколько десятков лет критики изменили взгляд на музыку ABBA, а истории о деловой хватке теперь воспринимают не с подозрением, а с уважением, пишет издание.

Каталог ABBA — это готовый кейс для бизнес-школы. Он может показать устойчивость интеллектуальной собственности, которая стоит за всем развитием медиа и технологий в 21 веке. Ведь песни ABBA — это как Goldman Sachs или долгосрочные американские государственные облигации.

Саида Алекс Коннок, научный сотрудник бизнес-школы
Рассказываем о музыке
В контексте бизнеса, технологий и историй предпринимателей
Читать
0
27 комментариев
Написать комментарий...
Бегите, глупцы!
В 2000 году ABBA отказалась от $1 млрд за турне-воссоединение на 250 концертов

После того как каждый заработал как минимум по сотке и, вероятно, испытав все эмоции в этой жизни - ещё 250 миллионов на человека, не будет уж такой сильной мотивации, чтобы что-то вообще делать.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Также не стоит забывать, что 250 концертов это таки 250 концертов! На полтора года переключиться в режим жизни на чемоданах, гостиницы и перелёты, плюс на концертах выступать хоть даже под фанеру — не для того они свой бизнесс весь строили.

Ответить
Развернуть ветку
Зиновьева Ника

абба, ну это капец, помню как родители вечно их включали)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Да и сейчас ее можно нередко услышать. Все-таки не без причины они стали классикой. Писать качественную музыку дано не каждому.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

И почему всякий попс поднимает больше денег чем искусство? Или все-таки продажи Бетховена больше?

Ответить
Развернуть ветку
Beerman

Бетхован бесплатен, общественное достояние

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Sovenko

Авва не совсем попс, это скорее поп-рок, причём очень высокого уровня.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Потому что для наслаждения искусством (в классическом смысле) нужно уметь его понимать. А для этого нужны мозги, с чем у обывателя зачастую серьезные проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

В свое время классика тоже своего рода попсой была. Монархи хорошо платили за выступления.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Эскин

началось. Ыыыыыы. Попсаааааа

Ответить
Развернуть ветку
Denis Novikov

Хоть и попса, но если прислушиваться - очень гармонично звучащие песни.

Ответить
Развернуть ветку
Al Pr

Попса и РОР music это слишком разные вещи

Ответить
Развернуть ветку
Victor Vasiljev

"gimme! gimme! gimme!" - просто шедевр. Нет, у них ещё 4-5 отличных песен есть (подозреваю, что и больше - просто я их никогда не слышал), но эта - бомба.

Ответить
Развернуть ветку
Zoringer

Не каждый рискнёт вернуться спустя почти 40 лет отсутствия. Жду ноябрьского альбома.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev
Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Какая попсня, вырубите на @#@

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Екатерина Попова

15 сообщений за пару минут в разных разделах сайта — неплохой показатель для теряющего сознание от голода.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеевич

Не переводите, он уже умер от голода

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Костицын

ооо, давно не виделись, дружище

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Начало

попробуй заняться проституцией.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Заодно и белковой пищи поест

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

Надеюсь Олег не успел скинуть пару миллионов , ведь человек уже явно умер от голода

Ответить
Развернуть ветку
Аналитик Толян

Ссылка не соответствует тексту статьи, дальше больное воображение автора.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

По мульту за концерт, вроде бы, неплохо. Но - вычтите отсюда высокие шведские налоги и сумма станет менее интересной.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ekaterina Ekaterin

приятно читать о том, как интеллектуалы  могут зарабатывать
обычно интеллектуалы или бедные, или несчастные ( поэтому бухают/принимают/в депрессию впадают/ собой кончают)
или и бедные и несчастные.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Nazarov

Тема налогов и нефтяной компании не раскрыта. Ну получила фирма убыток и что? АВВА списала налоги или что? На момент этой сделки они уже владели фирмой? 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сизов

Money, money, money
Always sunny
In a rich men world

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда