ЦБ определит фиксированную сумму для возврата после кражи денег мошенниками Статьи редакции

За квартал банки вернули жертвам около 8% от украденных денег.

  • ЦБ предупредил банки о будущих изменениях в законе о национальной платежной системе, сообщает РБК. Изменения нужны из-за малой доли возвратов жертвам мошенников, объяснял на форуме AntiFraud Russia директор департамента информбезопасности регулятора Вадим Уваров.
  • В третьем квартале 2021 года мошенники похитили 3,2 млрд рублей, при этом банки вернули клиентам 7,7%, около 250 млн рублей.
  • По проекту, пострадавший должен сообщить банку о мошенничестве не позднее следующего после факта дня. Фиксированную сумму возврата определит ЦБ, методику расчёта не называет.
  • Возврат будет обязательным. Банки с низким уровнем защиты должны будут вернуть всю похищенную сумму — например, когда не могут найти транзакции без согласия клиента, даже при получении информации о них от ЦБ. Пока по закону банки должны возвращать деньги, только если они украдены не по вине клиента.
  • ЦБ также предложил дать жертвам мошенников два дня на отмену операции. Проверять переводы на признаки мошенничества, должен и банк-получатель. Регулятор считает, что при возбуждении уголовных дел банк должен блокировать на пять дней счета получателя, если в пользу него были переводы без согласия отправителя.
  • Законопроект прошёл первый этап обсуждений, готовится новая редакция, рассказал изданию представитель Банка России.
Обновлено в 16:04: Инициативу прокомментировали в Ассоциации российских банков. В подобных ситуациях важно определить, кто является виновником — финансовая организация или клиент, считает президент ассоциации Гарегин Тосунян.Также, по его словам, инициатива ЦБ может дорого обойтись не только банкам, но и клиентам, в частности, повышением процентов по кредитам и тарифам.
0
267 комментариев
Написать комментарий...
MedievalRain

Идиотская популистская инициатива. Подавляющее большинство случаев хищения средств - вина клиентов. Люди сами сообщают данные карт мошенникам или вообще сами совершают переводы.
В тех редких случаях, когда была реальная брешь в системе безопасности банки и так уже возвращают деньги.

Банк не является вашей нянькой, по-хорошему он вообще не должен следить за тем, чтобы вы не сделали перевод куда-то не туда. Но ЦБ получается считает иначе, для него пускай граждане и дальше остаются инфантилами, а расходы на возвраты банки распределят между всеми клиентами, повышая стоимость обслуживания. Гениально.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Максимально безграмотный комментарий от человека, который ничего не понимает, на каких принципах должна строиться безопасность. И самое печальное, что благодаря в том числе этому всеобщему непониманию, в банках и складывается на столько печальная и порочная практика в этом направлении. Перекладывать вину только на клиентов это примерно то же самое, что пытаться обеспечивать безопасность на дорогах только призывами соблюдать ПДД. У банка гораздо больше ресурсов и компетенции (что особенно важно) для того, чтобы заниматься этим вопросом, комплексно (а не только призывами не переводить деньги мошенникам). Вместо этого сейчас даже нормальную 2fa даже за дополнительную плату встретить почти невозможно. О чем тут вообще дальше можно говорить...

Ответить
Развернуть ветку
MedievalRain

Я как раз таки понимаю, потому что осознаю насколько глупым может быть человек.
Как можно не перекладывать на них вину, если люди действительно сами совершают переводы мошенникам?

Вместо этого сейчас даже нормальную 2fa даже за дополнительную плату встретить почти невозможно. О чем тут вообще дальше можно говорить...

Да, это плохо, что ее нет. Но ведь это не относится к теме совсем, ведь никакая 2FA не прибавляет человеку ума. Если клиент дурак, то он совершит перевод мошеннику даже если для операции нужен будет USB-ключ.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Когда человек болеет, он идет к доктору. Даже если человек тычет себе вилкой в глаз, есть шанс ему помочь. Безопасностью тоже должны заниматься профессионалы, перекладывать все только на плечи больного глупо. Сейчас банкам на безопасность плевать ровно также, как и клиентам. И отсутствие элементарной 2fa я привел в качестве примера для подтверждения этого.

Ответить
Развернуть ветку
MedievalRain
Даже если человек тычет себе вилкой в глаз, есть шанс ему помочь.

Если уж пошли аналогии, то это прекрасный пример. Человек тычет себе вилкой в глаз, а власти требуют врача компенсировать затраты на лечение глаза. Справедливо? Не думаю.

Сейчас банкам на безопасность плевать ровно также, как и клиентам. И отсутствие элементарной 2fa я привел в качестве примера для подтверждения этого.

Сейчас банк обязан возместить ущерб, если деньги были украдены по его вине. Если не повышают безопасность, значит это нецелесообразно и им проще платить компенсации за те редкие случаи обхода существующей защиты, которая есть сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Почему компенсирует врач? Не врач, а налогоплательщики. Точно также, как они оплачивают пенсии текущим старичкам, лечат душевнобольных и т.д.

значит это нецелесообразно и им проще платить компенсации за те редкие случаи обхода существующей защиты

Эти случаи редкие потому, что доказать что-либо невозможно. На примете личный опыт, когда человек два года судами пытается вернуть деньги после перевыпуска сим карты. И это мы еще не говорим о случаях допустим условного вируса на телефоне, когда вообще ничего доказать будет невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
MedievalRain
Почему компенсирует врач? Не врач, а налогоплательщики.

ЦБ обяжет банки выплачивать компенсации. Не государство же будет платить.

Эти случаи редкие потому, что доказать что-либо невозможно.

Звучит как проблема, на которую мог бы обратить внимание ЦБ. Но зачем, это же надо работать. Проще заставить банки платить компансации всем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен
банки выплачивать компенсации.

А банки откуда деньги берут? Печатают что ли? У нас с вами и возьмут. Что им, надеюсь, не сильно выгодно будет (нужно будет снижать кешбеки и вот это все).

мог бы обратить внимание ЦБ

Этим они и занимаются. То есть стимуляцией через "штрафные" санкции.

Ответить
Развернуть ветку
MedievalRain
А банки откуда деньги берут? Печатают что ли? У нас с вами и возьмут. Что им, надеюсь, не сильно выгодно будет (нужно будет снижать кешбеки и вот это все).

Вот именно. То есть мне придется платить больше за обслуживание потому что дуракам придется платить компенсации? Налогов и так уже достаточно, теперь еще и в частный бизнес поборы пробираются.

То есть стимуляцией через "штрафные" санкции.

Так не то стимулируют, банки просто стоимость обслуживания повысят и дело с концом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен
мне придется платить больше за обслуживание потому

Либо так, либо все-таки начнут шевелиться в плане улучшения безопасности. Ну и конкуренцию никто не отменял. Уйдете в тот банк, который вместо повышения начнет что-то улучшать.

Ответить
Развернуть ветку
MedievalRain

Как улучшение безопасности запретит недалеким людям переводить деньги мошенникам? А платить им придется все равно.
Остается разве что вариант, когда при каждом переводе он блокируется, звонит сотрудник банка и допрашивает клиента, не мошеннику ли он переводит.
Нормальным людям это зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

для нормальных должна быть 2fa (для сумм свыше лимитов), для остальных допрос с пристрастием, либо письменный отказ от каких-либо усложнений

Ответить
Развернуть ветку
264 комментария
Раскрывать всегда