Блокировка счета без объяснения причин. Что делать?

Хотел бы поделиться своей историй взаимоотношений с банком Тинькофф. Я клиент банка уже порядка 8 лет и всегда был доволен его работой и его продуктами. В данный момент это:

  • Счёт в Тинькофф банк
  • Тинькофф мобайл
  • Тинькофф Страхование
  • Тинькофф Инвестиции (Брокерский счет + ИИС)

И все было бы прекрасно, но 22 декабря банк прислал мне странного вида сообщение в чате техподдержки следующего содержания:

Я счел вопрос более чем странным, так как никаких взаимодействий с криптовалютами с участием продуктов Тинькофф не производил, получаю полностью белую зарплату и использую счет Тинькофф в основном для следующих операций:

  • Перевод своих средств на свои счета в СБЕР, ВТБ, РНКО (Озон карта).
  • Перевод алиментов.
  • Перевод родственникам.
  • Оплата покупок за границей.

У меня зарплатный проект в Сбербанке и в нем же есть кредитная карта с большим кредитным лимитом. Иногда я использую заёмные средства этой карты следующим образом - я пополняю счет Тинькофф со своей кредитной карты СБЕР и затем перекидываю их на свой счет ВТБ, так как повседневные траты я оплачиваю через ВТБ, по причине более высокого кэшбэка у них. Когда приходит зарплата на СБЕР, то я просто погашаю кредитку Сбера и таким образом пользуюсь заемными средствами СБЕРа и не плачу %, так как успеваю погасить кредит в период льготного периода.

Учитывая все вышеперечисленные факты, я сообщаю службе поддержке Тинькофф, что операций с криптовалютой не проводил и основные операции это пополнение счета Тинькофф со своей карты (приложил фото карты, где видно что это моя карта) и далее вывод через СБП на свои же счета в других банках (это видно так как перевод производится по номеру моего телефона).

Дополнительно предоставил справку 2-НДФЛ, подтверждающую законность моих доходов.

Через несколько дней я получаю от банка следующее сообщение:

Обратите внимание, на список ограничений. Далее я покажу вам как банк Тинькофф три раза обманул меня.

Первый раз, когда сообщил мне, что это временная мера на период проверки. 31 декабря в ходе телефонного разговора банк сообщил, что проверка была завершена еще 28 декабря и блокировка постоянная:

Второй раз, когда я задал конкретный вопрос о возможности пополнить свой ИИС через счет Тинькофф и получил на него утвердительный ответ. Как вы уже догадываетесь пополнить счёт я смог, а вот перевести на ИИС уже нет.

Таким образом у меня "зависли" 300К рублей на счете и под угрозой срыва оказался налоговый вычет за 2021 год. Понятное дело, что я сообщил об этом службе поддержке и предупредил их, что это вопрос с финансовым импактом для меня по причине ошибки банка Тинькофф.

Примерно до этого момента я еще оставался верен тому, что банк Тинькофф самый адекватный у нас на рынке и подойдет к решению моего вопроса с пониманием... Но похоже, что нынче дела обстоят другим образом.

Поняв, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, я занял 300к и закинул их на свой ИИС прямым пополнением с карты стороннего банка через приложение Инвестиции минуя свой счёт в Тинькофф.

И наконец третий раз случился 31 декабря, когда я поехал докупать подарки и все, что еще требовалось для празднования НГ, обнаружилось, что и производить покупки со своей карты Тинькофф, я тоже не могу. Причем выяснилось это только со второго раза, так как первый раз, когда я попытался оплатить заправку через приложение Лукойл с помощью Google Pay, сотрудник Тинькофф предположил, что операция была проведена как перевод, поэтому после этого я просто зашел в магазин и попытался провести оплату через обычный POS терминал.

На этом месте я хотел бы отметить еще один интересный момент. Когда я пытался дозвониться со своего номера, который у меня привязан к счету, до службы поддержки, то прождав на ожидании более 30 минут я решил попробовать позвонить с корпоративного - в этот раз мне ответили менее чем за минуту.

Возможно это конечно чудовищное совпадение и банк не приоретизирует звонки клиентов по статусам, но...

И вот в рамках этого телефонного разговора выяснилось, что оказывается по моему счету сейчас заблокированы все операции, а не то как ранее банк декларировал в общении со мной.

В данный момент я подал запрос на пересмотр решения по блокировке и попросил уточнить какой пункт из 4.5 или 7.3.9 по их мнению я все же нарушил, так как мне откровенно говоря, нравится пользоваться продуктами Тинькофф и я всегда был доволен тем сервисом, который они предоставляют, и мне крайне не хочется отказываться от них. Я все еще пока надеюсь, что могу расчитывать на адекватное и справедливое решение и что финмониторинг способен признавать свои ошибки, но мне кажется что в данном случае банк просто страхуется и избавляется сейчас от всех клиентов, которые могут, по их мнению, привлечь внимание ЦБ к ним в будущем году, когда ЦБ начнет анализировать все р2р переводы.

Решение по пересмотру Тинькофф обещал предоставить сегодня 03/01/2022, а вот уточнений я скорее всего не узнаю никогда - так мне озвучил сегодня сотрудник Тинькофф Инвестиции в телефонном разговоре. А жаль, так как возможно моя история помогла бы внести коррективы в алгоритмы финмониторинга или продуктов банка(лимиты, комиссии), так как ничего из пунктов 4.5 или 7.3.9 ко мне не применимо.

Кейсов, когда ограничение снимали и решение пересматривалось я пока в интернете не нашел. Если вы знаете про такие, то прошу поделиться информацией.

Если есть опыт судебной практики в подобных ситуациях, то тоже прошу поделиться, так как если мне придется закрыть сейчас счет, то автоматически закроется Брокерский счёт и ИИС, а это будет нарушением получения налоговых вычетов по ИИС и я автоматически получу потери в размере 104К рублей (вычеты за 2020 и 2021). Потери по позициям в "лонг" на брокерском счете считать сложно, так как теоретически я конечно могу открыть счет у другого брокера и перезайти в них, а значит я потеряю лишь на комиссиях два раза и на изменении курса бумаг за это время (теоретически могу и выиграть).

Плюсом ко всему идёт испорченное настроение на новогодние праздники и "зависшие" накопления, которыми ты не можешь свободно распоряжаться.

ПС Заранее даю согласие банку Тинкофф на расскрытие любых данных по моему вопросу, кроме моих персональных данных и деталей проводок, таких как сумма проводки и персональные данные получателей.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Тинькофф

Здравствуйте.
Мы бы хотели комплексно все проверить и написать развернутый ответ, в том числе насчет ограничений.
Мы не блокируем счет, а можем ограничить дистанционное банковское обслуживание.
Напишите, пожалуйста, в ЛС ваши ФИО и дату рождения.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Развернутого ответа от вас так и не получил.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Здравствуйте.

Возникшая ситуация связана с нормативно-регуляторной практикой на рынке и предписываемыми законом ограничениями. Мы изучили операции по вашему счету и заметили, что некоторые из них попадают под критерии, описанные, в частности, в «Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – физических лиц от 06.09.2021 № 16-МР». Мы должны обращать внимание на методические рекомендации Центрального Банка в соответствии со 115-ФЗ.

Чтобы разобраться в ситуации, мы запросили у вас подтверждающие документы.

В ответ на запрос вы сообщили, что основные пополнения карты это c2c переводы с вашей карты другого банка. Далее эти деньги вы переводите через систему быстрых платежей на свои карты других банков. Тем не менее, предоставленные вами выписки подтверждают лишь незначительную часть этих переводов. Основную же часть операций вы так и не подтвердили документально.

Мы провели расследование, и в соответствии с предписываемыми правилами приняли решение ограничить вам дистанционное банковское обслуживание. Приносим извинения за возникшие неудобства.

Если вы предоставите нам документы, обосновывающие проводимые по счету вами операции, мы готовы рассмотреть вопрос о снятии ограничений.

Позже вернемся с дополнением по работе сотрудников в чате.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Спасибо за ответ.

Тем не менее, предоставленные вами выписки подтверждают лишь незначительную часть этих переводов. Основную же часть операций вы так и не подтвердили документально.
Если вы предоставите нам документы, обосновывающие проводимые по счету вами операции, мы готовы рассмотреть вопрос о снятии ограничений.

Пришлите, пожалуйста, в чате список операций, по которым у вас остались вопросы и требуются обоснования.

Мы провели расследование, и в соответствии с предписываемыми правилами приняли решение ограничить вам дистанционное банковское обслуживание.

Правила на которые вы ссылаетесь https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/117540/20210906_16-mr.pdf
гласят следующее:

3. При выявлении указанных в пункте 2 настоящих методических
рекомендаций банковских счетов, открытых физическим лицам, электронных
средств платежа, оформленных на физических лиц, кредитным организациям
рекомендуется:
- обеспечить повышенное внимание к операциям таких клиентов –
физических лиц;
- руководствоваться в отношении таких клиентов рекомендациями,
содержащимися в письме № 60-Т
- рассматривать соответствующие операции на предмет наличия
подозрений, что они осуществляются в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и,
в случае наличия таких подозрений, реализовывать право на отказ в
выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное
пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ5
- в случае принятия в течение календарного года двух и более решений
об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на
основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, рассматривать
вопрос о реализации предусмотренного пунктом 5.2 статьи 7 Федерального
закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с
клиентом

Если я правильно вас понял, то вы ссылаетесь на последний пункт этих рекомендаций. Но за последний календарный год банк не принимал двух и более решений об отказе в выполнении моих распоряжений.

Позже вернемся с дополнением по работе сотрудников в чате.

Спасибо, будем ждать.

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Калыч

ну что там было-то?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Я напишу на этих выходных отдельный детальный пост про все этапы взаимодействия с банком и здесь добавлю ссылку на него.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Мы дополнительно все проверим и вернемся с ответом.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Здравствуйте. Мы дополнительно связались с вами относительно интересующих операций. Вы дали необходимые документы и пояснения, подтверждающие проводимые по счету операции. Мы дали ряд рекомендаций для дальнейшего благополучного сотрудничества. Вы согласились с рекомендациями, а мы продолжили обслуживание счета.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Возвращаемся с дополнением по работе поддержки. Действительно допустили несколько ошибок при консультациях. Также из-за отсутствия свободных операторов вам пришлось долго ожидать ответа на линии. Извините, пожалуйста. Проработаем эти моменты и постараемся исправиться.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

написал

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Уточните, пожалуйста, куда именно вы написали. На VC у нас нет сообщений от вас.

Ответить
Развернуть ветку
Элина

самое "смешное" во всех этих движениях и 115 законе, так это то, что реальные мошенники обходят его с такой лёгкостью, а обычные люди страдают из-за него. аж бесит, противно всё это

Ответить
Развернуть ветку
okman

И где статистика сколько террористов поймали ? Может ни одного )

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
И где статистика сколько террористов поймали ? Может ни одного )

Если бы вы внимательно читали это не только противодействия терроризма, а когда вообще легализация денежных средств полученных преступным путём, а это могут быть денежные средства полученные от любой преступной деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Sizov

Тинькоф уху ел? Уху ел! Поэтому у меня там счетов нет, этот недобанк возомнил себя налоговым органом, попутал функционал.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Блокировки по 115 нельзя избежать нигде. Вы можете представить пояснения и документы по операциям по которым запрашивает банк и у них будет 7 рабочих дней на пересмотр решения и должны дать обоснованный ответ. Если вы представили все документы и банк не разблокировал, то через суд вполне получится это сделать если они не запрашивали другие. Если запрашивали документы которые вы считаете излишние или невозможно представить то через суд пытаться доказывать что эти документы невозможно представить, либо что представленных документов достаточно. Практика есть в обе стороны, каждая ситуация индивидуальна.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Так они ничего доподнительно не требуют и пояснений не запрашивают. Я же им уже разве что справки от стоматолога не отправлял:
и 2-НДФЛ и 3-НДФЛ и описание каждой проводки за последние 3 месяца.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
никаких взаимодействий с криптовалютами с участием продуктов Тинькофф не производил

1. Т.е. производили, но не через ТКС? :)))

2. Непонятно, зачем Вы делали перевод со Сбера на ВТБ через ТКС, когда можно перевести напрямую и не платить двойную комиссию.

3. Вообще в историю слабо верится. Конечно поначалу это мог быть глюк АМЛя, но потом Вас "настоящий" человек проверял. Если формулировки не поменялись и на диалог с Вами они не настроены, то значит они что-то про Вас такое знают. Ну а раз заблокировали даже обычные покупки по карте, то это "что-то" вполне серьезное. Их блокировать - это что-то из ряда вон выходящее.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

1) Я примерно 4 года назад покупал символическую сумму криптовалюты коллеге в подарок на др, тогда это было модно. Никаких вводов/выводов более не проводил.
2) Тинькоф позволяет сделать пополнение с кредитки Сбера без %. У ВТБ такого функционала нет. Далее перевод через СБП опять же без % .
3) Надеюсь что смогут тогда рассказать. Пока что нашел максимально похожее вот тут - https://vc.ru/claim/336713-kak-tinkoff-bank-blokiruet-loyalnyh-klientov?comment=3664265

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Лол! Ну то есть Вы - часть этого бесконечного "марлезонского балета" про "ТКС блочит ни в чем не повинных клиентов", который начался со статьи Алексы Мейсон, про то, что ей папа 600К баксов подарил наликом на инвестиции в крипту, и того "студента", который при подтвержденном доходе в 30 тыс. руб. в мес требовал повысить себе лимит на снятие наличных в банкомате до 10 млн. руб.? :))) Причем все статьи написаны под копирку и размещены с эккаунтов-однодневок. А Алекса Мейсон даже обещала, что будет продолжать писать тексты про то, что ТКС безвинно банит.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Оба кейса что вы описали - мимо. Я банку предоставил 2-НДФЛ с доказательством своего дохода.
Из схожего могу только сказать, что мой аккаунт заблокировали тут через 40 минут после того как я написал это обращение и разюлокировали сегодня, так и не предоставив разъяснения что это было. Скорее всего ТКС пожаловался - аккаунт забанили, а разбанили уже когда все оторвались от оливье.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Пора уже какой-нибудь шаблон в "приёмную" сделать, потому что каждое второе сообщение похоже и начинается как-то так:

"Я клиент учреждения X уже порядка N лет и всегда был доволен"

Дальше, в теле таких статей, тоже не слишком много различий.

Если меня, по здешней традиции, однажды всё заебёт, то я напишу бота в телеграм, который сделает прекрасный шаблон для жалоб в "приёмную" - он позволит сэкономить много времени как тем, кто жалуется, тем, кто читает, так и тем, кто отвечает на эти жалобы.

Ответить
Развернуть ветку
S.Capusta

Если автор здесь говорит все честно, то это немного другой случай.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

А какой текст Вы ожидали? "Работаю дропом, меня заблочил ТКС, но я считаю, что это несправедливо?" :))) Эти статьи под копирку про "плохой ТКС заблочил невинного гражданина" с одноразовых акков тут появляются минимум два раза в неделю последние несколько месяцев. А началось все, напомню, с двух статей, где ТС в общем-то признались, что были дропами, но обещали, что этого так не оставят и будут продолжать писать сюда тексты.

Ответить
Развернуть ветку
S.Capusta

Как то все невесело..
Если нет никаких недомолвок

Ответить
Развернуть ветку
Чабрец

А какие могут быть, например? За что явно могут так блокировать?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Владимирович

Например часть денег которые приходили на счета сбера человек обменивал в валюту через обменники и хранит под подушкой (об этом информация у надзорных органов тоже есть, не переживайте), а счет тинькофф пополнялся отчасти средствами проходящими по 115 статье.

Мое мнение: не хочешь вызывать подозрений - делай предельно понятные банковские операции и не переливай из банка в банк деньги на постоянной основе. Как минимум комиссий ты хочешь избежать, так не удивляйся что банк отказывает тебе после этого в предоставлении услуг, это вообще коммерческая структура.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

У меня все пополения СБЕРА это переводы зп от работадателя, которые подтверждены 2-НДФЛ.

Я думаю, что Ваше мнение верное. По крайней мере у меня тоже такие мысли. Вот только транзитные переводы идут с моего счета на мой счёт, плюс доход весь белый и прозрачный. В чем нарушение?

Некие подтверждения своим мыслям и Вашему мнению нашел вот тут в ответе Тинькофф - https://vc.ru/claim/336713-kak-tinkoff-bank-blokiruet-loyalnyh-klientov?comment=3664265

Ответить
Развернуть ветку
Чабрец

Думаю, что такие риски попасть под блокировку есть сейчас почти у всех. В любом банке. Последние пару месяцев задумываюсь, где хранить деньги

Ответить
Развернуть ветку
Francyz

111

Ответить
Развернуть ветку
L A

Ну тут ЦБ такую ерунду придумал ( https://www.vedomosti.ru/finance/news/2021/09/13/886437-tsb-napravil-bankam-vosem-kriteriev-podozritelnih-koshelkov-i-kart ) что много вполне адекватных операций будут под это попадать. Описанная вами схема транзита собственных средств тоже(по формальный причинам).

Но на самом деле мне кажется что в этом конкретном случае 115 использован как повод отключить вас по внутренним параметрам "особо хитрожопый" / "какой-то невыгодный" (по закону так нельзя, поэтому использован 115).

> таким образом пользуюсь заемными средствами СБЕРа и не плачу %

Написали бы лучше просто, что у вас зарплата в сбере и нет возможности его поменять. А то окажется что вы сами себя подзакопали: одно время была первая волна прикрытия таких "схем", на банки-ру был такой поток плача и было видно что у банков негласный и очень похожий на картельный сговор zero-tolerance к потрошению кредиток через пополнения (с точки зрения обоих банков вы какой-то невыгодный, донору* проценты не платите, а реципиента используете как бесплатный транзит не занося ему интерченджа за расчёты).

Такое у меня мнение сложилось по вашему описанию.

*) донору вроде как платит реципиент за c2c, но это не точно. Даже если так, то для реципента вы невыгодный вообще говоря дважды.

Ответить
Развернуть ветку
Vasya Pupkin

Ну так автор прямо и пишет, что в действительности он пользуется кредиткой ВТБ, а Тинькоф использует как транзит со Сбера, что на самом деле выглядит как-то мутно.

Ответить
Развернуть ветку
Vasya Pupkin

А в чем смысл скидывать со Сбера на Тинькоф и тут же переводить эти деньги на ВТБ? Почему нельзя сразу со Сбера на ВТБ перевести? Что-то автор тут не договоривает.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Уже писал выше - ВТБ не предоставляет такой услуги, как пополнение своего счета с кредитки.

Сорри за долгий ответ, но мне почему то заблочили аккаунт тут и вот только сегодня сняли блокировку - ничего не пояснив =(

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kalinin
Автор

Спасибо за ответ.

Тем не менее, предоставленные вами выписки подтверждают лишь >незначительную часть этих переводов. Основную же часть операций вы так и не >подтвердили документально.
Если вы предоставите нам документы, обосновывающие проводимые по счету >вами операции, мы готовы рассмотреть вопрос о снятии ограничений.

Пришлите, пожалуйста, в чате список операций, по которым у вас остались вопросы.

Позже вернемся с дополнением по работе сотрудников в чате.

Спасибо, будем ждать.

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда