К чему приводит деньгосмешение или как перестать путать деньги бизнеса и свои

Очень часто в нашей практике возникают ситуации, когда предприниматели начинают путать свои деньги с деньгами бизнеса. То для компании что-то купят из своего кошелька, то потом мебель себе на дачу напрямую с расчетного счета. Вроде бы ничего страшного — деньги есть, все равно себе выводить хотел, да и вообще чего привязались.

В статье постараемся разобраться, почему это работает только для совсем маленьких компаний и с ростом бизнеса приводит к проблемам.

Зарплата продавцам, оплата аренды, диван на дачу, шуба жене, щепотку соли... Перемешать.

Почему вообще так происходит

Вообще, есть несколько причин почему предприниматели начинают путать деньги и начинать тратить средства компании не на то, на что нужно.

Обычно корень проблемы чисто технический и характерен для ИПшек. Бизнесовые карты привязаны к расчетному счету, но внешне являются самыми обычными картами, которые и к Apple pay привязать можно, и просто расплатиться в кафе. Возникает ложное чувство, что вот они деньги - бери.

На личной карте денег нет, на бизнесовой есть - почему бы не потратить и потом вернуть... когда-нибудь... может быть... А потом в расходах бардак.

Бывает и обратная ситуация. Например, пытаемся убежать от налогов. Если заплатить сотруднику с РС - придется платить до кучи малы. А так переведу пока человеку с личной, а потом верну себе с бизнесовой. А потом в учете круглая неучтенная сумма, просто выведенная на вашу личную карту. Попробуй разобраться в конце месяца, что, на что и про что.

А иногда путаем личные расходы с представительскими. Это вот вообще любимая для многих история. "Я ведь был в командировке, ну и что что 3 дня жил, ел и веселился, а еще купил в дьюти фри жене духи и себе вискарь за счет компании?"

В общем, вариантов много. Давайте теперь разберемся, к чему это ведет.

Чем это грозит

Будем последовательными.

1. Деньги путаются, и в конце периода крайне сложно собрать факт

Представьте, что деньги вашего бизнеса и ваши собственные - левый и правый проводной наушник. Если не воспользоваться специальным разделителем и положить их в карман, то все мы знаем, что будет в итоге. Потом фиг разберешься.

Так же и с деньгами. Если слишком часто переливать их с одного счета на другой, или просто платить не оттуда и не за то, за что надо, то в конце месяца вам будет ооочень непросто разобраться, где что. А это критически важно, если мы хотим правильно управлять нашей компанией.

Про важность правильного учета движения денег можете прочитать в нашей статье о ДДС:

2. Повышается риск попасть в кассовый разрыв

Если мы не знаем, как на самом деле двигались деньги бизнеса и сколько их вообще осталось на самом деле, то не можем и нормально планировать будущее. А это напрямую ведет к кассовым разрывам.

Что-то не учли или переучли, начали опираться на цифры некорректно собранного периода, где вперемешку и траты компании, и личные, из-за этого неправильно построили платежный календарь, и вот прилетели.

Не поверите, насколько часто такое встречается, особенно в компаниях, где и так высок риск попадания в кассовые разрывы, если не считать цифры - в первую очередь производственных и оптовых.

3. Не понятен размер прибыли

Если не умеем считать деньги, то скорее всего косячим и в подсчете обязательств. А потом не можем посчитать свою реальную чистую прибыль.

А как ее посчитать, если бизнес платит и за себя, и за собственника? Или, наоборот, собственник постоянно несет расходы по своей карте. Половина операций теряется и нигде не учитывается. Чистую прибыль так не посчитаешь.

Так же обычно с деньгами с деньгами бизнеса и собственными, если их не разделять

Понял, страшно. Как лечить?

Давайте теперь разберемся, как все таки правильно это все разделять.

Начнем с корня - чтобы не было соблазна снова заниматься деньгосмешением, надо чтобы личных денег нам хватало. А для этого сперва надо научиться правильно их себе платить. Давайте пройдемся кратко.

1. Платите себе зарплату

Да, даже если вы собственник, вы все равно как правило выполняете в компании какие-то функции. Чаще всего, директора. В таком случае правильный и важный шаг - узнать рыночную зарплату человека, чьи функции вы выполняете, и начать себе ее платить.

Таким образом вы и себе правильный постоянный доход обеспечите, и перестанете питать себя иллюзией, что чистая прибыль у вас ого-го. После выплаты зарплаты уже, может, и не ого-го.

2. Платите себе дивиденды

Помимо какой-то фактически занимаемой роли, за которую надо платить себе зп, собственник все таки остается собственником и должен получать свою законную долю чистой прибыли - дивиденды.

Как правильно платить себе дивиденды, мы разобрали в нашем посте в инстаграме. Когда-нибудь и статью отдельно напишем.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Итак, себе заплатили. И зарплату, и дивиденды. Больше нам компания ничего должна, все, что осталось - ее деньги.

Но есть еще несколько важных советов.

3. Разделяйте свои деньги и деньги бизнеса физически

Мы прекрасно понимаем, что далеко не всегда расходы или приходы бизнеса осуществляются через расчетный счет. Не привыкли еще работать в белую. Но ничего не мешает нам завести отдельную дебетовую карту для нужд бизнеса.

Таким образом в идеале картинка должна быть следующая - есть РС, есть карта с деньгами только бизнеса, и отдельно есть наша личная карта, куда мы платим себе зарплату и дивиденды.

Приучите себя правильно этим пользоваться и проблем не будет.

4. Нужно закинуть денег в компанию? Дайте ей в долг

Иногда бывает такое, что по той или иной причине денег бизнеса не хватает. Кассовый разрыв или еще что. Компанию надо спасать и докинуть из своих.

Но и это следует делать правильно.

Если уж приходится заводить деньги с личного счета в бизнес, то в учете это должно проходить как займ. Да, займ компании от вас. Теперь она вам должна. Тогда не будет никакой путаницы и будет четко понятно, где что. А когда волны утихнут - этот займ мы себе возвращаем.

И наоборот - если вдруг резко понадобились деньги на новую машину, то можем взять в долг уже у своего бизнеса. Не забудьте только вернуть.

Выводы

Собственно, на этом все. Если будете придерживаться этих на самом деле не сложных правил, то сильно облегчите жизнь себе и своему финансисту. Сэкономите кучу нервов... и денег.

По традиции, в конце статьи делимся с вами полезностями. Держите шаблон отчета ДДС, где и нужно правильно вести деньги компании.

А если все таки хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает, разделит деньги и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!

Ваш Финвед

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Vasin

Всё по делу написано, хорошие привычки «на вырост».

По-моему, самый важный совет – платить себе зарплату, и тем самым смотреть правде в глаза касательно прибыльности бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

И не переплачивать себе. Работать больше всех в компании

Ответить
Развернуть ветку
Макс Бруквин

1. Ип на усн "доходы" может спокойно тратить деньги используя бизнес-карту на свои нужды. Они собственно для этого и выпускались многими банками, что б снизить риски блокировки за переводы физлицам, в том числе и себе. На этой системе ваши расходы никого не интересуют, а все купленное принадлежит вам, как физ лицу.
2. Совет с зарплатой ну тоже так себе. На практике от 150 зп налогов 75000 рублей.
По году 900.000 ( лень точно считать, но порядок цифр таков.) Вы точно хотите платить себе себе зарплату?)))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Харитонов

Так а кто говорит платить «официально». Если ты ИП, просто переводишь на личный счёт «зарплату», а все доходы больше этой суммы оставляешь на бизнес-счете - деньги бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
ФИНВЕД
Автор

Мы тут не совсем про бухгалтерию :)

1. Да, может. В этом одновременно и удобство, и корень проблемы, как мы постарались донести в статье. С бизнес-карты вы спокойно можете покупать что угодно для своих нужд. Вопрос в том, что таким образом вы смешиваете фактически деньги компании и свои, и вам потом для самого себя сложно понять, сколько же по факту компания заработала и сколько денег у нее осталось.

Чисто гипотетически представьте, что компания - ваша жена, которая работает и делает деньги, а вы сидите дома. Чуть перевернем историю))
У вас с ней один на двоих счет, но расходы могут быть у каждого свои, и она вам ежемесячно выделяет некую сумму на личные траты. А если потратите лишнего из "общего" счета, то потом придется отчитываться перед ней, за что. Здесь история примерно такая. Компания зарабатывает деньги, платит вам зарплату и дивиденды, а остальное - ее.

2. Мы ведь говорим про выплату зарплаты себе как технически про простой перевод с бизнесовой карты на личную, привязанную к счету и не облагаемую налогом)
Опять же, история не про бухгалтерию, а про логику разделения денег на ваши личные и на те, что должны остаться компании на ее развитие.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Бруквин

стало понятнее о чем вы..
мой опыт проще.
Ип решает что его зарплата пусть 100000, и тратит все с бизнес карты, приберегая наличку и лимит переводов физ лицам для других случаев.
Каждые 1-2 дня просто по выписке в течении 5 минут раскидываем расходы по статьям, в том числе и себе.
Просто получается не разовая выплата себе, а растянутая в месяц, главное контроль.
Но это только мой личный опыт)

Ответить
Развернуть ветку
ФИНВЕД
Автор

Да, можно и так, но как показывает наша практика, в итоге все равно начинается путаница)
Т.е. работает, только если реально получается держать контроль.

Ответить
Развернуть ветку
123 123

Хотите ли вы платить такому гос.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

13% включены в оклад, а 22%+5,1%+2,9% считаются сверху полного оклада. Их нельзя так тупо в лоб суммировать. Простой расчет: оклад 100к, на руки 100-13%=87, а взносы 100*30%=30. Итого ФОТ 100+30=130. 130/87=1,49425, то есть относительно суммы "на руки" без учета льгот получается 49,425% налогов и взносов. Но для малого бизнеса есть скидка: все взносы свыше МРОТ составляют 15%, а так же взносы уменьшают сумму УСН. То есть реальную нагрузку рассчитать не возможно без конкретного примера бизнеса. Так что вывод у вас правильный, что взносы не сказать чтобы огромные, но посчитано криво.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zlodey Zlodeevvv

Ну так-то 49% от 130к это без малого 64к (63,7к, если точнее). И на руки остаётся 66,3к а никак не 87.
P.s. налоги у нас в стране, конечно, не маленькие, но... давайте так люто округлять и издеваться над математикой тоже не будем.

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Вы в курсе как работают проценты? Знали, что если к чему-то не нулевому прибавить 49%, а потом от результата вычесть 49%, то исходное значение ни как не получится?

Ответить
Развернуть ветку
Zlodey Zlodeevvv

Я знаю, что если из 130 отдается 43, а остаётся 87, то эти 43 приблизительно равняется 33% от 130. А это даже не близко к 49%.

То что Вы написали про "сначала прибавить 49%, потом отнять 49%" очень даже верное высказывание, только не очень ясно к чему оно в данной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

49% взялось не с потолка, а из соотношения 87к+Х%=130к, а вы от 130к зачем-то начали считать 49%, которые изначально от 87к получены. Или вам работодатель так же заливает, и при заявленном окладе 100к вам на руки платит только 63400?

Ответить
Развернуть ветку
Zlodey Zlodeevvv

Хм. Кажется я понял, о чем Во. Но есть один нюанс.
Есть 130к. Из них 87к (67%) - на руки, а 43к (33%) - налог.

То, о чем Вы сначала Написали - отношение общей суммы поделить на ту, что на руки... И зачем-то отнять единицу. А в предыдущем сообщении пишете про 87 + Х%.
Х вы от чего берете? Если от 130к, то это 33%.
Как я понимаю, Вы Х% берете как соотношение "налог/на руки". Но что показывает данное соотношение?

Повторюсь, когда есть 130к и мы их делим на 87к (67%) и 43к (33%) мне понятно. А в вашем случае что?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Все так. Только в итоге, сколько у вас получилось налогов от 150 тыс "на руки"? ~75тыс, об этом автор поста и пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Может то может. Но должен ли?
И вот почему то мне кажется - "платить зарплату себе" в данном случае для ИП - не имелось ввиду - "официально проводить по бухгалтерии и выплачивать все налоги" а чисто для учета.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

А у меня денег нет. Всё в бизнесе 😎

Ответить
Развернуть ветку
ФИНВЕД
Автор

Так тоже не надо)
Бизнес все таки нужен в том числе и для зарабатывания денег собственнику. Иначе какой ему интерес будет им заниматься. Платить себе надо самому первому, но правильно ;)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Лет за 5 подрастет... Работаем на компанию которая существует с 15 века. хочется надолго дело строить. Пусть и медленно 🤓

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Nazarov

Или - "бизнес - моя жизнь)"

Ответить
Развернуть ветку
Zoringer

Парадокс бизнеса: когда деньги нужны - их нет, а когда не нужны...их тоже нет

Ответить
Развернуть ветку
Стану свободным

Что за бред я только что не дочитал….

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда