{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Топ-5 ошибок, делающих привлечение инвестиций в проект почти невозможным

Здравствуйте, меня зовут Александр, и я привлекаю инвестиции в проекты. Ежедневно я отсматриваю от 5 до 10 проектов, ищущих финансирование. По моему опыту — привлечь инвестиции можно в любой проект. Но не стоит своими действиями сужать целевую аудиторию инвесторов до категории Fools. В этой заметке я собрал самые распространенные ошибки фаундеров.

Ошибка 1. Отсутствие понятного оффера

Эта ошибка встречается у каждого второго проекта. Чаще всего предложение, что в презентации, что в сообщении для инвестора выглядит примерно так:

"Ищем инвестиции в проект"

Как например здесь:

Или содержит в себе много воды как вот здесь:

Сомневаюсь, что вы прочитали о чем выше идет речь.

А теперь давайте представим, что это увидел частный инвестор или аналитик фонда. Каждый из них ежедневно видит сотни таких офферов.

Какова вероятность, что обратят внимание именно на ваш проект?

В мире где человеческая концентрация сохраняется всего 8 секунд?

Что же важно для инвестора?

Конкретика.

1. Конкретная сумма, которую вы ищите

Точная цифра вселяет в инвестора надежду, что вы все таки посчитали для своего проекта экономику и понимаете сколько вам нужно денег и на что они будут потрачены.

Однако, встречаются фаундеры ищущие магическую сумму в $1 млн, но при этом они ее никак не могут обосновать. Поэтому будьте готовы защитить свои расчеты.

2. Указание на что идут деньги

Важно указать в оффере на что конкретно будут потрачены деньги, а не просто "на развитие". Таким образом вы еще и поможете себе, ведь обозначение направления трат косвенно показывает риски проекта и вам не будут писать те, кому данное направление покажется слишком рискованным

Несколько примеров:

  • На открытие новых точек
  • На закупку оборудования
  • На закупку товара из Китая
  • На строительство собственного производства

3. Процент доходности, который вы обещаете инвестору

Наличие данного условия так же вселяет в инвестора надежду, что вы посчитали свою экономику и понимаете какую доходность можете обеспечить. И опять же косвенно указывает на риски проекта

4. Условия принятия инвестиций

Необходимо четко обозначить, на каких условиях вы принимаете деньги, это опять же фильтрует поток инвесторов к вам.

Несколько вариантов:

  • Заем под залог
  • Продажа доли
  • Конвертируемый заем

и т.д.

5.Дополнительная важная информация

Необходимо указать несколько пунктов, которые более точно вас позиционируют или позволяют управлять рисками.

Например:

  • Есть MVP
  • Есть первые продажи
  • Открыли уже 10 собственных магазинов
  • Получили патент на технологию
  • Продаем в трех странах

и т.д.

Соблюдение этих простых правил поможет вам составить понятный и привлекательный оффер для инвестора в презентации или в сообщении.

Например:

  • Инвестируйте от 3 млн рублей в строительство глэмпинга с доходностью 30% годовых
  • Инвестируйте от 300 тысяч рублей в закупку товара для маркетплейсов с доходностью 40% годовых с поручительством собственника
  • Привлекаем 10 млн рублей инвестиций за 20% доли компании по производству пластмассовой тары.
  • Привлекаем 15 млн рублей инвестиций в расширение флота кораблей с медиарекламой. Имеется патент действующий до 2030 года

Смертельная ошибка в оффере -" По поводу % ДОГОВОРИМСЯ с инвестором"

Такой оффер практически гарантированно хоронит ваш проект. Почему?

Это сигнализирует инвестору:

  • Мы не осознаем своей ценности, нас можно продавить по проценту от прибыли или купить нашу долю дешевле
  • Мы не считали никакую экономику своего проекта и не знаем сколько мы вообще зарабатываем
  • Мы не хотим развития, а просто хотим привлечь денег и сделать кэшаут

Надеюсь соблюдение этих простых рекомендаций поможет вам составить лаконичный оффер для инвестора

Ошибка 2. Непонятная финмодель

Многие фаундеры относятся к финмодели как к некому артефакту, который должен быть, но никто в нем разбираться не будет.

Главное показать как много зарабатывает инвестор!

Поэтому очень часто финмодель составляется фаундером с потолка или заказывается у консалтинговой компании, которая в бизнес компании не погружается и выдает очень сложную модель не отражающую реальность.

Из-за этого случаются серьезные ляпы:

  • Собственник говорит, что не разбирается (!) в финмодели, так как это делала консалтинговая компания. Остается задать вопрос: это чей бизнес? Ваш или этой компании?
  • В финмодель заложены расходы фирмы, которые не меняются в течении 2-5 лет, при этом компания за это время растет х2, х10
  • У компании каждая отдельная продажа убыточна, но при этом они планируют зарабатывать на большом количестве заказов

и т.д.

После таких инцидентов доверие к фаундеру падает и второго шанса продать свой проект уже не будет.

Поэтому стоит серьезно отнестись к составлению финмодели проекта и потратить на нее достаточно времени. При ее составлении необходимо опираться на цифры текущих результатов.

Ошибка 3. Нежелание слышать обратную связь

Этим, пожалуй, страдает каждый четвертый фаундер.

После питч сессии, когда инвестор дает обратную связь по тому, что нужно улучшить в презентации или почему проект может не взлететь, такие собственники начинают: обижаться, уходить или даже говорить, что советов они не просили и им нужны инвестиции.

Обычно такие фаундеры думают, что им попался глупый инвестор и он просто не понимает их гениального проекта и нужно найти другого. И они продолжают свои выступления ничего не меняя, в надежде на другой результат.

Но идут месяцы, а инвестиций все нет и нет. К некоторым приходит осознание того, что нужно что-то делать по другому. А кто-то просто бросает поиск инвестиций

Необходимо внимательно прислушиваться к обратной связи, это может сократить время на поиск инвестиций в несколько раз.

Ошибка 4. Отсутствие упаковки

И речь не про красоту в презентации.

Обычно упаковка выглядит так:

В ней очень много внимания уделяется очевидным вещам, например, про перспективность рынка, рост которого сложно не заметить. И ничего о преимуществах вашего проекта. Интереса у инвестора это не вызовет.

Поэтому важно вложить в свою упаковку:

1. Конкретный оффер

2. Закрытие возражений по безопасности.

Необходимо перечислить способы управления рисками для инвестора. Например: Если мы не угадаем с товаром, мы можем продать его региональному покупателю и выйти в 0.

Или

Основатель отвечает перед инвестором своим личным имуществом.

3. Ваши ключевые преимущества

Например: собственный софт для аналитики, эксклюзивный договор на поставки

4. Информация о команде

Ключевые компетенции и опыт каждого члена команды, которые помогут вашему проекту. Не релевантный опыт лучше не писать.

Если у вас нет команды, то вы человек-продукт и у инвестора есть огромный риск потерять все свои деньги в случае, если с вами что-то случится, об этом я писал здесь

5. Ваши текущие результаты

Обязательно покажите вашу историю. С каких показателей начинали и к каким пришли за последний год. Если в вашей истории только убытки, то к инвестициям вы не готовы и они вам не помогут

6. Ваша Unit экономика

Тут я думаю и так все понятно

7. Контакты

Как бы это смешно не выглядело, многие забывают этот слайд

ВАЖНО

Не используйте слово "гарантии" в своей упаковке. Гарантий в инвестициях не бывает, только управление рисками. Опытные инвесторы это понимают.

Ошибка 5. Спам

Эта проблема возникает из-за непонимания своей целевой аудитории. Команда составляет список рекламных каналов, делает один оффер для инвестора и начинает ежедневно спамить: на почту фондам, в телеграм чатах инвесторов, в личные сообщения инвесторам, всем подряд в инстаграме...

Такой подход очень быстро выжигает аудиторию и в лучшем случае на ваш проект перестают обращать внимание, а в худшем- он приобретет негативную репутацию в сообществах.

До такой степени, что вам даже не захотят дать возможность выступить на питч сессии.

Поэтому перед стартом рекламной компании своего проекта необходимо точно определить свою целевую аудиторию инвесторов, оффер для неё и каналы продвижения, где наиболее вероятно нахождение ЦА.

Заключение

Надеюсь эта статья поможет тем, кто только начинает поиск инвестиций и сэкономит им несколько месяцев поисков.

Если вы знаете другие частые ошибки, напишите их в комментариях.

0
34 комментария
Написать комментарий...
Балкон.Ру
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кот.Финанс

Прямо в точку! Особенная боль «непонятная финмодель». Иногда сюда вкладывают слайд с презентации (где красивые цифры в кружочках), но финансовой моделью он не становится.

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

Пример который заводит всю статью - не вызывает желания инвестировать, ибо он сам пересекается с большинством ваших же доводов. И главное - я так понимаю вы продаёте упаковку?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мельников
Автор

Не понял о каком примере идет речь.

В первом абзаце указано: я привлекаю инвестиции. Привлечение инвестиций это не только упаковка. Это комплексная работа включающая в себя: разработку стратегии, создание упаковки, создание рекламных материалов, создание финансовой модели, создание договора, настройку трафика, работу со входящими заявками, отработку возражений и доведение инвестора до подписания договора

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Сами пишете, что не стоит отдавать фин. модель на аутсорс, и я тут абсолютно согласен, но берётесь разрабатывать…. Если команда начала проект без фин. Модели, можно дальше не продолжать… фин модель состоит: 1. Куда, когда и сколько мы вложим. 2. Откуда, когда и сколько мы получим. Фин модель не учитывает риски. Из фин модели четко виден запрос на форму инвестирования: в продукт, в продажи и т.д: вложения в то место, которое обеспечит проекту ключевой рост. В фин. модели мы должны видеть, как вложенный рубль увеличивает прибыль инвестора. Бюджет состоит: из бюджета проекта и бюджета матрицы рисков. Сказать, что мы будем делать, если что-то пойдёт не так, мало, надо посчитать сколько это будет стоить и как повлияет на фин модель. Любой риск из матрицы должен уложиться в фин модель. В противном случае это 0. Это все мое мнение, на истину не претендую, я вижу основную проблему привлечения инвестиций в методологии разработки проектов (стартапов): стартап разрабатывается на agile, а инвестор хочет видеть waterfall, поэтому, фин модель конечно обязательна, а все остальные расчёты это фантазии команды :), не сделать баланс ресурсов на agile :). Готовность команды привлечь инвестора, часто обусловлена тем, что, что-то пошло нет так. Если фин. Модель была сделана на старте, и так будет понятно, что без инвестиций нет смысла начинать проект. Наличие инвестиций не изменит вектор развития проекта. И когда вы видите не «очень красивые» презентации, это часто говорит о том, что люди не хотят писать горькую правду, и обманывать инвестора, а не потому, что все вокруг не пониманию, что надо написать формулу-калькулятор, из которой видно, как инвестор станет богат :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мельников
Автор

я не писал, что нельзя отдавать на аутсорс финмодель, я лишь указал на то, что не стоит обращаться к компаниям, которые штампуют их все под копирку, не проводя длительное погружение в бизнес)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Согласитесь, если на существующем проекте команда вас просит понять их бизнес и написать фин.модель, шанс на успех проекта совсем «очевиден» :). Вам славы Белфорта не хватает :). Точно можно сказать бизнес у вас не простой, тащить из 5-й точки проекты, успехов вам! :)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Прочитал несколько ваших статей.
Даже сходил по ссылкам, причем, с пользой, спасибо.
Этот ваш коммент - квинтэссенция статей.

Но вот есть такие как мы (полагаю, несколько отдельная категория соискателей инвестиций):
- работаем пять лет
- есть востребованный продукт, постоянные потребители - физ и юр лица
- нет роста, поскольку в систему рекламы и сбыта необходимы значительные инвестиции
- составить тщательный бизнесплан с финмоделью - не очень умеем
- были бы рады оплатить работу брокера от результата, по Договору.

Возможно ли это?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Спасибо за оценку!

хороший менеджер на прозвоне

Требует:
- инвестиций в его поиск
- инвестиций в его обучение
- инвестиций в оплату его труда, например в первые 2-3 месяца.

Есть риск, что даже хороший менеджер не продаст простой и понятный продукт, с его сложным в понимании эффектом.
Соответственно, возможен повтор указанных действий с начала, а инвестиций пока нет.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

У меня нет понимания, что у вас за продукт и какая структура, но у себя решал подобные кейсы. Если у вас есть запакованный продукт с клиентами b2b, а не просто МВП, есть один отличный способ: идите к интеграторам. Для этого необходима подготовка: 1. разделите бизнес на продуктовую команду и на интеграцию, если не можете это сделать физически/ или это сильно увеличит затраты, разделите команду на две структуры ролевой моделью (сотрудники физически будут в двух командах). 2. Сделайте БДДС: отдельно по продуктовой команде, отдельно по интеграции. Не пытайтесь учесть каждую копейку, сделайте хотя бы немного кривой. 3. Сделайте фин. Модель на продуктовой команде: продуктовая команда продаёт свой продукт интегратору и получает прибыль от продажи. Эту прибыль вы будете вкладывать в развитие продукта. Фин модель следующая: сегодня мы вложили рубль в развитие продукта, наш продукт стал привлекательнее, смогли его интегратору продать не 5 раз, а 10. То есть каждый следующий вложенный рубль в развитие продукта даст больше прибыли, чем предыдущий. В обратную сторону: перед вложением рубля в развитие продукта вы должны понять, что это вписывается в вашу фин. Модель. Так вы перед началом разработки поймёте насколько она нужна. 4. Сделать фин. Модель на своей команде интеграции. Она покупает у продуктовой команды и продаёт клиенту. Должна получить прибыль на выходе. Эту прибыль вкладываем в развитие команды интеграции. Фин. Модель должна отражать факт повышения прибыли вашей команды интеграции при покупке улучшенного продукта у продуктовой команды. 5. С этим вы и пойдёте к стороннему интегратору. Не стоит стороннему интегратору предлагать неликвид. Самое востребованное из вашего продукта на рынке ляжет в основу ТКП для стороннего интегратора. 6. Не стоит на первом этапе нанимать сюда отдел, лучше вас никто продукт не представит. Потратьте времени, поймите как это - продать стороннему интегратору. Не стоит гнаться за большой прибылью, сделайте понятные условия: цена продажи 100 руб, ваша комиссии 50 руб. договор более, чем на год не заключайте, по итогам года сможете пересмотреть условия. 7. Начинайте с небольших интеграторов, для тренировки, как будет положительный кейс, составьте список крупных, пойдёте к ним. 8. Привлекаем инвестора: 1 вариант: в свой интегратор. 2. В продуктовую компанию. При первом варианте инвестор вложится в продажи продукта, и будет получать прибыль в виде дивидендов. При втором варианте инвестор вложится в продукт, и получит прибыль завтра от продажи доли. 9. Если вам все это удастся сделать вы сможете показать инвестору: 1. при вложении в продуктовую команду: я получаю прибыль от продажи интегратору, вкладываю в развитие продукта и у меня получился сегодня рост больше, чем вчера (от периоду/к периоду). Ваша продуктовая команда сразу получит оценку по понятным метрикам и вы получите деньги и на отдел продаж, для развитие сети интеграторов, и на разработку продукта. 2. При вложении в ваш интегратор: я продаю продукт клиенту, вкладываюсь в развитие продаж и интеграцию, прибыль растёт от периода/к периоду. Ваша команда интеграции получит оценку, и деньги на развитие команды интеграции. 10. Какие риски: без такого разделения ваш бизнес очень трудно оценить, и фин. Модель не получить. Риски не перекроете. Вложения прибыли общей команды в развитие продукта создаст риск потери всего проекта. Вложение прибыли в команду интеграции создаст риск потери продукта, то есть всего проекта. У команд «продукта» и «интеграции»несовместимые методики оценки. Понимаю вашу боль, но без фин. модели денег у нормального инвестора не получить. Фин. Модель нарисованная на бумаге, и реально не работающая у вас - отпугнёт любого инвестора. Бумажная презентация инвестору должна подкрепляться фактами: выписки, платежи и т.д., в противном случае ценность ее равна стоимости бумаги, на которой написана.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Юрий, мне крайне неловко было читать ваш коммент, а сейчас - неловко писать ответ.
Вы проделали большую работу (даже если из своей статьи просто перепечатали), но не доходчиво лично для меня.

После слов:

есть один отличный способ: идите к интеграторам.

... всё стало или не понятно, или, по ощущению - дорого для нас.

Да,

у нас есть запакованный продукт с клиентами b2b

... и даже есть постоянные многолетние пара клиентов, + появляются раз в год кандидаты ещё + есть частные клиенты, с объемами бОльшими, чем корпоративные.
Но всё идет очень медленно в виду малых бюджетов на рекламу.
И конечно, кто такие эти интеграторы, где их взять и как заинтересовать - не ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Юрий

Интеграторы это профильные компании, которые имеют клиентскую базу для вашего продукта, возможно тематический маркетплейс. Посмотрел в профиле ваш продукт, честно ничего в нем не понимаю :), возможно у вас это компании, которые поставляют косметические средства для салонов и домов отдыха, маркетплейс с товарами по лечению кожных заболеваний, сетевые клиники с соответствующем профилем. Они могут дать консультацию клиенту по вашему продукту, продать, и организовать сервис доставки. Естественно, если у маркетплейса есть большое количество потенциальных клиентов, кто может потребить ваш продукт, сотрудничество с ним будет для вас большим успехом, а сами интеграторы не лезут в разработку продуктов, они набивают свой магазин разными брендами в определенном направлении. Клиент, после консультаций с менеджером заказал мази для кожи, и вашу воду, интегратор сделал ему доставку. Через интегратора как правило вы можете собрать обратную связь: клиенты на маркете дают оценку товара (продукта) - это отличная метрика, по отзывам мы сможете понять куда вам развивать продукт. Если у вас нет конкурентов, и нет сформированного рынка, создать его напрямую самому очень сложно, тут либо гений, либо много ресурсов на маркетинг. Поэтому интегратор скорее самый верный путь. А обучать как продавать лучше скриптами менеджеров интегратора, тут пользы будет точно больше.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
профильные компании, которые имеют клиентскую базу для вашего продукта, возможно тематический маркетплейс.

Логично.

И есть практика:
1. На Озоне и на WB продаем потихоньку через партнеров-продажников. Есть радостные регулярные отзывы, но развивать продукт некуда, он от "рождения" лучший в своей нише.
2.Ресуры "интеграторов" санаториев, туристических сайтов, кроме дорогой и бесполезной рекламы ничего не могут предложить и дать.
3.Есть производители (бассейнов, или медицинского оборудования).
Доношу им моё мнение: вы сможете увеличить сбыт, дополняя ваш товар нашим + получая от нас дисконт на опт.
Их мнение: спасибо, на ваш товар у нас нет спроса.
Так что выделяйте бюджет ХХХ на маркетинг и рекламу (см. п.2).
4.

компании, которые поставляют косметические средства для салонов и домов отдыха

У них наценка 200-700%, а у нас 100.
У них единица товара на курс - 200 гр, а у нас - 200 кг.

у вас нет конкурентов, и нет сформированного рынка, создать его напрямую самому очень сложно

Да.

интегратор скорее самый верный путь

Пока не нашли.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

50% - нормальный процент?
Всё перепробовали.
Или не согласны, или не получается у них.

можно нанять сторонний отдел продаж.

Сферический, в вакууме - возможно, да.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
поищите удалённый роп - есть конторы которые оказывают услуги.

Не умею искать...
А те, кто сами нас находят - выдвигают не очень приемлемые условия.

без определенных инвестиций никак.

В том то и дело.
И в слове "определенные" кроется загадка и препятствие(((

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Да, беды особой нет.
Задачи есть.
Присоединяйтесь, с вашим пониманием и интересом)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

На согласованных, предлагайте, в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мельников
Автор

Напишите в лс, посмотрим смогу ли я помочь. Я берусь не за все проекты

Ответить
Развернуть ветку
Иван С.

"Сомневаюсь, что вы прочитали о чем выше идет речь"

Опечатка и должно было быть "поняли"? )
Ну и в целом - вычитать бы на ошибки, так как статья полезная .

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Никакой ошибки. Цветастый текст предложения я просто проскролил.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мельников
Автор

имелось ввиду, что человеческий мозг не любит читать длинные тексты и предпочитает их пропускать

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Давыдов

Мы же не в тиктоке, аудитория vc любит лонгриды. Так что думаю по диагонали многие прочитали.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

Шо за бред?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Захарова

Вау .Очень интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пархоменко

мне тоже было интересно её читать

Ответить
Развернуть ветку
Данил Соколов

Прочитал с мыслью: "Не, ну вдруг буду инвестиции привлекать свой проект лет через 20"
Но в любом случае, текст полезный, было интересно окунуться в эту сферу и немного узнать, что там происходит, спасибо Вам!

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Возможно следует начать с того, что в нашей локации практически полностью отсутсвует венчур.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Детский сад

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда