Как изменились инвестиции в покупку готового арендного бизнеса?
Популярнейший у инвесторов в России сегмент готового арендного бизнеса (покупка коммерческого помещения с долгосрочным арендатором) оказался под прямым ударом пандемии и связанных с нею ограничений. Что изменилось в сфере за время «коронакризиса»? Какие объекты стали самыми надежными и прибыльными? На какие критерии обращать внимание при выборе ГАБ? Об этом и не только расскажем вместе с экспертами.
Общая нестабильность и возросшие риски
Именно в пандемию мы по-настоящему поняли, что такое быстрые и неожиданные перемены. Многие бизнесы, арендующие торговые помещения, оказались в прямой зависимости от ситуации, что существенно пошатнуло ликвидность ГАБов с такими арендаторами. Сильно пострадали салоны красоты, ломбарды, цветочные магазины, кофейни и рестораны, гостиничная сфера, объекты спортивного назначения.
Появились и риски общего плана, например, вероятность приостановки работы на неопределенный срок, поэтому у инвесторов нет гарантий, что их арендатор не съедет в любой момент. Из-за этого в сегменте готового арендного бизнеса стало трендом смещение вектора спроса в направлении арендаторов, не восприимчивых к Сovid-19.
При этом, как отмечают эксперты, далеко не все сегменты рынка коммерческой недвижимости пострадали от пандемии.
А другие и вовсе не видят прямой зависимости между развитием ситуации на рынке продажи готового арендного бизнеса и пандемией.
Неоднозначное падение доходности
Доходность проектов в сегменте готового арендного бизнеса, как и ожидалось, снизилась, а срок окупаемости, наоборот, вырос. Как отмечает Катерина Соболева, в стрит-ритейле разрыв между растущей стоимостью и стагнирующей ставкой аренды «приземлили» инвесторов. Но при этом от роста стоимости выиграли инвесторы, которые использовали стратегию перепродажи.
«Даже в центре Москвы некоторые объекты продаются с прогнозируемой окупаемостью в 12 лет, а не 10, как раньше», ‒ утверждает Евгения Мельникова, директор департамента инвестиционных сделок Point Estate.
По некоторым объектам в определенный момент времени доходность даже «скатилась» до нуля, а процесс восстановления идет достаточно медленно. И это вполне объяснимо, так как изменения произошли не только на рынке ‒ поменялось сознание и потребительское поведение людей, добавляет Феликс Блинов.
Кто-то, напротив, «поднялся».
«Выросла доходность складских объектов. В связи с большим спросом их стоимость в период пандемии росла», ‒ рассказывает Ольга Кашкарова, инвестиционный директор компании «Ориентир».
Но в целом ситуация с доходностью в сегменте ГАБ достаточна благоприятна для инвесторов.
Сегодня чаще всего окупаемость 10-12 лет имеют ГАБы с арендатором в лице сетевого ретейлера с договором от 10 лет. Остальные же предлагаются с 8-летней окупаемостью или честными 9 годами, включая все расходы.
«Еще необходимо учитывать, что существует достаточно большое количество ГАБов с недооцененной арендной ставкой. И инвестор может увеличить доходность вложения средств с помощью модернизации помещения, создав формат для более дорогого арендатора», – добавляет Павел Поликарпов.
В доказательство своих слов руководитель бизнес-клуба «Московские сделки» приводит несколько конкретных активов, которые можно купить в столице с «допандемийным» уровнем доходности.
Продолжение статьи читайте на страницах бизнес-журнала «Рентавед»