{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Орки в облигациях

Продолжая свои попытки структурировать знания о рынке (типа для новичков), волей не волей утыкаюсь в тему организаторов облигационных выпусков. Тема для меня сложная, потому как писать объективно об этом достаточно сложно – я же сам сотрудник одной такой компании и что бы я тут не раскладывал под соусом «объективно» – мне все равно никто не поверит.

Но я постараюсь без оценочных суждений просто рассказать кто такие «организаторы долговых программ» и какова их роль на рынке.

Итак, прежде всего организаторы выпусков облигаций – это компании (необязательно, кстати, имеющая какую-либо лицензию – достаточно иметь нормальную команду: юриста, инвестиционщика, IR-щика или даже 2-3 в одном), которые помогают потенциальным заемщикам осуществить их заемную заветную мечту.

Функции организатора – стать связующим звеном в коммуникациях заемщика с Биржей, инвесторами, СМИ.

Но ролью посредника все не ограничивается, так как требуется ещё и много чего подготовить:

Юридические услуги – собрать все документы, зарегистрировать заемщика на различных площадках (или хотя бы выдать инструкции для их самостоятельной регистрации): НРД, Интерфакс и т.д. А также написать все эмиссионные документы: программу облигаций, решение о выпуске, документ содержащий отдельные условия размещения ценных бумаг (ДСУР).

Инвестиционно-аналитические услуги – функция организаторов – это еще и «фильтр грубой очистки». Провести анализ компании, понять, как она сможет обслуживать и возвращать долг зачем ей вообще нужны инвестиции. Если все ок – еще и помочь с составлением модели расходования средств, наметить контрольные точки, учесть возможные риски и предусмотреть их в условиях программы (например, добавить в условия выпуска право заемщика досрочно погасить выпуск – актуально для многих компаний, например – трейдеров, которым в определенных условиях капитал разумнее сократить, чем продолжать обслуживать долг).

Информационные услуги. Или Investor relations. Собственно, это как раз моя партия данной опере. И это направление самое интересное, как мне кажется (еще бы! Но вспомним про объективность). Здесь все, что касается публикации важной информации о компании и коммуникаций с инвесторами. Тут вам и презентации, и организация премаркетинга (эфиры с представителями компании накануне размещения) и организация сбора заявок. Все, что направлено на привлечение инвесторов.

Участие организатора в первичном размещении. То есть, приобретение части облигаций непосредственно самим организатором. Не всегда, не все, не каждый раз, а по необходимости, чтобы заемщик поскорее «разместил» выпуск (читай: продал со своего счет облигации и получил деньги).

Это, если говорить в общих чертах. А сейчас, внимание: будет очень важная информация (практически инсайд) о рынке: все организаторы разные. Каждый немного по-разному понимает и выполняет эти основные пункты. Но раз все они живут и процветают – значит со своей функцией они успешно справляются. Тем или иным способом.

Если говорить про рынок ВДО, то тут есть очень много растущих компаний, которые стремятся к успеху, ищут альтернативные источники финансирования и в конце конце концов выходят на биржу. А вот компаний, которые оказывают услуги организатора не так чтобы много: «Иволга Капитал», «Септем Капитал», «Универ Капитал», «Юнисервис Капитал», Grot Bjorn (Среднеуральский брокерский центр). Еще ряд более крупных профучастнинков, которые иногда вытаскивают интересных эмитентов – Фридом Финанс, Атон, Солид, БКС. Но это совсем не их специализация.

На личности переходить не вижу смысла. Главное, что все эти компании умеют в размещение облигаций, а для инвесторов (напомню, это преимущественно частные лица) личность организатора имеет ключевой значение.

Наша репутация на рынке далеко не безупречна (к слову, идеальных тут у нас в принципе и не наблюдается и вряд появятся). С одной стороны, мы сделали много небольших выпусков от компаний реального сектора (нефинансового) – то есть мы молодцы и вообще стараемся помогать именно МСП. С другой стороны, один из наших клиентов – компания «Дядя Дёнер» – в мае этого года допустила дефолт по двум выпускам облигаций, что, конечно, отражается на восприятии нас в глазах инвесторов. Разумеется, большинство участников рынка понимают, что мы никак не могли и не можем повлиять на те или иные решения, которые принимает руководство компаний-заемщиков. Но осадочек есть и мы это понимаем. Подробнее о дефолте «Дядя Дёнер» и роли организатора при наступлении дефолта постараюсь рассказать позже.

0
2 комментария
Александр Огилько

Интересно, но не досказано. Ощущение будьто оборвали повествовпние "на самом интересном". Ну хотелось бы больше практических кнйсов или наоборот глубже в теорию. А то из теории выныриваешь личным опытом, а опыт не рассказыааешь.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов
Автор

Спасибо, учту. Я так понял, что первый абзац (точнее фраза про "попытки структурировать знания") не освобождает от ответственности)) Но это справедливо. Практические кейсы как раз на очереди

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда