Владелец «Красное и белое» идёт на биржу: рассказал о своей стратегии, планах и рисках для бизнеса Статьи редакции

Один из лидеров российского рынка ритейла своей сильной стороной считает узнаваемый бренд, а среди рисков называет высокую конкуренцию и возможные законодательные ограничения.

3 ноября Mercury Retail Holding, владелец сетей магазинов «Красное и белое» и «Бристоль», объявил предварительный ценовой диапазон для первичного размещения глобальных депозитарных расписок (GDR) на одну обыкновенную акцию компании и выпустил инвестиционный меморандум.

  • Компания планирует разместить до 200 млн GDR по цене $6–6,5 за штуку. Общий объём предложения составит $1,2–1,3 млрд. Ожидаемая оценка компании — $12–13 млрд.
  • Ритейлер планирует выйти на Мосбиржу 10 ноября под тикером MRHL. Сама компания в рамках IPO средства не привлекает, отмечает «Интерфакс».
  • Mercury Retail была создана в 2019 году: она объединила сети «Красное и белое» Сергея Студенникова, «Бристоль» и «Дикси» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. В 2021-м «Магнит» выкупил «Дикси» за 87,6 млрд рублей.
  • Владельцы компании — Студенников (49%), Кесаев (37,25%) и Кациев (7,69%).

Выручка, прибыль и другие показатели компании

  • За первые шесть месяцев 2021 года выручка Mercury Retail выросла на 26,5% год к году и составила 328,7 млрд рублей, скорректированная EBITDA — 35,9 млрд рублей, чистая прибыль — 19 млрд рублей.
  • В 2020-м выручка составила 577,2 млрд рублей, скорректированная EBITDA — 55,9 млрд рублей, чистая прибыль — 25,6 млрд рублей.
  • На 30 июня 2021 года «Красное и белое» управлял 9490 магазинов суммарно с 1800 товарных позиций (SKU). За 12 месяцев, завершившихся 30 июня, вино и и другой алкоголь принесли 29% выручки, продукты — 27%, табачная продукция — 25%, пиво — 17% и непродовольственные товары — 1%.
  • «Бристоль» управлял 4008 магазинами суммарно с 2900 SKU. За 12 месяцев, завершившихся 30 июня, продажи табачной продукции принесли 39% выручки, вино и и другой алкоголь — 28%, пиво — 18%, продукты — 14% и 1% — непродуктовая розница.
  • Средние капитальные затраты компании на открытие одного магазина составляли 1,9 млн рублей (без НДС).
Количество магазинов, их площадь, выручка
  • Компания повышает узнаваемость бренда в основном за счёт открытия большего количества магазинов, предложения «лучшей цены» и онлайн-кампаний в соцсетях. Расходы на рекламу в 2020 году составили 131,7 млн рублей, за шесть месяцев 2021-го — 85,6 млн рублей.
  • В 2020 году у компании было 123,2 тысячи сотрудников, на 30 июня 2021-го — 124,5 тысячи.

Какие сильные стороны видит ритейлер

Группа ориентируется на три принципа: удобство магазинов, актуальный ассортимент и лучшие цены. Также у ритейлера хорошо узнаваемый бренд и программа лояльности, считает компания. Всего «Красное и белое» выпустило 25 млн карт лояльности, 10 млн из которых ипользовались хотя бы раз за год.

  • Компания открывает магазины максимально близко к покупателям. Это возможно за счёт их небольшой площади (в среднем 75 м²) и отсутствия необходимости в стеклянных витринах. Среднее время покупателей в магазине — менее двух минут, заявляет ритейлер.
  • Стратегия группы — предложить полную корзину товаров первой необходимости. Среднее количество SKU у «Красного и белого» — около 1500 на магазин, у «Бристоля» — 1750.
  • Система мониторинга цен обрабатывает более 1,8 млн данных по SKU конкурентов в день. Компания считает ежедневное обновление цен вручную своим конкурентным преимуществом, которое позволяет снижать маркетинговые расходы.

Компания также отмечает свои отношения с поставщиками: у «Красного и белого» сейчас их около 350, у «Бристоля» — 470. Ритейлер работает с поставщиками напрямую. На 30 июня около 8% и 10% ассортимента соответственно импортировалось. Относительно небольшая доля импорта позволяет снижать воздействие колебаний курсов валют, отмечает группа.

В 2021 году Mercury Retail планирует открыть около 2000 магазинов, 2500 — в 2022-м и 3000 — с 2023-го. Система «закажи и забери» (click-and-collect) поможет в будущем быстро начать онлайн-продажи алкоголя, если это станет разрешено законом.

Риски

  • Результаты группы зависят от общей экономической и политической ситуации в России и изменений реально располагаемых доходов населения, в том числе из-за продолжения пандемии Covid-19.
  • Несмотря на то, что коронавирусные ограничения помогли ритейлеру привлечь новых покупателей в магазины «у дома», нет никаких гарантий, что пандемия и дальше сыграет на руку группе.
  • Mercury Retail работает на высококонкурентном рынке. Среди конкурентов компания называет федеральных ритейлеров, интернет-магазины. По данным аналитиков GfK, которые приводит компания, на 30 июня доля группы на российском рынке продуктовой розницы составила 4,6%, в категории табак — 18,5%, вино и алкогольные напитки — 13,5%, пиво — 13,3%.
  • Группа как консолидированный бизнес существует только с 2019 года.
  • Новые возможные законодательные ограничения могут привести к закрытию магазинов, штрафам и снижению выручки. Компания напомнила, что в России уже есть запрет на рекламу алкоголя и табака. В Татарстане, например, с 2015 года запрещена продажа алкоголя в магазинах, выходящих во двор, в жилых домах.
  • Нет гарантий, что группа сможет достигнуть своих планов по экспансии и обеспечить стандарты качества в магазинах. В частности, из-за нехватки рабочих-мигрантов.
  • Есть риск сбоев в цепочках поставок и ИТ-системах группы, изменений цен у поставщиков, хищений и ошибок сотрудников, увеличения комиссий за эквайринг (сейчас более 50% платежей в магазинах группы безналичные).
  • Увеличение расходов на персонал и другие риски. За полгода 2021-го расходы на штат составили 10,8% выручки. Компания также зависит от аренды: все помещения магазинов (кроме двух) и распределительные центры арендованы.
0
42 комментария
Написать комментарий...
Дрымов Загранью

А как у Студенникова сеть отбирали не рассказали? Увлекательнейшая история была

Ответить
Развернуть ветку
Arsenii Katkov

Типа как у Дочи?

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

Доча балабол. Решил просто партнера кинуть

Ответить
Развернуть ветку
Дрымов Загранью

Без новых дворян обошлось?

Ответить
Развернуть ветку
Дрымов Загранью

Его тоже чекушки прессовали?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Frolov

Нехватка рабочих-мигрантов, как потенциальный риск.
25 ярдов прибыли…Вместо жадности, лучше бы увеличили зарплаты и привлекали местную рабочую силу, а не открыто такое писали…

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Владелец «Красное и белое» идёт на биржу

Ответить
Развернуть ветку
Константин Хикс

Почему без бокала?

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

из горла выпил

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий А

почему в черном?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Хикс

IPOминки

Ответить
Развернуть ветку
RakeCrab

блевотина

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Предварительно трудно сказать что-нибудь. Иногда такие акции взлетают, что глаза лезут на лоб.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Стас Будда

Интересно, почему тот же норман не удержался на плаву, после запрета продажи алко после 22:00, а вот кб припеваючи живут?

Ответить
Развернуть ветку
Маджид Гаджиев

Потому что клиенты КБ живут припИваючи.

Ответить
Развернуть ветку
Стас Будда

Пропиваючи вы хотели сказать?)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Bonapartov

Помойка. Их магазины являются прямо-таки магнитом различных маргинальных элементов. Инвестировать в такой бизнес по меньшей мере просто крайне неэтично.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Сравнил теплое с мягким.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Bonapartov

Я ни с чем их не сравнивал, КБ это отвратительная рыгаловка безотносительно других магазинов.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Нормальная рыгаловка. И прежде чем рассуждать об эстетике, подпили ногти и накрась губы.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Bonapartov

Ты чего взъелся? Плохой день в подворотне с собутыльниками был? Почитай чем отличается этика от эстетики, клоун.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Bonapartov

Спасибо за советы по уходу, кстати. Причешусь.

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

В кои-то веки. Мама, наверное, отчаялась уже увидеть сынулю причесанным.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Bonapartov

Твоя мама отчаялась видеть тебя трезвым)) Про эстетику и этику почитал или всё-таки запутался в определениях?

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Tsarapov

Никакой культуры. Наблюдаю за одним из магазинчиков, так это для собраний местных алкашей. Где купили, тут же распивают, устраивают баталии и справление нужды. Ужас, ходить мимо противно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Булов

Кто в здравом уме будет в это вкладываться? Любители бахнуть водочки? Вроде какой-то запрет есть на торговлю спиртным в магазинах в жилых домах, а эти магазины так и стоят.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Отбирать и увлекательный? Вы заинтриговали меня. Пожалуйста, расскажите в двух словах.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Торанов

Пусть куда угодно идет, главное так же держит цены на ассортимент.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Если есть спрос, а почему нет? Это же бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Вармут

Главное, что на их главные алко товары всегда будет спрос)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маджид Гаджиев

Хорошо идти на биржу. С красненьким. И беленьким.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Burlakov

Пил, пью и буду пить 🥃+🧊🧊🧊

Ответить
Развернуть ветку
Рашид Фахрутдинов

А пусть они лучше расскажут как кидают сотрудников, оставляя без зп полностью. Не выплачивая даже минималка.
Они собираются за следующие два года открыть ещё 5500 магазинов.
В Екатеринбурге, город не самый маленький, молодые люди стекаются каждый год, многие работают в КБ. Но нехватка персонала просто огромная.
К сожалению работал в этой компании летом, и вот что могу сказать:
1. Условия труда ужасные. Если ты парень, будешь каждый день толкать по тонне из этого грузовичка в магазин. На складе нет кондиционеров, духота там ужасная + во многих магазинах склад - эко коморка метр на метр в которой стоит ещё кухня и туалет;
2. Зарплата. Сколько ты по итогу получишь денег за месяц работы с графиком 2/2, тебе не ответит никто и никогда, до самого последнего дня месяца ты этого не узнаешь;
3. График работы. Хвалеными 2/2 тут не пахнет. Хреначить будешь как раб в разных концах города каждый день пока не помрешь.
4. Списания. Отработав месяц без выходных я уволился, так как не смог это больше терпеть. И как вы думаете сколько я получил?…. Дам 3 секунды на подумать…………
2000
Именно столько мне пришло на карту, могу даже пуфы скинуть.
Добавляем сюда начальство состоящие из закомплексованных уродов, которых гнобили в школе и службу безопасности, которую набрали из бывших «ментов»… полицейскими этих людей не назвать….
Обосрутся они со своим IPO!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Для заинтересовавших интересная и полезная информация.

Ответить
Развернуть ветку
юрий с

У них очень непрозрачный бизнес. Какие-то терки с налоговой, обыски и всё это сравнительно недавно.

Ответить
Развернуть ветку
Рашид Фахрутдинов

У них соседние магазины записаны на разные «ООО», конечно там не все так гладко.
А делают так, чтоб в случае чего, просто прикрыть лавочку и не платить штрафы, которых копится дохрена и больше

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roma Kopylov

Что то оценка оптимистичная

Ответить
Развернуть ветку
vasya1945

Названия разве не нужно склонять?

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда