Что будет, если НДС повысят до 20% Статьи редакции

Мнение экспертов из «Альфа-банка», «Открытие брокер», ВШЭ и Европейского университета.

Обновлено 14 июня. Дмитрий Медведев объявил, что правительство планирует повысить НДС с 18% до 20%. Льготная ставка в 10% на продукты питания (кроме деликатесов), лекарства, товары для детей, книги и учебники останется.

Российское правительство вновь обсуждает повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Его взимают с бизнеса, но фактически выплачивают потребители.

По данным «Ведомостей», это необходимо, чтобы найти деньги на выполнение нового «майского указа» Владимира Путина, который поручил к 2024 году повысить безопасность и качество автомобильных дорог и инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также заняться развитием «цифровой экономики».

Окончательного решения о повышении НДС пока нет, но эксперты считают увеличение налоговой нагрузки далеко не самым лучшим решением, которое приведёт к росту цен, понизит потребление и навредит бизнесу.

Повышение НДС — один из способов профинансировать новые реформы

На выполнение нового указа Путина правительству нужно найти ещё 8 трлн рублей. Один из рассматриваемых способов найти средства — повышение НДС с 18% до 20%, рассказали «Ведомостям» на условиях анонимности три федеральных чиновника.

По их словам, рост НДС может принести федеральному бюджету дополнительные 2 трлн рублей в течение шести лет. Ещё 3 трлн рублей государство планирует занять с помощью облигаций федерального займа, 2 трлн рублей получить за счёт повышения пенсионного возраста, 1 трлн рублей — за счёт налоговой реформы в нефтяной отрасли.

Помимо повышения НДС может быть отменена льготная ставка налога в 10%, которая распространяется на продукты питания (кроме деликатесов), лекарства, товары для детей, книги и учебники. В 2017 году льгота обошлась бюджету почти в 550 млрд рублей.

Собеседники «Ведомостей» подчеркнули, что решение ещё не окончательное и может быть пересмотрено: «Всё меняется очень быстро и постоянно».

В 2017 году Минфин уже думал о повышении НДС. Тогда министерство одновременно предлагало снизить страховые взносы в бюджет с 30% до 22%. Реформа получила название «манёвр 22/22». Сейчас предложение о снижении взносов уже не обсуждают.

Если бы не дорогостоящие и амбициозные планы президента, необходимости повышать ставку НДС именно сейчас не было бы, уверена руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Кто платит НДС

В России НДС собирают с 1992 года. Максимальная ставка налога после его введения составляла 28%. В 1994 году она была снижена до 20%, а с 2004 года действует ставка 18%.

По Налоговому кодексу сбор платят организации (в том числе некоммерческие) и предприниматели, которые продают товары и услуги, но фактически НДС оплачивает потребитель. Продавцы всегда закладывают НДС в стоимость товаров и услуг. Налог идёт в федеральный бюджет.

НДС — один из наиболее собираемых налогов, именно по этой причине Минфин и налоговые органы считают его повышение самым привлекательным решением, объяснила главный аналитик «Альфа-банка» Наталия Орлова.

Сейчас в России действуют три ставки НДС:

  • 0% — действует в основном при экспорте товаров.
  • 10% — распространяется на продукты (кроме деликатесов), товары для детей, книги, учебники, периодические печатные издания, лекарственные препараты.
  • 18% — стандартная ставка, применяется во всех остальных случаях.

Кроме того, есть отдельные категории организаций и предпринимателей, которые освобождены от уплаты НДС:

  • Организации и предприниматели, чья выручка от продажи товаров и услуг за три месяца подряд не превысила 2 млн рублей — они могут получить освобождение от уплаты НДС на год. Исключение составляют продавцы подакцизных товаров (например, алкоголя, табака и некоторой косметики). Если в течение этого года их выручка за три месяца превысит 2 млн рублей, льгота отменяется.
  • Предприниматели, которые работают по патентной системе или упрощённой системе налогообложения.
  • Предприниматели, которые платят единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
  • Производители сельскохозяйственной продукции, которые платят единый сельскохозяйственный налог.
  • Участники инновационного центра «Сколково».

Чего в случае повышения НДС ожидать потребителям

Эксперты ожидают, что подорожают все товары, на которые будет повышен НДС, за исключением тех, на которые цены устанавливаются административным образом. В случае отмены льготной десятипроцентной ставки сильнее всего подорожают продукты питания и лекарства, так как НДС на них вырастет в два раза.

Повышение НДС на два процентных пункта ускорит рост цен на 0,8-1 процентный пункт, ожидает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. Она отметила, что это «не страшно» в условиях низкой инфляции. В апреле инфляция составила 2,4% в годовом выражении.

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина ожидает, что при повышении ставки цены на основные товары вырастут на 1,5-2% от конечной стоимости товара. В случае отмены льготной ставки рост цен на продовольствие и лекарства может составить порядка 9% от нынешней стоимости.

на 1,7%

снизились реальные доходы россиян в 2017 году по сравнению с 2016 годом (данные Росстата). Доходы населения падают четвёртый год подряд.

По расчётам декана факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлии Вымятниной, в случае повышения НДС инфляция к концу 2018 года вырастет с нынешних 2,5% до 4-5% в годовом выражении. Если будет сокращён перечень товаров и услуг, освобождённых от уплаты НДС или на которые сейчас распространяется льготная ставка, то можно ожидать более высокого роста цен, предупреждает она.

Поскольку производители, освобождённые от уплаты НДС или уплачивающие НДС по более низкой ставке, пользуются в своей деятельности товарами и услугами производителей, которые столкнутся с повышением НДС, то в итоге рост НДС по достаточно широкой категории товаров и услуг затронет практически всех производителей в стране.

Юлия Вымятнина

Отмена льготной ставки приведёт к росту цен на лекарства на 10-12%, подсчитал Николай Беспалов, директор аналитической компании RNC Pharma, которая специализируется на оценке состояния сетевого сегмента российского фармацевтического ритейла.

Кроме того, сейчас идёт работа над внедрением системы маркировки лекарственных препаратов, затраты на которую тоже будут заложены в конечную стоимость. При сложении этих двух факторов рост цен может составить 12-15%, считает Беспалов.

Последствия для системы здравоохранения могут быть очень серьёзными, фактически на рынке возникнет искусственный кризис, который приведёт к резкому сокращению спроса. Это, во-первых, вызовет снижение доступности лекарственных препаратов.

Во-вторых, спровоцирует почти гарантировано массовое банкротство аптек и дистрибьюторов. В отрасли накоплен очень большой объём товарных кредитов. Компании просто не смогут их обеспечивать, если спрос ещё провалится. В итоге последствия для рынка могут быть катастрофическими.

Николай Беспалов, директор RNC Pharma

Такое решение сократит потребление со стороны домохозяйств, которые уже перешли в режим экономии на фоне непрерывного падения реальных доходов с начала кризиса в 2014 году.

Особенно сильным удар будет по людям предпенсионного возраста — они одновременно лишатся пенсий из-за повышения пенсионного возраста. Таким образом, есть риски всплеска социальной нестабильности.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер»

Крупные ритейлеры бытовой техники и электросети «М.Видео» и «Эльдорадо», одна из крупнейших в России аптечных сетей «Ригла» (входит в ГК «Протек») воздержались от комментариев на тему возможного эффекта от повышения НДС.

«У нас пока нет чёткого понимания, как реагировать на эту инициативу», — сообщила представитель «Эльдорадо» Юлия Завьялова.

Крупнейшие продовольственные ритейлеры — X5 Retail Group (управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») и «Магнит» — не ответили на запрос vc.ru.

Как повышение НДС может повлиять на бизнес

Повышение НДС затронет и бизнес — на фоне снижения потребления и спроса. Сейчас потребление — чуть ли не единственный драйвер роста, не зависящий от цен на нефть, и повышение налоговой нагрузки на потребление неминуемо скажется на темпах экономического роста, который и так очень мал, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: машиностроение, строительство, электроэнергетику, ритейл. Меньше всего пострадают производители продовольственных товаров, табака, дешёвого алкоголя и те, кто предлагает услуги транспорта.

Повышение НДС на два процентных пункта может оказаться критичным для ряда предприятий малого и среднего бизнеса — им придётся повысить цены, условно говоря, на величину роста НДС. Однако нельзя быть уверенными в том, что спрос на их продукцию в результате сохранится на прежнем уровне.

Для более крупных производителей, а также для производителей товаров и услуг первой необходимости критичного ничего в таком повышении НДС нет — на их продукцию спрос будет в любом случае.

Юлия Вымятнина, декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

«Скорее всего, с учётом этого реализация новых майских указов не даст ожидаемого эффекта на экономический рост», — констатирует Нигматуллин.

В то же время опрошенные vc.ru эксперты подчёркивают, что пока ясности по вопросу повышения НДС нет и многое зависит от финального решения правительства.

Можно ли не повышать налоги и найти другой источник финансирования

Эксперты резюмируют, что государство не сможет за шесть лет найти 2 трлн рублей, совсем не повышая налоговую нагрузку на бизнес и население. В идеале, стоило бы пересмотреть сам «майский указ» с точки зрения выполнимости в нынешних условиях, а не пытаться выполнить его любыми средствами за счёт населения и во вред экономике, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Возможно, имеет смысл действовать комплексно. Можно отказаться от нулевых ставок НДС и освобождения от НДС (за исключением экспорта), оставив только льготные ставки и стандартные ставки 10-18%.

Помимо этого, имеет смысл отказаться от неэффективной программы материнского капитала, тем более снижение ставок по ипотеке и программы субсидирования её для семей эффективно её заменяют.

Наконец, недостающие средства можно получить за счёт приватизации пакетов акций госкомпаний. Как минимум, можно полностью выйти из капитала «Аэрофлота» и ВТБ, продать блокпакеты в РЖД и более мелких активах. Помимо поступлений от продажи приватизация улучшит корпоративное управление и дополнительно подстегнёт экономический рост и налоговые отчисления.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие брокер»

Нужно понимать, что в нашей стране проблема скорее сводится к структурным ограничениям в экономике — нужно менять стиль государственного управления, снижать бремя разного рода проверок, снижать коррупционную составляющую, чтобы экономика действительно могла начать расти. Если удастся продвинуться в этом направлении, можно было бы избежать повышения налогов. Однако на данный момент такой сценарий представляется маловероятным.

Юлия Вымятнина, декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

НДС считается наиболее нейтральным налогом и, по сравнению с остальными налогами, в меньшей степени влияет на экономику, объяснил Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Альтернативные меры в этом направлении, по его словам, не способствуют росту экономики и будут иметь только негативные последствия.

При этом Чернявский допускает, что правительство может вернуться к обсуждению НДФЛ, потому что в России относительно низкий налог на доходы физических лиц. Вопрос повышения НДФЛ уже поднимался в марте 2018 года, но в мае Дмитрий Медведев заверил, что сейчас таких планов нет.

Если не повысить ставки внутренних налогов, правительство будет тратить на финансирование реформ поступления от высоких цен на нефть, а это опасный путь, предупреждает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.

В этом случае будет расти зависимость бюджета от нефтяных поступлений и кроме того судьба реформ также будет привязана к состоянию сырьевого рынка. Поэтому повышение налоговой нагрузки, особенно на потребителей, выглядит безальтернативным.

Налогообложения российского бизнеса сопоставимо с уровнем бизнеса налогообложения в мире, а вот ставки подоходного налога в России гораздо ниже мировых. По этой причине именно потребители являются основными кандидатами на увеличение налоговых платежей в бюджет.

Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-банка»

Резюме

  • НДС фактически платят потребители, повышение сбора нужно для финансирования новых президентских указов. Если сбор увеличат, бизнесу придётся поднять цены. В этом случае малый и средний бизнес ждёт потеря спроса на их товары.
  • Рост цен может составить от одного до нескольких процентов. Предсказать сложно, ведь компании используют товары и услуги подрядчиков, которых тоже заденет рост НДС.
  • Цены на лекарства могут вырасти сильнее, чем на другие товары. Если учесть и повышение НДС, и внедрение систем маркировки лекарств, то рост цен может составить 12-15%.
  • Можно ли выбрать другой сценарий? Да, например, продать госпакеты «Аэрофлота» и ВТБ или пересмотреть «майские указы» Путина. Но в целом альтернативные меры привлечения средств могут привести к более негативным последствиям, а НДС — наиболее нейтральный налог.
0
143 комментария
Написать комментарий...
Александра Корбут

А как жить тем, у кого маржинальность продукта 20-30%? В минус работать?

Ответить
Развернуть ветку
Ioanne

Ну ндс не только у вас вырастет, у конкурентов тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Корбут

Это абстрактно Я думаю о конечной стоимости продукта и о покупательской способности. Налоги растут, а зарплаты не растут :)

Ответить
Развернуть ветку
140 комментариев
Раскрывать всегда