{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое Creator economy или почему надо инвестировать в pre-IPO Patreon?

Введение

Сейчас все чаще можно услышать термин "Экономика творцов", "Креативный класс", "Creator economy" и другие названия. На первый взгляд, две совершенно противоположные дисциплины: творчество и экономика. Первая, как правило, связана с эмоциональным подходом и выражением себя, вторая, напротив, любит холодный расчет,математические модели и всё тому подобное.

Что между ними общего? Какой новый стремительно растущий рынок они образуют, и какие компании будут получать бенефиты в ближайшие десятилетия за счет этого? Рассказываю в данной статье.

Спойлер: в конце статьи поделюсь с вами тайным знанием о том, как приобрести акции Patreon до выхода на биржу😉

Что креативного может быть в экономике?

Заходят как-то экономист и художник в бар…


Итак, давайте разберемся с матчастью

Креативная экономика — особая отрасль экономики, основанная на обмене благами, произведенными за счет интеллектуальной деятельности. В такой экономике центральными товарами являются нематериальные товары, а центральной ценностью является личность творца. Ключевыми товарами являются: контент, прорывные технологические решения, музыка и даже онлайн видео-стримы.

То есть получается, что фактически вся современная экономика постепенно трансформируется в творческую. Поскольку, за счет развития технологий, вся "ручная" или не требующая нестандартного подхода деятельность автоматизируется и уходит на выполнение бездушным машинам, а все остальные соответственно душным)

Еще совсем недавно функцию будильника выполнял отдельно нанятый сотрудник, и это была полноценная профессия. В XVIII–XIX веках во время промышленной революции в Великобритании и Ирландии повсюду начали активно строить мануфактуры, фабрики, заводы. Люди стали более организованы. На работу нужно было идти к определенному часу, без опозданий, и профессия человека-будильника была довольно популярна. Однако бездушные машины оказались значительно дешевле в выполнении этой функции, и к 70-м годам будильшиков не осталось.

Чарльз Нельсон, 25 лет проработал будильником в восточном Лондоне, 1929 год

Подобное мы можем наблюдать и в наше время. К современным "будильщикам", например, можно отнести работу кассира, которая еще недавно была исконно человеческой, а сейчас все чаще делегируется бездушным кассам самообслуживания. Такое происходит во многих сферах. Поэтому сейчас стала столь важна роль доп.образования и EdTech, поскольку список профессий, требующих регулярную переквалификацию, множится с каждым днём.

Однако, стоит отметить, что это все-таки теоретический подход к определению креативной экономики. Так как до автоматизированных магазинов полного цикла или роботов-нянь нам, на самом деле, еще далеко.

Но если подходить к этому вопросу более практично, то про creator economy сейчас чаще говорят в контексте цифровых профессий, связанных с производством различного контента и инфлюенс-маркетинга, как большей части этого рынка.

Если еще 10 лет назад человек, имеющий у себя на Youtube-канале 1 млн подписчиков, имел статус чуть ли не голливудской звезды, то сейчас уже 10 млн в TikTok мало кого удивляют.

Контента стало много, и он стал полноценным товаром, следовательно, и способы взаимодействия потребителей с ним так же развиваются.

Что будет дальше?

Заметить трансформацию рынка креаторов можно в первую очередь на тех, кто стоит на передовой цифровых будней. Правильно - это тиктокеры и стримеры. Если раньше дети мечтали стать космонавтами, то сейчас представления об идеальной профессии совсем иные, и дальше эта позиция скорее будет только укрепляться.

Платформы работают над улучшением своих алгоритмов, удобством и иными завлекающими параметрами для увеличения экранного времени, которое прямо пропорционально доходам платформ от рекламы. Соответственно подрастающее поколение будет все больше времени сидеть в Тиктоке и смотреть на новых героев нашего времени. И то, как те демонстрируют все прелести этой профессии, а также “легкие”, на первый взгляд, деньги, от чего их стремление идти в эту область будет расти.

Однако, если представить, что компании могут изобрести максимально “подсаживающие” алгоритмы, то мы можем прийти к контентному кризису.

Проще говоря: кто будет снимать новые тиктоки, если все лежат на диване и смотрят тиктоки?

Поэтому, скорее всего, платформы так или иначе будут видоизменяться. Вполне вероятно, что ближайшие изменения будут в направлении повышения интерактивности взаимодействия с контентом (те же онлайн-трансляции, онлайн-батлы, в будущем различное взаимодействие в VR), а также по снижению порога входа в профессию и моделей монетизации, в пользу более равновесных решений. Когда заработать на создании видео могут не только те, кого готовы финансировать рекламодатели, но и те, кто может сделать что-то интересное или обладает нетривиальным знанием, за которое готова платить аудитория.

Например, если ты ботаник и знаешь, как вырастить кактус в Антарктиде, то через прямую монетизацию от других ботаников-подписчиков за видео с этим экшеном шанс заработать существенно выше, чем пытаться найти рекламный контакт от какого-нибудь Pepsi Co.

Именно такой подход к взаимодействию контент-мейкеров и пользователей пропагандирует сервис Patreon, но об этом чуть позже.

График отражает рост инвестиций в стартапы, работающие в рынке креативной экономики. Наиболее привлекательным для инвесторов оказался Patreon Источник: https://influencermarketinghub.com/creator-earnings-benchmark-report/

Есть интересная статья от CEO Atelier Ventures Li Jin о современной экономике, в которой цифровые профессии пришли в массы, а контент стал товаром, на который пользователи хотят иметь возможность прямого воздействия.

Однако, текущий порядок по распределению ресурсов в ней не удовлетворяет запросам рынка. До сих пор основной упор делают на модели монетизации, близкие к TV формату. Когда коммерческая успешность возможна только в случае массовости формата и вознаграждения через рекламные контракты. То бишь – сними что-то хайповое и потом рекламируй Pepsi.

Такой подход не способен обеспечить функционирование и развитие креативного экономического класса. В ближайшее время ситуация сильно изменится от паттернов, когда платформы способствуют росту миллионной аудитории для контент-мейкера, в пользу равновесного решения для всех форматов и аудиторий.

В таком случае голодным никто не останется. Компании, стоявшие у истоков решения этой проблемы, будут снимать сливки следующие десятилетия.

Наглядные примеры того, как уже идет трансформация рынка Creator Economy

Одним из тех, кто оценил потенциал креатор экономики, стал Американский стартап с Российскими корнями Nutson, взявший на себя функцию трансформировать пользовательский опыт в сфере платформ вертикального видео таких, как TikTok, и добавил в него возможности прямой монетизации контента для любого желающего.

На сегодня это: функционал челленджа с платным призом, скоро добавится сбор денег на определенную цель, проведение прямых эфиров, модель подписки на контент
При этом количество подписчиков контент-мейкеров не имеет значения.

Я лично знаю команду проекта и все ребята там “заряженные“ в хорошем смысле слова.

Кстати, сейчас они находятся на раунде, и есть возможность проинвестировать в потенциального конкурента Tik Tok или Facebook на раннем этапе. Так что если вы венчурный инвестор - пишите мне.

tg: @caspervc

Также на рынке креативной экономики уже можно найти довольно крупных игроков, таких как Patreon, которые, как правило, первые приходят на ум, когда говорят об этом секторе. Отчасти это связано с тем, как их CEO занимается исследованием данного рынка и публицистикой на эту тему. А теперь подробно разберем этот проект с точки зрения инвестирования.

Про Patreon, его инвестиционную привлекательность, а также о том, как купить его акции до выхода на биржу.

Patreon - краудфандинговая платформа, позволяющая создателям контента и художника финансировать свою работу. Она объединяет создателей и пользователей, предоставляя им доступ к различному креативного контенту (видео, фото, ПО, графика и др.).

На данный момент Patreon с большим отрывом является крупнейшей платформой для заработка среди авторов контента.

Дата основания: 7 мая 2013

Штаб-квартира: Сан-Франциско, США

Совокупное финансирование: $ 413.3 млн

Последний венчурный раунд: Раунд F

Оценка последнего раунда: $ 4.1 млрд

Ключевые моменты

  • 7 апреля 2021 г. компания привлекла $155 млн на Раунде Series F. Со стороны инвестора выступил венчурный фонд Tiger Global. Пост-оценка компании выросла до $4.1 млрд. В инвестиционном раунде также принимали участие: Glade Brook Capital Partners, New Enterprise Associates, DFJ Growth, Wellington Management, Lone Pine Capital and Woodline Partners, также инвесторами компании являются популярные артисты, например солист группы System of a down Серж Танкян.
  • Компания является лидером по венчурной активности на рынке Creator economy. С Июля 2019 года оценка компании выросла в 6 раз.

  • Выручка компании с прошлого года выросла на 285% . Среднегодовой темп роста выручки Тр(ср)= 3,65 (CAGR) = 365%

  • Размер рынка: Neoreach.com прогнозируют беспрецедентный рост индустрии в ближайшее время. По их оценкам, в настоящее время объем рынка экономики авторов составляет около $104,2 млрд (исследователи включают сюда в том числе и influence-маркетинг, который в 2021 году оценивается в $13,8 млрд)

График роста капитализации Patreon

Ключевые инвесторы:  Lone Pine Capital, NFX, New Enterprise Associates, Otherwise, Rothenberg Ventures, SV Angel, Thrive Capital, Tiger Global Management, UTA Ventures, Wellington Management, Woodline Partners. Источник: forgeglobal.com 

Динамика роста выручки

Источник: https://backlinko.com/patreon-users 

Рынок экономики авторов (creator economy) составляет около $104,2 млрд, включая инфлюенс-маркетинг. По прогнозам к 2023 году он составит, а возможно превысит $1 трлн.

О бизнес-модели

С помощью Patreon зарабатывают музыканты, журналисты, писатели, создатели подкастов, фотографы, художники. Каждый автор устанавливает цену на контент. Например, $6 в месяц. Люди, которые хотят следить за творчеством человека, получать эксклюзивный контент, попасть в сообщество единомышленников, подписываются на страницу автора и ежемесячно перечисляют ему установленную сумму. Patreon берет комиссию с перевода от каждого подписчика. Автор должен заплатить 5%, 8% или 12%, в зависимости от условий тарифного плана.

Целевая аудитория Patreon - самые различные контент-мейкеры, некоммерческие организации, различные онлайн-сообщества и потребители контента. Сервисом Patreon пользуются различные творческие люди от небольших блогером до экспертов в различных областях.

Patreon Павла Гурова, маркетолога и руководителя собственного SMM-агентства.

Потребительский спрос

На данный момент платформа имеет более 6 миллионов постоянных пользователей. И более чем 200 000 креаторов.

Статистика прироста числа так называемых фанатов "патронов" на платформу Patreon. источник: https://backlinko.com/patreon-users 
Статистика прироста контент-мейкеров с момента создания платформы. Источник:graphtreon.com 

1. За последние пять лет количество донатов увеличилось в 11,6 раз.

2. Прибыль создателей контента за последний год превысила $1 млрд

3. За последние пять лет оценка Patreon выросла в 27 раз.

С ключевыми показателями платформы подробнее можно ознакомиться здесь.

Ожидания и где можно купить акции Patreon

IPO Patreon ожидается в Q2 2022 года. При сохранении текущих темпов роста компании ожидаемая доходность составит 200 - 250 % + CoC.

Приобрести акции Patreon в один клик в брокерском приложении до выхода на IPO не получится.

Тем не менее и сейчас возможность инвестировать в компанию перед листингом есть. Такой инвестиционный инструмент называется “pre-IPO“ и для частных инвесторов его, как правило, предоставляют различные инвестиционные компании и фонды, а” также сообщества инвесторов через долевое владение в SPV”.

В одном из таких фондов я работаю PM, поэтому, если после прочтения возникнет желание на сотрудничество - вэлком!

Кстати, сейчас мы с командой Maximize Capital трудимся над созданием финтех-платформы, которая решит эту проблему и сделает рынок pre-IPO значительно удобней и прозрачнее. По сути это цифровая трансформация бизнес-модели нашего фонда из оффлайна.

А еще у нас много гипотез, которые мы хотим проверить для того, чтобы в будущем сделать опыт работы с нашей платформой действительно ценным. Так что, если вы инвестор - приглашаем принять участие в CustDev!

Мой телеграм @caspervc

Видео на тему IPO Patreon

И напоследок о команде

Patreon насчитывает уже около 1000 сотрудников. Ключевые лицы компании обладают компетенциями ведения бизнеса, работы в стартапах и успешных крупных компаниях, а также творческих проектах.

Джек Конте: американский мультиинструменталист, автор-исполнитель и предприниматель. Участник группы "Pomplamoose", а также генеральный директор и соучредитель Patreon.

Являясь музыкантом, Джек глубоко понимает конъюнктуру рынка, на котором работает компания и потребности творцов. Так изначально компания выросла из сервиса, который Джек организовал для приема платежей от своих слушателей, до мировой платформы по производству монетизированного контента.

Сэм Ям: СТO и ко-фаундер Patreon. Сэм руководил компанией Adwhirl, занимающейся мобильной разработкой, работал в Google и с самого начала ведет вместе с Джеком Patreon. Также Сэм занимается творчеством и артом.

Джек Конте и Сэм Ям

Ян Клейнфилд

Vice President Patreon. Ян имеет большой бэкграунд работы в растущих стартапах. В его послужном списке такие компании как Uber и Goldman Sachs, где он являлся корпоративным директором и вице-президентом компании.

Верите ли вы в рост Creator Economy и Patreon? 
Да
Нет
Время покажет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда