Как изменился приём платежей от иностранных компаний в условиях санкций
Команда digital-продакшена AFFINAGE работает с зарубежными компаниями, и в начале марта столкнулась с особенностями валютных переводов. Мы выяснили, как обстоят дела с приёмом платежей от иностранных компаний у коллег из Solar Staff, Xrom Group, Wemakefab и FINIK. В конце статьи — рекомендации как минимизировать риски в текущих условиях.
1. Сервис для автоматизации документооборота и выплат фрилансерам Solar Staff
работает с компаниями по всему миру, принимает деньги внутри юрисдикции заказчика
Как всё работало раньше: компания принимала платежи с помощью группы компаний в разных странах — в России, Нидерландах, на Кипре и др. В зависимости от юрисдикции заказчика заключали договор от одной из компаний. Так, для компаний в РФ использовали российского ресейлера, для компаний из ЕС — Нидерланды, для остальных стран — Кипр или Нидерланды.
Как поменялись условия работы: условия работы не изменились, поскольку Solar Staff использует группу компаний в разных странах и не проходит процедуру валютного контроля.
2. Digital-продакшн AFFINAGE
работает с греческими компаниями через Альфа-Банк
Как всё работало раньше: оплата была в евро, сумма рассчитывалась по курсу в рублях на момент оплаты. Дополнительно банк взимал комиссию за конвертацию из евро в рубли. Деньги поступали на транзитный счёт в евро, затем компания подавала заявку на перевод евро с транзитного счёта на валютный. В AFFINAGE заводили карточку контракта и прикладывали скан Invoice, выставленный клиенту. После этого в течение нескольких дней подавали заявку на конвертацию и перевод денег с валютного счета на рублёвый. Вся схема подпадает под валютный контроль (Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле).
Как поменялись условия работы: Сначала мы рассматривали вероятность приостановления сотрудничества в связи с известной ситуацией, однако, наши партнёры заверили, что найдут законный способ произвести расчет даже в такой ситуации, как отключение РФ от системы SWIFT, обеспечивающей обмен информации между банками при международных переводах (поскольку у компании есть возможность произвести оплату с территории РФ, что является, конечно, частным случаем). Сейчас же компания выставила Invoice с предоплатой сразу за два этапа и получила деньги от греческого клиента 15 марта 2022 года. Срок поступления денег составил 5 рабочих дней.
3. Разработчик ИТ-решений Xrom Group
работает с компаниями из США, Канады, Великобритании, Дании, Австрии и Нидерландов через Альфа-Банк
Как все работало раньше: компания принимала платежи на расчётный счёт по реквизитам или через платежные системы типа PayPal.
Как поменялись условия работы: компания ищет подходящих партнеров в других странах, которые от своего лица могут принимать платежи и отправлять их в Россию, за процент от сделки. Такой подход позволяет Xrom Group оставаться на рынках, которые сейчас недоступны.
4. Digital-продакшн Wemakefab
работает с компаниями из США и ОАЭ через Модульбанк
Как всё работало раньше: компания принимала платежи официально на расчётный счёт. В Wemakefab отметили, что валютный контроль всегда проходил без проблем.
Как поменялись условия работы: компания поддерживает связь со всеми иностранными заказчиками и продолжает работу. Wemakefab нашла дружественное представительство в ОАЭ, которое принимает деньги и переводит их на российский счёт. В компании столкнулись с проблемой перевода платежей в валюте, по одному из клиентов заморозили платёж. Клиент компании попросил 2 дня на выяснение причин блокировки. Оказалось, что приостановка платежа была связана со внутренними проблемами клиента. Деньги из ОАЭ в Россию приходят без проблем, перевод длится на 2-3 дня дольше.
5. Digital-агентство FINIK
работает с компаниями из ОАЭ, Саудовской Аравии и Европы
Как всё работало раньше: до 2020 компания работала через валютный контроль в РФ. FINIK отметили, что процедура была сложной: у компании должны быть транзитные валютные счета, через которые поступают оплаты от Заказчиков на расчетные счета. Банк также взимал двойные комиссии — то есть комиссии за перевод с транзитного счёта на расчётный счёт компании, а также комиссия на конвертацию в российские рубли. Срок зачисления оплаты с учетом всей процедуры занимал не менее 5 рабочих дней. В конце 2019 года FINIK открыли офис в ОАЭ. Компания находится в свободной экономической зоне, где услуги по разработке цифровых продуктов не облагаются налогами, а также получает поддержку от правительства ОАЭ за развитие ИТ-отрасли на Ближнем Востоке.
Как поменялись условия работы: условия работы изменились в лучшую сторону, посколько компания FINIK развивает свой второй офис, работает с зарубежными компаниями и принимает платежи в Дубае в любых валютах.
Как минимизировать риски в условиях санкций
Директор по правовым вопросам AFFINAGE Татьяна Яковлева и коллеги из Solar Staff, Wemakefab, Xrom Group, FINIK рекомендуют следующие меры для снижения рисков:
- Оцифровать все процессы и перевести работу полностью в онлайн-режим. Помните, что заключить договор по праву РФ можно путем обмена документами по электронной почте, главное, сделать об этом пометку в самом договоре (именно о таком способе заключения договора), а также предусмотреть процедуру исполнения, в частности, указать, с каких адресов могут в процессе исполнения сделки поступать юридически значимые сообщения.
- Еще до заключения договора проверить риски контрагента и проявить должную осмотрительность. В рамках российского правового поля это чисто технически можно сделать проще (поскольку для компаний, зарегистрированных в РФ, существуют общедоступные базы типа «За честный бизнес», а также сервис ФНС РФ «Проверь себя и контрагента», где путем формирования онлайн-выписки из ЕГРЮЛ можно очень много информации получить о компании, ее адресе, собственниках, руководителе, а также убедиться, что она не находится в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства и пр.). Однако в любой правовой системе, где бы ни был зарегистрирован ваш иностранный партнёр, есть такие понятия как учредительные документы (устав, например), свидетельства об учреждении (инкорпорации), выписки из торгового реестра (или аналоги), свидетельства о лицах, могущих без доверенности действовать от компании, путем запроса которых можно убедиться, что партнёр контактный и не пытается от вас что-то скрывать, получить о нём максимум информации в данной ситуации, проявить должную осмотрительность, как того от всех компаний требует ФНС РФ. Стоит помнить о том, что лучше данные документы запросить с переводом на русский язык. Обычно проблем с этим не возникает, тем более что такое требование вовсе не уникально. В идеале также получить от компании письмо о заверениях и гарантиях, составленное в свободной форме, в котором она укажет именно то, что является для вас наиболее важным, например, что компания действует, не имеет долгов и не планирует трансформаций и ликвидации, что полномочия её представителя подтверждаются таким-то документом, предоставляемым вам, что у неё достаточно ресурсов для того, чтобы исполнить сделку в полном объёме в согласованные сроки и пр. Такое письмо является дисциплинирующей мерой, а также вашей поддержкой в суде, если он состоится когда-то. Судебные процессы с иностранным элементом несут в себе особые если не риски, то сложности. Поэтому нужно заключать договор по российскому праву и суд указывать на территории РФ, чтобы хотя бы не судиться в ином государстве. А механизмы физически взыскать присуждённое в ином государстве имеются. Представление такого гарантийного письма партнера в суд в любом случае вас покажет как надежного контрагента, которого намеренно в момент заключения сделки ввели в заблуждение заверениями.
- Разбить работы на более мелкие этапы, брать предоплату за каждый этап, в идеале 100%.
- Обсудить с партнером план Б, если переводы в валюте становятся невозможными (есть ли у контрагента дочерняя структура в иной юрисдикции; рассмотреть вариант зачёта взаимных требований путём оказания услуг друг другу, если это возможно в силу того, какую именно деятельность реализует ваш партнёр и можете ли вы быть заинтересованы в его услугах/его дочерней структуры/партнёра, который может услуги оказать вам, а расчет будет произведён вашим клиентом и т.п. в зависимости от сути сделок и прочих условий).
- Зарегистрировать компанию или ее представительство в других юрисдикциях и открыть дополнительные счета.
- Позиционировать компанию как международную распределённую команду, больше уделять внимание PR и развитию на международном рынке.
- Обзавестись локальными партнёрами в приоритетных странах.
- Пользоваться сервисами, которые позволяют легально работать с иностранными компаниями и командами. К примеру, через Solar Staff российские компании могут проводить оплату иностранным фрилансерам, и наоборот — зарубежные компании могут оплачивать работу российским фрилансерам.
Как мы видим, основные рекомендации касаются юридической и бизнес-составляющей деятельности. Если для второго необходимо проявить мудрость, смелость, видение будущего, то первое решается проще — наймом или консультацией юриста с хорошими скиллами в области международного права. В непростые времена правовая защита бизнеса приобретает особую, уже даже не просто гигиеническую роль, поскольку, несмотря на санкции, ряд трудностей можно решить юридическими (в частности, договорными) механизмами. Ну и не без оптимизма!
Если вы тоже принимаете платежи от иностранных компаний в 2022 году, делитесь своим опытом в комментариях!