{"id":7683,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u0441\u043b\u0430\u0431\u044b\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430 \u0432 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0435\u0433\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=7683&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/303922-korotko-servis-dlya-analiza-investicionnogo-portfelya&placeBit=1&hash=9949277ba20bce980299ffc9707868bf0a4e8244a0a0603096cd0d81905cdd42","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
A-PLAN

Локдаун и госзакупки: последствия, которые придется учитывать

Закрытие границ, прекращение авиасообщения, карантинные меры, завышение цен – пандемия внесла свои изменения в работу большинства отраслей экономики. Согласно статье Всемирного банка, одним из ключевых факторов влияния на рынок в пандемию стал рост задержек или отмены закупочных процессов. В России, по данным Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок, в пандемийный 2020 год объем закупок госкомпаний сократился – сумма извещений составила 11,2 трлн (в 2019 году – 14 трлн), а сумма заключенных контрактов – 19,2 трлн, что на 2 трлн меньше, чем в 2019. Но изменения коснулись не только показателей, поменялся и ландшафт рынка. Вместе с экспертами агрегатора финансовых услуг A-PLAN разберем подробнее, что это означает для бизнеса.

Freepic DCStudio

Неконкурентные закупки

Одна из самых явных негативных тенденций пандемийной и пост-пандемийной ситуации на рынке госзакупок – рост числа несостоявшихся закупок или закупок в условиях отсутствия конкурентных состязаний между поставщиками. В отчете Минфина говорится, что по закупкам госкомпаний, объявленным и проведенным в 2020 году, поставщик был определен только в 75% случаев (862 тыс. закупок на 8,8 трлн рублей), а несостоявшимися были признаны 333 тыс. закупок общей суммой на 3,8 трлн рублей. При этом, три четверти закупок было проведено с единственным поставщиком.

Законодательная база, регулирующая госзакупки в России, уже получила неофициальное название «лоскутного одеяла» – закон №44 ФЗ обновляется каждые полтора месяца, и это без учета регулярно принимаемых подзаконных актов. Пандемия внесла свои коррективы и в правовую систему госзакупок – общемировую ситуацию признали обстоятельством непреодолимой силы и приравняли к форс-мажору, что утвердило неконкуретные закупки и усложнило положение компаний-потенциальных исполнителей.

Хотя, безусловно, государство во многом пошло на встречу бизнесу и, например, разрешило менять даже такие параметры контракта, как сумма и срок. Кроме того, заказчикам из сектора МСП было также разрешено не брать обеспечение исполнения контрактов по закупкам в малых суммах, если поставщик имеет неоднократный опыт выполнения подобного вида работ. Эти меры значительно облегчили работу с госзакупками компаниям малого и среднего бизнеса в этот период.

Финансовая неустойчивость

На время локдауна многие работы в разных сферах экономики были заморожены, что отразилось на финансовых показателях поставщиков. Обеспечение исполнения контракта из собственных средств и прежде было не всем по карману, а по результатам 2020 года, когда треть российских компаний осталась в убытке, для многих из них стало и вовсе невозможным. Банки же как и прежде не охотно выходят на контакт с уязвимыми предпринимателями, что затрудняет получение банковских гарантий как на участие, так и на исполнение контракта.

Дистанция

Ко всему прочему пандемия поставила всех участников рынка госзаказа в непривычные условия полностью удаленной работы, когда банк не может проконсультировать представителей компании-исполнителя и принять пакет документов для выдачи банковской гарантии или кредитования на исполнение контракта очно. Потребовалось развивать онлайн-инструменты и работать только через них, не все участники рынка оказались к этому готовы.

Что делать бизнесу?

Рынок госзаказа постепенно приходит в себя – интерес поставщиков к гостендерам в первом полугодии 2021 года вырос на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020. Наиболее активный рост деловой активности показывают предприятия сферы промышленности, медленнее восстанавливаются компании сферы услуг и торговли. Для того, чтобы «поймать» данный тренд, снизить негативное влияние последствий пандемии и эффективно реализоваться в гостендерах нужно следовать некоторым простым рекомендациям.

Превентивный анализ собственной готовности к участию в тендере

Очень часто компании-поставщики просто оказываются неготовыми к реализации закупочных обязательств. Очень немногие и достаточно большие игроки рынка подходят к этому процессу со всей серьезностью – оценивают обязательства, долговую нагрузку, прогнозируют затраты на другие предстоящие конкурсные процедуры. Для этого нужны собственная профессиональная команда финансистов, опыт реализации подобных проектов, система аналитики. В остальных случаях рекомендуется обращаться к профессионалам, и, зачастую, это не банки, которые исходя из нормативов не могут предоставить такую информацию.

Можно и нужно предварительно:

  • узнать лимит, в рамках которого можно рассчитывать на получение банковских гарантий;
  • получить рекомендации по снижению вероятности отказа Банков при рассмотрении заявки на необходимые банковские продукты;
  • оценить стоимость использования инструмента (чем раньше обращение за банковской гарантией, тем дешевле она, как правило, обходится) и др.

Планирование

К A-PLAN регулярно обращаются клиенты в трудной финансовой ситуации за банковскими гарантиями и консультацией. Безусловно, это для компании является точкой прибыли, но почти каждому из наших заказчиков мы советуем пересмотреть подход к организации участия в закупочных процедурах. И прежде всего, ввести регулярное планирование, хотя бы на год. Для чего?

  • Прогноз по количеству тендеров и объемов обеспечения для них;
  • Прогноз по необходимым обязательствам;
  • Прогноз по необходимым корректировкам для соответствия требований банков (если планируется привлечение кредитных продуктов);
  • Прогноз финансовых потоков и т.д.

Это все (казалось бы, очевидное) помогает избежать сложных (зачастую стрессовых) ситуаций. Например, во втором квартале 2021 года к нам за помощью обратился клиент в ситуации огромного числа арбитражных разбирательств с подрядчиками, возникшими в период пандемии. У компании под угрозой срыва оказался контракт на 500 млн рублей. Для обеспечения такого заказа требовалась банковская гарантия на сумму более 100 млн. рублей. Совместно с юристом команда A-PLAN за 2 дня собрала всю информацию по арбитражам: решения судей, мировые соглашения, платежные поручения для подтверждения оплаты и дополнила документацию пояснениями. С этим пакетом документов удалось убедить банк, что объем реальных текущих судебных разбирательств не превышает допустимую по требованию ЦБ величину в перерасчете на финансовые показатели клиента. В итоге компания получила свою гарантию и заключила контракт.

Поиск решения даже в сложной ситуации

Бизнес сталкивается с трудностями и необходимостью привлекать финансирование на всех этапах тендера, включая реализацию контракта. Помочь с их разрешением способна команда профессионалов, готовая сопровождать «под ключ» или включиться на любом из этапов сделки по госзакупкам.

Альтернативный кейс – в конце августа 2021 по рекомендации одного из клиентов в A-PLAN обратилась компания за помощью в оформлении банковской гарантии в размере 70 млн рублей на возврат аванса по действующему контракту. Что произошло: на период пандемии работы были заморожены, а теперь потребовалась реализация в ускоренном режиме. Выручка за это время «просела», и для исполнения контракта потребовался аванс. Заказчик был готов выплатить его только при наличии банковской гарантии на возврат этих средств в случае неисполнения работ. Команде A-PLAN удалось организовать клиенту встречу с банком-партнером, где представители компании пояснили, как будет выполнен остаток работ, и на что требуется аванс. В режиме непростого диалога удалось снять все спорные вопросы, и клиент получил необходимую гарантию.

Удаленка +

Одно из последствий пандемии – «удаленка», способствовала пересмотру организации бизнес-процессов во всех сферах. Наша цифровая платформа получила определенное развитие в это время, ведь подать заявку на получение банковской гарантии (или любого другого банковского продукта) можно находясь в любой точки страны (и даже мира). Все решения принимаются удаленно. А некоторые всего за несколько минут. Так, в августе A-PLAN и Азиатско-Тихоокеанский Банк представили новый экспресс-продукт в сегменте банковских гарантий в размере до 3 млн. р. Теперь с помощью действующей системы автоодобрения и по трем документам (устав, паспорт генерального директора, решение о назначении на должность) банковскую гарантию, можно получить за 3 минуты, что сейчас является лучшим показателем для рынка.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Цифровой акселератор СИБУРа: feedback от участников

СИБУР, крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания, и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, подвели итоги первого цифрового акселератора.

Чем занимается BIM-менеджер и как им стать?

По мнению Ксении, BIM-менеджера в IBS, BIM - это будущее проектирования и строительства. Мы узнали у Ксении, в чём суть технологии, какую пользу она приносит, как выглядят будни BIM-специалиста и где лучше учиться этой профессии.

SHAREit объявляет о партнерстве с Httpool для расширения присутствия в России и СНГ

SHAREit Group анонсировала выход на российский рынок цифровой рекламы. Глобальная компания в сфере интернет-технологий, выбрала Httpool, входящую в Aleph Group, своим стратегическим партнером по продажам рекламы. Будучи официальным представителем SHAREit, Httpool займется продвижением рекламных возможностей приложения для брендов и агентств из…

Первые владельцы новых MacBook Pro рассказали, что «чёлка» иногда закрывает часть меню в приложениях Статьи редакции

В документации Apple описаны методы, с помощью которых разработчики могут управлять поведением интерфейса в таких случаях.

Купил квартиру под офис компании

Меня зовут Евгений, сейчас моя компания занимается разработкой экологического стартапа и разработкой проектной документации по экологии с 2012 года. Тогда мне было 23 года, все это время мы платили за аренду и были привязаны к условиям и ограничениям. В 2021 году мы с женой купили квартиру площадью 70 м2 на первом этаже жилого дома и разместили…

История одного издательства: как я, будучи инженером-нефтяником, начал выпускать трогательные книги для детей

Всем привет! Меня зовут Александр Шмаков, я исполнительный директор типографии «НП-ПРИНТ» и основатель санкт-петербургского книжного издательства «Гудвин».

Цифровой госпиталь и медицина на 360°: как мы обновили сайт частной клиники №1 в России

Иногда больницы у русского человека вызывают недоумение и страх: процедурный кабинет, где пахнет лекарствами и не только, представили? Но зачастую это наши страхи из детства и юношества суровых 90-х, потому что сейчас всё иначе.

Сайт для АО «Европейский Медицинский Центр» (ЕМС)
«Повышение ключевой ставки не оказало измеримого эффекта на динамику российского рынка акций»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие»

Релиз Checkaso 2.5 на Product Hunt. Новые инструменты и дизайн

Друзья, всем привет! Сегодня у нас релиз на Product Hunt. Будем рады вашей активности: поддержке и обратной связи. Важная и приятная новость: в честь обновления дарим -30% на любую подписку.

Linkedin запустил маркетплейс для поиска и заказа услуг фрилансеров — за время тестов он собрал 2 млн пользователей Статьи редакции

Сервис предназначен для работодателей, а сами кандидаты не смогут искать работу.

«Делимобиль» выпускает в город заведомо неисправные автомобили

Всем привет! Это снова главный хейтер Делимобиля всея VC.
Не так давно я публиковал пост с обзором сервиса Делимобиль в Ростове-на-Дону, где описывал состояние автомобилей, зоны завершения, тарифы и всё прочее. Вот он:

null