Квартальный отчёт Ozon: выручка выросла на 85%, до 41,5 млрд рублей, убыток — до 14 млрд рублей Статьи редакции

Маркетплейс опубликовал результаты за третий квартал.

Общий объём оборота товаров и услуг (GMV) вырос на 145% год к году и достиг 108,3 млрд рублей с НДС в третьем квартале, закончившемся 30 сентября 2021 года.

Скорректированная EBITDA составила минус 11,3 млрд рублей по сравнению с минус 1,9 млрд рублей годом ранее. В компании объяснили это ростом затрат на инфраструктуру, ИТ, маркетинг, сервисы быстрой доставки и финтех, а также единовременными расходами на R&D-проект в размере 370 млн рублей.

Рост нашей инфраструктуры ещё больше сократил расстояние до клиента. Вместе с ростом ассортимента это позволило не только увеличить число покупателей почти на 20%, до 21,3 млн, всего за квартал, но и нарастить частотность заказов практически в два раза по сравнению с началом года.

Тренд на рост частотности позитивно влияет на нашу юнит-экономику, чтобы усилить его, мы осознанно делаем крупные инвестиции в инфраструктуру, ИТ и маркетинг — это закономерно сказывается на EBITDA.

В то же время видно, что ставка на эффект масштаба даёт результаты — в частности, доля расходов на продажи и маркетинг в третьем квартале снизилась относительно второго.

Игорь Герасимов, финансовый директор Ozon

Квартальная выручка выросла на 85% год к году, до 41,49 млрд рублей: 27,3 млрд рублей принесли продажи товаров — то, что Ozon сам закупает и сам продаёт (+63% год к году). Ещё 14,2 млрд рублей — выручка сервисов (+147%): комиссия маркетплейса, реклама, доставка и других.

Убыток составил 14 млрд рублей против почти 3,88 млрд рублей в третьем квартале 2020 года.

  • Количество заказов выросло на рекордные 239% — до 56,2 млн (годом ранее — 16,6 млн заказов, во втором квартале 2021 года — 40,9 млн).
  • В течение третьего квартала Ozon привлекал примерно по 1 млн покупателей в месяц, в итоге количество активных клиентов в сентябре составило 21,3 млн. Это на 87% больше, чем годом ранее.
  • Средняя частота заказов на покупателя составила 7,5 в год против 5 за аналогичный период 2020 года.
  • Количество активных продавцов платформы к 30 июня превысило 60 тысяч — в 3,6 раза больше, чем годом ранее. По итогам квартала на товары продавцов пришлось две трети оборота компании.
  • Почти 70% предпринимателей ведут бизнес за пределами Москвы.
  • Ассортимент на конец июня составлял около 46 млн товарных наименований против 9 млн по итогам сентября 2020 года.
  • В третьем квартале количество выпущенных карт Ozon.Card достигло 1,6 млн против 1 млн кварталом ранее.
0
166 комментариев
Написать комментарий...
Семён Бочкарёв

В комментариях так удивляются, будто не понимают, что суть агрессивного роста (в том числе и через демпинг) - стать первыми. Победитель получает всё.
Яндекс на этапе вывода в такси и доставку тоже адово демпинговал, сжигая миллиарды в дотации. А сейчас уютно лежит на первом месте, вводя сервисные сборы и собирая стабильную комиссию.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

1. Все сервисы Яндекса в юнит-экономике убыточны. Ни по одному из них нет прибыли по стандартам МСФО, только жалкая Аджастид Ебидта положительная за счёт размазывания операционных расходов по всей консолидированной отчётности.
2. Озону уже 25 лет почти. Он ровесник Яндекса

Ответить
Развернуть ветку
DC

"Все сервисы Яндекса в юнит-экономике убыточны. Ни по одному из них нет прибыли по стандартам МСФО..."
стесняюсь спросить, а где тогда образуется такая прибыль, что Я. в целом прибыльный?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Нигде, у Яндекса чистый убыток по МСФО уже 2 квартал подряд. Такого не было с момента ИПО 10 лет назад

Ответить
Развернуть ветку
DC

Не смог найти прибыль/убыток по сегментам в их квартальной отчетности из которой можно делать выводы по всем сервисам. Только adj ebitda.
Что касается убыточности в 21 г., то, если не вдаваться в детали и верить написанному, то вполне можно было бы опираться на их метрики adj ebitda и adj income, из которых следует, что а) перформанс действительно сильно упал б) компания не убыточна, если убрать non-cash items.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Возьмите отчёт 10-летней давности, когда не было никаких сервисов юнит-экономики, и сравните маржинальность чисто поиска и портала. Вряд ли, маржинальность этого бизнеса ушла в убытки, раз Ебидта осталась примерно на том же уровне. Ничто на это не намекает (для сравнения можно взять отчётность конкурента, того же Гугла)
Не вдавайтесь, это ваше право. Я же по классике предпочту ориентироваться на статью убыток/прибыль от операционной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
DC

"Не было сервисов юнит-экономики". Чего-чего не было))
"Прибыль" от операционной деятельности как раз в данном случае иллюстрирует adj ebitda. И этот показатель по поисковику и "авто" положительный, и в сумме перекрывает негативный результат по остальным сегментам.
А "Net income" "по классике" не равно прибыль от операционной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Не равно, конечно. Но оба эти показателя в глубоком минусе. И если вы хоть чуточку разбираетесь в экономике, то показатель операционной прибыли для вас должен снимать все вопросы, если чистая прибыль их вызывает. Аджастид Ебидта поэтому и не входит в стандарты отчётности, поскольку у каждой компании может рассчитываться по-разному. В данном случае косты Яндекс размазывает по всей отчётности, точно так же делают и многие другие компании, например, Убер. Но это не делает их бизнесы прибыльными

Ответить
Развернуть ветку
DC

.

Ответить
Развернуть ветку
DC

Нет, не должен. Люди не просто так, когда говорят об операционке, обычно фокусируются на ebitda (надеюсь, чем ebit от ebitda отличается пояснять не надо). Так вот даже бухгалтерская ebitda у Y. "в глубоком" плюсе. Чем отличается adj ebitda от просто ebitda - я скидывал выше (там реконсиляция от прбыли, но сути не меняет). Потому не понятно о каких "костах", "размазанных по отчетности" идет речь, если основная позиция там - это SBC expense.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

А где у Яндекса в отчётности положительная EBITDA не скорректированная, скиньте скрин.
Люди, когда говорят об операционке, оперируют МСФО и ЮСГААП, но не скорректированной Ебидтой.
Если вам непонятны косты бизнес-юнитов Яндекса, то о чем с вами говорить? Маркетинг, разработку, аутсорс: все можно размазать по консолидированной отчётности. Хорошие статьи простым языком делал Пестов на этом сайте перед ИПО Lyft и Uber. Почитайте.
Ещё есть пример Убера в РФ, где он все время был прибыльным. Почему? Потому что все косты перекладывались на головной офис и консолидированную отчётность корпорации. А ООО в РФ генерировала чистую выручку за минусом ФОТ местных менеджеров

Ответить
Развернуть ветку
DC

А можно без этого апломба, - пока это у меня есть основания полагать, что с вами не о чем говорить. Не готовы слышать оппонента, - лучше сразу закончить. Серьезно, просто не отвечайте, если так.
По сути: там выше уже был скрин с промежуточной неаудированной (при этом уверен, что промежуточный аудит все равно есть) отчетностью по правилам US GAAP (да, да Y. наверное на портале для инвесторов выкладывает фрод и в SEC 6-k шлют тоже с фродом).
Люди оперируют здравой логикой и знаниями: если отчетность составлена по правилам ifrs/gaap и т.д., и при этом используются собственные метрики (что естественно делают почти все) И (!) при этом раскрывают в чем эти метрики отличаются от метрик стандартов, то.... какие вопросы?! Не готовы анализировать дальше формы 2 - ну тогда да, с вами не о чем говорить. Есть что сказать чуть более конкретней, чем "размазывают косты по отчетности" хоть с какой-нибудь аналитикой и/или ссылкой на отчет? Пожалуйста: вот где я смотрел отчетность:
https://ir.yandex/financial-releases
https://ir.yandex/sec-filings
Если Y. замечен в фроде (видимо нарушение в отражении сегментной отчетности им приписывается), то наверняка в годовом отчете появится оговорка аудитора. А если нет, то ... что? Аудитор херовый уже будет видимо?

*Я так-то не настаиваю, мне до лампочки - убыточный Y. или нет, я просто посмотрел по диагонали релиз с выжимкой отчетности и вижу, что я.маркет и другие продукты "в минусах", как вы говорите (с комментариями о значительных "инвестициях" в рост), но поисковик и авто оверкомпенсируют это. Мне пока этого хватило для разговора, я не проводил фин.-хоз. анализ и не анализировал этот релиз в деталях. Поэтому готов слушать, но только если есть конкретика/чуть более глубокая аналитика, чем conso отрицательный ebit.

** Про убер я не понял: речь, так понимаю, до СП с Y.? Или все-таки речь вообще не про РФ? Потому что я посмотрел последнюю статью автора про UBer - там вообще про всю корпорацию и то, что они в своих метриках ЦО показывают отдельно. Где здесь Y. делает тоже самое?
А если все-таки РФ, то можно ссылку плз - а, то не понятно как это они аллоцировали косты (и какие) на иностранный головняк и по рсбу и по мсфо/гаап?
Сразу дисклаймер, что почитать интересно, но к автору, который в последней статье про Теслу написал имхо и откровенную ложь и дичь в целом - отношусь предвзято.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Не готов. Человек, который на полном серьёзе предлагает мне признать факт, что sbc не надо учитывать в операционных расходах потому что так решили и пишут в отчётности менеджеры Яндекса, не вызывает желания с ним спорить или что-то ему доказывать.
Так же непонятно при чем тут фрод, скам и другие модные иностранные слова. Если бизнес-юнит ауторсит часть своих костов другому бизнес-юниту в рамках одного холдинга, то это не нарушение закона (пример с Убером приведен для этого)
Что касается аудиторов, то пример с Lehman brothers и Wirecard, кучей российского банковского скама ярко показывает то, что это не панацея от проблемы.
Это не я вам что-то должен доказывать, а вы мне. Потому что в отчётности Яндекса нет вообще ничего по тому, как распределяются расходы внутри сегментов. До смешного доходит, ЯТ только с этого года стал GMV публиковать. До этого он просто цифры выручки рисовал. Почему? Потому что мог.

Ответить
Развернуть ветку
DC

ппц. ясно, понятно. Вокруг заговор, все плохие, аудиторы не аудиторы.
"...факт, что sbc не надо учитывать в операционных расходах потому что так решили и пишут в отчётности менеджеры Яндекса, не...
1. человек не знает что такое отчетность
2. По Пн обычно не подаю, но sbc некэшовый расход, к операционке имеющий косвенное отношение, поэтому, внезапно его многие и не учитывают в adj ebitda.

"Так же непонятно при чем тут фрод, скам и другие модные иностранные слова."
Зачем тогда самому в обилии использовать эти "модные...".

"Если бизнес-юнит ауторсит часть своих костов другому бизнес-юниту в рамках одного холдинга, то это не нарушение закона (пример с Убером приведен для этого)"
1.Какого закона, что вы несете? Вообще в курсе, что такое аутсорс?
2. Так что там? Про РФ речь? Или слышал звон, да все позабыл? И в чем тут сходство с Я.
Я. вообще HQ не выделяет.
И про убер там полная шляпа, и в комментах этому "автору" насыпали с горкой. Ну а вы походу примерно на его уровне отчетность читать/анализировать умеете.

В общем адьос, дальше эту "аналитику" оставлю без комментариев.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
человек не знает что такое отчетность
внезапно его многие и не учитывают в adj ebitda

Лихо, указывать человеку на его "незнания", когда сам, судя по постам, закончил придорожные курсы бухгалтеров заочно 😂
Ты можешь его не учитывать в скорректированной отчётности, но по международным стандартам это операционные расходы. Инвестдеятельность не операционные расходы, например, а sbc операционные. Ты можешь перестать инвестировать в развитие, но попробуй перестать выплачивать часть дохода сотрудников. Это лазейка, которой пользуются зачастую компании из юнит-экономики, у которых огромный денежный оборот, но прибыли и убытки не бьются, а текущие расходы и себестоимость растут.

фрод, скам

Потому что я знаю их значение, а ты нет. Я не обвинял Яндекс во фроде и скаме. А лишь указал:
1. Что у них нет прибыли от бизнесов юнит-экономики по международным стандартам
2. Они используют весь инструментарий бухгалтерии в рамках законодательства

1.Какого закона, что вы несете?

В рамках законодательства, которое позволяет им проходить аудит по стандартам для публичной компании с листингом на открытом рынке

Вообще в курсе, что такое аутсорс?

Я, да, а ты нет, судя по постам
Сходство с Яндексом в том, что обе компании активно используют не стандартизированные показатели в своей отчётности, а по стандартам они обе убыточны как по чистой прибыли, так и по операционной. Я вроде на русском пишу и стараюсь это делать максимально простым языком, чтобы понять могли даже люди без профильного образования, как ты😁

Так что там? Про РФ речь?

Посмотри отчётность ООО «Убер Текнолоджи» (100 % дочка Убера в РФ) по 2017 год, пока они не объединились с ЯТ и сравни с ООО "Яндекс Такси", чьи убытки только росли, в то время как ООО Убера генерировало прибыль из года в год.
Надеюсь, ликбез тебе пойдет на пользу и ты перестанешь спорить со взрослыми людьми ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Мигачев

Скоро полностью закроется.
Срочно сливай акции

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Как только начнут выходить амерские фонды, которым сейчас принадлежит почти 40% компании, так сразу

Ответить
Развернуть ветку
163 комментария
Раскрывать всегда