{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как выйти на биржу, если вы не гигантская корпорация с миллиардными оборотами? И зачем?

«Акселератор ФРИИ» провел закрытый митап о возможностях выхода на биржу. Одна из тем — опыт прямого размещения компании Positive Technologies. Максим Пустовой, операционный директор компании Positive Technologies, помог разобраться, чем прямой листинг отличается от классического IPO, сколько стоит и чем может быть полезен для IT-компаний.

Максим Пустовой
Операционный директор компании Positive Technologies

Есть традиционный способ выхода компаний на публичный рынок — «классическое» IPO с участием банков-организаторов, андерайтерров, консультантов, фондов, и это еще не полный список. Как правило, такой способ подразумевает крупные размещения от $300 млн, много сложных ритуалов и ограничений, длительное общение с сообществом инвесторов в лице фондов и банков, которые вам более-менее гарантируют результат. Вы заранее понимаете границы оценки, по которым вы разместитесь на бирже. Такой выход предполагает оценку компании под миллиард долларов. Он достаточно затратный — до 10% от суммы сделки, то есть разместились на $300 млн и заплатили $15-30 млн за такое IPO. Это дорогая, хардкорная история для уже состоявшихся компаний. Если вы компания, которая оценивается в миллиард долларов, вы можете пойти этим путем.

Есть второй вариант — это практика прямых размещений, где покупателями, скорее всего, будут частные инвесторы, которые сейчас уже могут инвестировать суммы, сопоставимые с фондами. Это будет дешевле, и оценка вашей компании при таком выходе на биржу может быть на уровне сотен миллионов долларов, а не миллиард. Конечно, в отсутствии банков-организаторов и андеррайтеров нет уверенности, что все пройдет удачно, но будут консультанты по листингу (те же банки) и юристы, которые помогут разобраться что к чему и все будет в ваших руках. Мы были первыми в России, кто пошел по пути прямого размещения, другим компаниям это будет сделать проще.

Физлица обладают огромной покупательской способностью.

За последние 2-3 года не только в России, но и во всем мире, сила и покупательная способность частных инвесторов очень сильно выросла. Увеличилась настолько, что стало возможным делать размещение, ориентируясь не на институционалов. Это более простой способ оказаться на бирже.

Вы можете сделать прямое размещение. Это то, что сделал Positive, это первый кейс на российском рынке, но на международном уже много прецедентов, например, так поступила компания Spotify.

Вам в любом случае нужна аудированная отчетность, это требование ЦБ, чтобы вы стали ПАО, и требование биржи, чтобы вас залистили. Вам нужны элементы корпоративного управления (совет директоров, комитет по аудиту и так далее). Но это значительно проще сделать, чем если вы пойдете по пути традиционного IPO.

Есть много плюсов в том, что ваши основные инвесторы — «физики», а не фонды. На фонды придется тратить очень много времени. С «физиками» не всегда проще, но понятнее.

Cтарый мир «традиционных» размещений отмирает.

Мир существенно меняется и идет в сторону укрепления отношений с частными инвесторами. Фонды — это история консервативных ребят, которые хотят заработать на вашем успехе с заранее известной для них нормой прибыли. У нас был не традиционный IPO, но я прошел через все эти встречи с фондами.

«Физики», конечно, тоже хотят заработать. Но вы можете с ними на их языке строить какой-то понятный нарратив. Доказывать своими действиями, что вы пришли не на один день. Большинство фондов, по моему мнению, приходят заработать и выйти в конечном итоге.

До того, как мы вышли на биржу, о нас никто не знал. Одна из целей выхода на биржу — о вас узнают.

В виде акций компания создает ликвидный инструмент вознаграждения и мотивации сотрудников. И может привлекать новые таланты в компанию, что сейчас особенно важно на рынке IT.

Едва ли вы сможете столько заплатить сотрудникам бонусами и премиями. Здесь есть и история совладения. Вы владеете долей компании, пусть и небольшой, но ощущение сопричастности возникает. У наших сотрудников удивительный эффект единения вокруг компании, вера в ее перспективы.

Нужно ли мотивировать сотрудников на рост капитализации? Вопрос философский. Это зависит от компании. Есть две крайности: автократичная компания, руководитель за всех все решает, вы никак не можете влиять на принятие ключевых решений. В этому случае давать акции сотрудникам — это какой-то фарс. Все понимают, что не смогут ни на что влиять, а все решения в компании принимает один человек. Другая крайность: у вас бирюзовая компания, горизонтальные связи, коллективное принятие решений — наверное, стоит играть с акциями, потому что сотрудники понимают свой вклад.

Positive, безусловно, находится ближе ко второй модели. У нас много топов, за которыми закреплены не функции, а проектные инициативы, где важно мнение каждого члена проектной команды.

Есть ряд инвесторов, которые зайдут к вам только, если вы будете на NASDAQ. В нашем случае Мосбиржи было достаточно.

Сколько стоит?

$1,5 млн
— может стоить весь процесс выхода на биржу. По времени — около полугода.

В абсолютных суммах весь процесс выхода на биржу может стоить $1,5 млн. У нас, в основном, была нагрузка на 5-6 человек в финансах, несколько человек из юристов, маркетинга и PR. Cо стороны топ-менеджмента я был полностью погружен в процесс. По времени — примерно полгода. Суммы и время, конечно, не сопоставимы с классическом выходом на IPO.

В публичной компании вам неизбежно придется задуматься о том, как вы ей управляете. Это основной челлендж. Вы неизбежно должны следовать стандартам управления, у вас должен быть независимый аудит. Вам придется учитывать мнение инвесторов, которые порой через лупу смотрят на то, какие решения вы принимаете. Вы должны тратить время и усилия на то, чтобы быть прозрачными для широкого круга инвесторов.

В GoGlobal «Акселератора ФРИИ» обращаются много зрелых IT-компаний, которые заинтересованы не только в запуске зарубежных направлений, но и в дальнейшем развитии, в привлечении финансов и т.д. В том числе те, что планируют публично разместить свои акции. Если вы ставите такую цель, то мы поможем разобраться в тонкостях работы публичных компаний.
Компаниям, которые сейчас ищут новые пути развития, мы рекомендуем пройти диагностическую сессию от экспертов «Акселератора ФРИИ» и GoGlobal. Мы проанализируем текущее состояние компании, определим узкие места вашего бизнеса и точки роста, а также вместе с вами сформируем план действий для достижения цели.

Гаджимурад Алиев, CEO GoGlobal и директор акселерационных программ «Акселератора ФРИИ».
0
2 комментария
Ольга

Круто молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Азамат office-health.app

Спасибо, очень надеюсь пригодится в следующем году )

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда