ЦИАН — Самое успешное российское IPO 2021 года?

На фоне крупных российских IPO этого года, таких как состоявшееся размещение Fix Price и отмененное IPO «Красное и Белое», недавнее первичное размещение акций крупнейшего российского классифайда недвижимости, ЦИАН, осталось в тени.

Хотя именно оно заслуживает отдельно внимания, учитывая тот факт, что букраннерам и менеджменту компании удалось убедить инвесторов и аналитиков по рынкам акций использовать довольно редкий подход к оценке стоимости бизнеса под названием Present Value of Future Stock Price.

Метод оценки Present Value of Future Stock Price обычно применяется для компаний, у которых по разным причинам нет сопоставимых по финансовому профилю компаний сегодня, однако будущий профиль компании позволяет достичь текущих показателей сопоставимых компаний на обозримом горизонте.

В таком случае инвесторы и аналитики по рынкам акций применяют текущие значения мультипликаторов сопоставимых компаний к будущей целевой финансовой метрике оцениваемой компании, а затем дисконтируют по ставке доходности инвестируемого капитала, которая может быть разной в зависимости от ожиданий инвесторов.

Почему данный метод является наиболее применимым для оценки стоимости бизнеса ЦИАН? Давайте разбираться вместе.

Краткая справка о ЦИАН

ЦИАН был основан в 2001 г. кировским предпринимателем Дмитрием Деминым как онлайн-платформа по купле-продаже и аренде недвижимости.

На старте бизнес фокусировался на развитии в Москве, затем c 2014 г. приступил к выходу в другие регионы. В декабре 2020 г. объявил о покупке N1, одного из крупнейших сервисов по поиску недвижимости в Сибири и на Урале c 2+ млн уникальных пользователей в месяц.

Ключевые конкуренты: Авито (основной), ДомКлик, Яндекс.Недвижимость, Метр Квадратный и Юла.

В первом полугодии 2021 г. среднее число уникальных пользователей ЦИАН в месяц составляло 20,3 млн, из них 104 тыс. пользователей относятся к платящим. Сегодня ЦИАН входит в глобальный топ-10 онлайн классифайдов в недвижимости, на платформе размещено свыше 2,1 млн объявлений.

Бизнес-модель компании

Основной бизнес ЦИАН (95% выручки) относится к категории специализированных классифайдов и представляет собой доску объявлений в интернете.

В отличие от основного конкурента, Авито, который развивает различные сегменты классифайд бизнеса, ЦИАН – вертикальная платформа, которая ассоциируется исключительно с поиском недвижимости и предоставляет пользователям наиболее широкий спектр услуг.

Классифайд бизнес ЦИАН охватывает вторичный рынок недвижимости через размещение объявлений и сопутствующие услуги (62% выручки), а первичный – через генерацию лидов для девелоперов (23% выручки).

ЦИАН позволяет частным пользователям публиковать объявления бесплатно, но взимает плату с профессиональных пользователей (агенты, риелторы), а также предлагает сопутствующие услуги: доступ к продаже через механизм аукциона, отображение на стартовой странице и продвижение в поиске.

52% доходов ЦИАН от размещения объявлений вторичной жилой и коммерческой недвижимости генерируют сопутствующие услуги, а 48% - платные объявления.

В 2020 г. ЦИАН представил сервис подписки, по которому уже размещаются 41% объявлений: пользователям предлагается несколько уровней подписки, которые включают определенное число платных объявлений и сопутствующих услуг в месяц.

Бизнес ЦИАН на первичном рынке недвижимости основан на плате за подтвержденные звонки девелоперам по их объявлениям на платформе: в 2020 г. девелоперы привлекли 245 тыс. лидов через ЦИАН.

Классифайд ЦИАН получает основной доход в Москве и МО (77% выручки), рентабельность LTM EBITDA в Москве и МО достигла 59%, а в регионах EBITDA отрицательная, так как там ЦИАН только начинает монетизировать сервис.

ЦИАН занимает первое место по генерации лидов для агентов и частных продавцов недвижимости на ключевых рынках РФ: В Москве и МО сервис генерирует 56% лидов для указанных групп, в СПб и Ленобласти – 41%, в Екатеринбурге – 52%, в Новосибирске – 57%.

А что по поводу российского рынка недвижимости?

Российский рынок недвижимости активно развивается и в 2020 г. достиг объема $238 млрд и продолжает диджитализироваться. Вслед за ним период бурного роста переживают и онлайн-платформы по поиску жилья: ожидаемый CAGR в 2021-2025 гг. для таких классифайдов составит 27%.

На текущий момент, проникновение онлайн классифайдов в недвижимости по-прежнему невелико и составляет лишь 3,3%, что значительно ниже развитых рынков: в 5 раз ниже США, в 4 и 3 раза ниже, чем в Великобритании и Германии. Все это делает рынок привлекательным для фондов.

Основные акционеры ЦИАН - кто они?

Среди ключевых акционеров ЦИАН одни из наиболее успешных инвесторов в непубличные активы РФ – Elbrus Capital и Goldman Sachs. В связи с тем, что фонды имеют определенный срок жизни инвестиции и текущие инвесторы ЦИАН достаточно давно проинвестировали в компанию (например, Elbrus – в 2014 г.), финансовые инвесторы начали изучать опции выхода из актива.

Рассматривалась продажа ЦИАН другому классифайду – Авито, но ФАС заблокировала эту сделку.

В итоге, текущие инвесторы продали часть акций на $227 млн в ходе IPO, а сам ЦИАН привлек $65 млн с целью дальнейшего роста бизнеса.

Мы собрали вместе основные факты о прошедшем IPO в сводном слайде на английском языке:

Так что же не так с оценкой стоимости ЦИАН?

Перейдем, наконец, к главному вопросу - чем так уникально IPO ЦИАН? Если посмотреть по каким прогнозным мультипликаторам торгуются сопоставимые компании, то это либо мультипликаторы EV/Revenue, либо EV/EBITDA. Но ЦИАН еще не вышел на целевые показатели EBITDA и одновременно продолжает показывать высокие темпы роста выручки - как учесть эти факторы в оценке стоимости компании сегодня? Самый правильный способ - это рассчитать будущую стоимость компании с учетом прогнозного роста компании и целевых значений маржинальности по EBITDA, а затем привести эту стоимость акционерного капитала к сегодняшнему дню.

Вы ведь знакомы с концепцией time value of money? Если нет, срочно изучите матчасть!

Инвесторы, как правило, скептически относятся к подобным методам оценки, но ЦИАН был тем редким исключением, когда компания смогла доказать успешность текущей бизнес-модели и обосновать ее перспективы роста.

В конечном счете ЦИАН разместился по верхней границе объявленного диапазона цены за акцию - далеко не каждой компании удается такое. А оценка стоимости на IPO (без учета привлеченных средств) составила 1,1 млрд долл.

Это крупнейшее технологическое IPO среди российских компаний в этом году. Для сравнения, лидер российского рынка рекрутинговых классифайдов, HeadHunter, на момент IPO был оценен в 691 млн долл.

Еще раз поздравляем менеджмент и акционеров ЦИАН с успешным IPO!

P.S. Если вам понравился наш обзор, дайте об этом знать всеми возможными способами - будем рады любой обратной связи!

Мы уже некоторое время ведем Telegram-канал School of Finance с детальными обзорами актуальных сделок M&A, IPO и SPAC, а также еженедельные подборки наиболее крупных сделок по всему миру. А еще мы недавно запустили серию подкастов о карьере в финансах.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

На современном рынке? Нет. Здесь уже давно не решают никакие фундаментальные метрики, более того, они вредны. Это рынок веры. А в случае с верой любые цифры возможны.

Ответить
Развернуть ветку
in justice

Все что вам нужно знать про ipo российских компаний, в т.ч. циан)))

Ответить
Развернуть ветку
Dima

ЦИАН — Самое успешное российское IPO 2021 года? - Нет.
СПБ Биржа, очевидно, будет лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Анонимный

Шо, накачиваем акции после падения на 100 рублей? Лолкек

Ответить
Развернуть ветку
Дима Анонимный

Статья заказуха, имхо

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

А домофонд умер?

Ответить
Развернуть ветку
School of Finance
Автор

Домофонд в своё время приобрёл Авито и объединил со своим сервисом по аренде недвижимости

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Smirnov

А ещё можно вспомнить, куда пойдут деньги привлечённые в ходе ipo, спойлер почти половина уйдет CEO

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда