Методы финансового анализа, или как понять, что в бизнесе все хорошо (или не очень)

Способность компании поддерживать свою платежеспособность и финансовую устойчивость является мощным фундаментом для развития. Точность в цифрах помогает создать доверие на рынке и укрепить связи с инвесторами и собственными сотрудниками. Системность процессов, помогает компаниям поддержать свой рост. Чем точнее будет диагноз, основанный на цифрах, тем более правильные действия могут предпринять владельцы бизнесов.

Для выявления истинного положения дел и существует финансовый анализ. Это четкий и беспристрастный инструмент, который имеет отношение только к цифрам и показателям. Финансово грамотный человек, будь то предприниматель, инвестор или кредитор, должен знать, как отличить прибыльную компанию от неприбыльной.

Итак, как проводить финансовый анализ? Расскажем об основах в нашей статье.

От чего отталкиваемся

Финансовый анализ выступает одной из основных частей диагностики любого предприятия. Невозможно долго осмысленно продвигаться вперед, не оглядываясь периодически назад, не осознавая пройденный путь.

Источником данных для анализа выступают классические управленческие отчеты:

  • Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ);
  • Баланс;
  • Отчет о движении денежных средств (ОДДС).

Для углубленного анализа, исходя из специфики и конкретной ситуации, могут потребоваться дополнительные отчеты. По производству, маркетингу, заработной плате и так далее.

Давайте разберемся, какие методы исследования финансовых отчетов применяют на практике.

Горизонтальный и вертикальный анализ

Горизонтальный анализ - это когда мы сравниваем одни и те же показатели в разные периоды. В разные дни, месяца, года. Одним словом, следим за динамикой изменений.

Если показатель меняется не в лучшую сторону - фиксируем это и решаем, что можно сделать.

Например, тут мы видим, что при росте выручки на протяжение 3-х месяцев стабильно снижается рентабельность по валовой прибыли. Значит, растет себестоимость. Самое время разобраться, почему.

Вертикальный анализ — это анализ изменения удельного веса каждой статьи отчетности в общем финансовом результате. Итоговые показатели принимаются равными 100%, а отдельные части выражаются в виде процентов от целого. Таким образом, можно рассмотреть влияние каждого показателя.

При анализе Баланса за 2 года видим, что в структуре активов выросла категория внеоборотных, а в пассивах немного повысилась доля обязательств. Ничего критичного, но руку на пульсе лучше держать.

Трендовый и сравнительный анализ

Трендовый анализ предполагает расчет относительных отклонений показателей финансовой отчетности за несколько периодов. Метод подразумевает определение основной тенденции динамического изменения ключевого показателя и направлен на прогнозирование и формирование возможных значений показателей в будущем.

Если проще, то смотрим на фактические значения в динамике и на их основании прогнозируем, куда двинется тренд и насколько он для нас перспективный.

Видим на графике восходящий тренд по выручке и плато по прибыли. Что-то надо менять...

Сравнительный анализ предполагает сопоставление значений отдельных групп аналогичных финансовых показателей между собой. Например, мы можем каким-то образом узнать ключевые показатели конкурентов и сравнить их со своими. Если у нас они лучше - все хорошо. Если нет - надо узнать еще и то, как они их добились...

Метод финансовых коэффициентов

Метод финансовых коэффициентов основывается на расчетах ряда показателей. Применение коэффициентов позволяет глубже исследовать причины ухудшения финансового состояния компании и разработать более эффективные меры по улучшению ситуации.

Существует множество разнообразных коэффициентов и для каждой компании подбирается индивидуальный набор, в зависимости от специфики деятельности предприятия, его финансовой политики и прочих факторов.

Наиболее распространенные коэффициенты, которые задействованы при финансовом анализе в любой организации:

Коэффициенты ликвидности - характеризуют способность компании погашать свои обязательства за счет активов. Чем коэффициент выше, тем лучше.

Коэффициенты рентабельности - насколько компания эффективно использует свои ресурсы.

Коэффициенты финансовой устойчивости - насколько у нас много собственного капитала по отношению к заемному.

Выводы

Чтобы эффективнее управлять компанией, важно регулярно анализировать ее финансовые результаты. Для этого может использоваться целый спектр методов финансового анализа. Какой инструмент подойдет именно для Вашей компании, зависит от бизнес-целей и имеющейся информации.

Ну а если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!

Ваш Финвед

Дарья Козаченко
Финдиректор Финведа
0
3 комментария
Оксана Перепелкина

Спасибо большое. Очень просто и понятно. Примем на заметку.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Есть над чем поразмыслить.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Есть над чем поразмыслить.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда