{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему NFT - это не пузырь, а картинки могут продаваться за миллионы

За последний год только ленивый не говорил о том, какой пузырь образовался на NFT-рынке, и что скоро все это лопнет. Но давайте посмотрим на цифры, так ли все плохо на самом деле

Важно сказать, что я никоим образом не пропагандирую покупку NFT и не связан ни с одним крипто-проектом. А говорим мы исключительно с финансовой точки зрения

Претензия 1. CTRL+C, CTRL+V

Огромный шквал критики в сторону NFT идет со стороны того, что их легко скопировать. Ведь Мона Лиза да Винчи и Давид Микеланджело созданы в одном экземпляре. Их невозможно дублировать. Даже если создать практически идентичную копию, то это все равно будет репродукция, а не оригинальное произведение, которое чувствовало на себе руку гения

Киану Ривз смеется из-за того, что NFT легко воспроизвести

Виртуальный товар, с другой стороны - это просто набор кода, его легко повторить без потери каких-либо качеств. Абсолютно идентичный набор единичек и нулей. Соответственно, его нельзя оценивать наравне с физическим

На подобные замечания хочется ответить следующей фотографией

«Рейн-II» Андреас Гурски

Это произведение немецкого фото-художника, которое в 2011 году купили за 4.33 млн долларов. Тоже набор единичек и нулей. Фотографию отфотошопили, убрали лишние предметы, распечатали на принтере и продали за огромные деньги. Никого не волновало, что этот же файл можно распечатать еще сотню раз. И до NFT продавалось много товаров, которые легко дублировать. Важно подтверждение оригинала, а не то, насколько похожей будет копия.

Человечество по мере своего развития всегда училось производить больше товаров по более дешевой цене. Книгопечатный станок Гутенберга, конвейер Форда - каждое из изобретений удешевляло копирование оригинального продукта. А с появлением компьютера процесс сократился лишь до двух кликов мышки и себестоимость - лишний мегабайт на диске. Простота копирования - это следствие эволюции человека, но оно никак не влияет на оценку оригинала. Просто в физическом мире оригиналом является конкретный экземпляр, а в виртуальном им стала запись в блокчейне.

Претензия №2. Огромные цены

Как может подобная штука стоить $7 млн долларов?

CryptoPunk #3100

Ни один коллекционный товар не оценивается по себестоимости. Суть коллекционирования - рост оценки за счет эксклюзивности. Поставить подпись на бумажке можно бесплатно. Но если это сделал известный спортсмен, то такой автограф можно продать уже за $100. Если это было 50 лет назад, а человек давно умер, то цена вырастет до $500. Ну а если все случилось во время финала условного чемпионата мира 1956 года, то можно просить и $1000. При этом себестоимость автографа не увеличивается, растет маркетинг вокруг него.

Коллекционные товары приобретают либо чтобы заработать на перепродаже, либо чтобы потешить самолюбие перед другими. И в первом, и во втором случае покупка происходит для внешнего, а не внутреннего потребления. Заставить других желать товар.

А как взять $100 за то, что вы купили по $10? Можете придумать историю (как на примере с автографом выше), а можете прогнать через серию поддельных продаж, каждый раз увеличивая цену. И так, чтобы по конце все СМИ написали, что "в Интернете купили картинку за $50 млн". Если вам поверят, то есть надежда заработать хорошие деньги.

Но стоп! Это же и есть пузырь, о котором все говорят!

Как бы не так. Проблема кроется не в оценках, а в том, насколько эти оценки легко поставить под сомнение. Если у 7 млрд человек укоренилась уверенность, что рисунок з зеленым президентом Америки стоит столько, сколько за него просят, то это сложно поставить под сомнение.

А когда в условной Уганде президент бежит на вертолете, и все узнают, что золотовалютные резервы пусты, то приходит понимание: возможно угандийский шиллинг - это пузырь и стоит в два раза дешевле?

На NFT рынке сейчас очень много неквалифицированных покупателей, мнением которых легко манипулировать. Именно поэтому мы видим, как быстро надуваются и сдуваются некоторые токены. Василий поверил в оценку, приобрел товар за $10 000, но кому перепродать уже не нашел. Все покрутили у виска и предложили максимум $10. Проблема Василия в том, что кроме него в оценку $10 000 никто не верил, а свои выводы он сделал на основании статьи с блога

Но это не отменяет того факта, что первая публикация в Твиттере может стоить $2.9 млн. А ее цена со временем имеет шансы вырасти еще в 10 раз. Нужно разделять токены, а не ставить все под одну гребенку.

Нет разницы, продаете вы картину голландского художника XVI века или NFT digital-артиста из Оклахомы. Это товары, оценка которых полностью основывается на ожиданиях рынка. И раз оба произведения можно проверить на подлинность (для NFT - это запись в блокчейне), то что мешает использовать их в коллекционном бизнесе? С точки зрения инвестора - это просто инструменты доходности. Их физическая или виртуальная форма не имеет никакого значения.

OpenSea против Sotheby's

Всего 2 года назад объем продаж на самом большом NFT-маркетплейсе OpenSea составлял $24 млн, в 2020 вырос до $1,04 млрд, а в 2021 преодолел планку в $10 млрд. Рост на тысячи процентов каждый год. Может здесь пузырь? В объеме рынка?

Давайте посмотрим, на ежегодные объемы продаж аукционов Sotheby's и Christie's

Оборот аукционных домов достигает $5 млрд. И это при этом, что половина торгов происходит либо в Лондоне, либо в Нью Йорке, что ни в какое сравнение не идет с доступностью OpenSea, который посещает 60 млн человек в месяц

Получается, что в абсолютных деньгах рынок NFT находится на вполне нормальных значениях. Проблема в другом: эти объемы получены за счет пользователей, которые насмотревшись на рост биткоина пытаются успеть на новый поезд, покупая или продавая свои "шедевры".

Как и во времена золотой лихорадки в выигрыше будут продавцы лопат. Основатели OpenSea за 4 года стали практически долларовыми миллиардерами, а людей, которые заработали на перепродаже NFT больше $1 млн можно пересчитать на пальцах

Со времен золотой лихорадки золото не стало меньше стоить, рынок не схлопнулся. Просто большинство разочаровалось, потеряло деньги, а на их место пришли большие компании с экспертизой и огромными ресурсами. Точно также произойдет с NFT, народ скупит всякий шлак, поймет, что никому он больше не нужен и проклянет токены. А на их место зайдут инвестиционные фонды с миллиардами, которые подымут оценку отдельных товаров еще на тысячи процентов.

NFT - это Дикий Запад, а не пузырь. Единственной проблемой являются не миллионные оценки и простота копирования картинок (мы уже разобрались, что с этим все нормально), а отсутствие экспертности и регулирования.

P.S. И стандартно, если понравилась статья, то я много пишу про финансы и бизнес у себя в телеге. К примеру, недавно запустил эксперимент по хеджированию и тому, можно ли без рисков получить 20% годовых в долларах, поставив шорт и лонг в крипте одновременно. Заходите

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Светлый

95-99% текущиx NFT - это пузыть пузырёвый с раздутыми ценами за пиксельное г****, да ещё и xранящееся непонятно на какиx ресурсаx. Но когда этот пузырь сxлопнется - оставшиеся 1-5% определят рынок. Ведь сама теxнология невзаимозаменяемыx токенов решает множество проблем современного общества, да и картинки/модельки будут использоваться в играx и метаверсаx.

И никто не мешает взять, допустим, коллекцию обезьян, которые уже - бренд, и вокруг него выстроить полезную инфраструктуру.

Ответить
Развернуть ветку
ZIPA

Определенные люди просто гонят волну, чтобы на Хайпе темы поднять бабла. Кончится также как и с Клабхаусом... Нфт хрень больше модная, чем функциональная

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда