{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Восемь советов предпринимателю в кризис

Бизнес России снова переживает кризис. Хорошая новость, он — далеко не первый в истории, и мы уже успели накопить определенный опыт. Рассказываем в статье, что делать предпринимателям прямо сейчас.

Всем привет! Мы делаем сервис управленческого учета и знаем, что считать деньги в кризис особенно важно. Что еще делать предпринимателю, чтобы помочь своему бизнесу пережить кризис?

Перестаньте паниковать

Самый страшный кризис — тот, что еще не закончился. Совсем недавно все писали статьи о том, как выжить компании в пандемию, и тогда казалось, что хуже быть не может. Сегодня пишем про кризис 2022 года, и ситуация вокруг еще тревожнее. Но на собственнике лежит ответственность за бизнес, поэтому включаем холодный расчет и начинаем действовать.

В любом кризисе для предпринимателя есть две стратегии — фокусироваться на минимизации расходов, сжиматься, сокращаться или искать новые целевые аудитории, делать новый продукт, усиливать рекламу и продажи.

Особенно талантливые умеют совмещать обе стратегии. Но любая из них требует крепкой команды. Сейчас все сильно устали от потрясений и неопределенности, поэтому ждут честного диалога и уверенности. Дать им эту уверенность — самая важная задача сейчас.

Предпринимателю нужно не выносить в команду свои внутренние сомнения, но уметь слушать коллег, выделять важное. А параллельно делать диагностику команды, чтобы поставить новые задачи самым сильным и устойчивым.

Есть, конечно, и третий путь — сворачивать и продавать бизнес, возможно, для кого-то он будет самым правильным

Светлана Раца, собственник «Центра аллергии и астмы Парацельс»

Оцените риск кассового разрыва

В первую очередь, все данные о будущих выплатах и поступлениях нужно внести в платежный календарь, в кризисные моменты он очень выручает. Платежный календарь показывает, сколько денег компания может получить и потратить. На основе этих данных можно прогнозировать кассовые разрывы — ситуации, когда нужно срочно заплатить, а денег на счете нет.

Если в платежном календаре видно, что скоро в кассе не хватит денег, нужно максимально приблизить поступления и отодвинуть выплаты. Например, попросить клиентов об оплате, хотя бы частичной, предупредить о возможном росте цен — вдруг они захотят закупиться впрок. Это позволит получить деньги прямо сейчас. Какие-то платежи можно перенести — договориться об отсрочке аренды или кредитных каникулах.

Просчитайте, как бизнес перенесет трудные времена

Посчитайте новую точку безубыточности — это объем продаж или производства, при котором расходы равны доходам. С учетом новых цен и условий поставки, она может измениться. Ответьте себе: насколько она достижима? Сколько компания сможет просуществовать при нулевой прибыли?

Для преодоления кризисной ситуации, прежде всего, нужно проанализировать расходы. От некоторых из них можно отказаться. Чтобы не отрезать лишнего, по каждому расходу нужно понять:

  • что бизнес получает за эти деньги?
  • что произойдет, если этого расхода не будет?

Например, компания производит одежду. Прекратить покупку тканей она не может — производство сразу остановится. А расходы на тимбилдинг можно убрать. Да, это повлияет на атмосферу в коллективе, зато поможет его сохранить.

Мои советы компании в кризис:

1. Оцените имеющиеся обязательства и ресурсы.

2. Избегайте информационного вакуума: общайтесь с партнерами, клиентами, сотрудниками. Честно сообщайте о рисках, обсуждайте возможности, выражайте поддержку.

3. Фокусируйтесь на поисках новых возможностей для последующего роста бизнеса.

4. Оставаться заметным в медийном пространстве и соцсетях в роли эксперта в своей отрасли

Мария Ханина, основатель коммуникационного агентства Event Point

Ведите финансовый учет

Да, мы опять о нем. Но если владелец не будет видеть реальной картины бизнеса, как он сможет им управлять? В стабильные времена ошибки могут сойти с рук, но во времена кризиса контроль необходим.

Что нужно мониторить в первую очередь:

  • остаток денег на банковских счетах и в кассах;
  • прибыль по всему бизнесу;
  • прибыль и рентабельность с разбивкой по проектам и направлениям;
  • долги — те, что должна компания, и те, что должны ей.

Если бизнес сочетает разные направления, одно из них может приносить доход, а другое генерировать убытки. В сумме компания приносит прибыль, но отказ от убыточного проекта позволит ее повысить.

Все постоянно меняется, никто не дает гарантий, но любой кризис закончится, а хорошая привычка останется. Конечно, вести учет в специальных сервисах проще, но даже таблица в Excel поможет прояснить ситуацию.

Переориентируйте рекламу

В этой сфере произошли глобальные изменения: в Google больше не работает контекстная реклама, как и таргетинг в популярных соцсетях. Трафик упал, а компании вынуждены мигрировать на новые площадки.

Большинство бизнесов перенесли коммуникации с клиентами в VK.

Хорошим каналом продаж может стать «Авито». Перебои с поставками заставляют предпринимателей искать новые пути покупки сырья и материалов.

Telegram не обладает широкими рекламными возможностями, но позволяет оперативно информировать клиентов о работе компании и формировать экспертность.

Поработайте с клиентами

Обновите прайсы и разошлите их клиентам, чтобы они могли планировать свою работу с новыми ценами. Позаботьтесь о клиентах: если есть возможность, отгрузите часть товара по старой (или переходной) цене, главное, не в долг: иначе заморозите и товар, и деньги.

Если спрос слабо чувствителен к цене, товар уникален, конкурентов мало, повысьте цену. Сейчас все дорожает, поэтому к небольшому повышению прайса клиенты готовы. В остальных случаях можно увеличить чек: продавать дополнительные или более дорогие услуги, разработать комплексные предложения. Повысить доходы можно, осваивая новые рынки сбыта. Из России ушло много компаний — это хорошая возможность для отечественных производств.

Постарайтесь взыскать долги. Да, у всех сложная ситуация, но почему бы не попробовать?

В кризис самое важное — очень быстро перестроиться. Занять свободные ниши, которые освободили западные компании, пересмотреть товарную линейку. Разработать новые скидки и бонусы для покупателей и четко просчитать новую логистику

Елена Аверичева, эксперт по антикризисному управлению

Наладьте работу с поставщиками

Большинство поставщиков, работающих с иностранными товарами, перешли на полную предоплату, иногда в день выставления счета.

Запросите актуальные прайсы, уточните, зависит ли стоимость товаров от курса, поставок из-за рубежа, есть ли запасы на складе. Исходя из этого можно понять — стоит ли закупаться впрок или можно продолжать работу в обычном режиме.

Когда поставщиков много, можно проанализировать их предложения и выбрать самое выгодное и удобное. Если выбор небольшой, приходится соглашаться на их условия.

Если поставщик заявил о перерыве в работе, сразу ищите нового. Перерывы иногда затягиваются, и ваш бизнес может от этого пострадать. Лучше купить сырье чуть хуже или чуть дороже, чем остановить производство.

Оптимизируйте работу сотрудников

Сокращение расходов часто затрагивает зарплатный фонд: уменьшаются премии, бонусы, порой для выживания бизнеса приходится сокращать персонал. Конечно, увольнение — это крайняя мера, но иногда без нее не обойтись.

Люди сейчас неохотно расстаются с деньгами. Многим продажникам потребуется больше сил и времени для заключения сделок. В других отделах интенсивность работы также возрастет. При этом у работодателя не будет возможности платить больше. Это может привести к напряженности в коллективе и конфликтам. Но к этому нужно быть готовыми — лучше потерпеть какое-то время, затянув пояса, чем лишиться работы.

Если дела в бизнесе идут хорошо, нанимайте квалифицированных специалистов. Сейчас многие ищут работу и готовы согласиться на меньшие деньги.

1. Концентрируйте усилия своих команд на том, что компания делает лучше всего.

2. Усиливайте команды, особое внимание уделяйте среднему звену.

3. Усиливайте корпоративную культуру. Одним из ее элементов является атмосфера в компании. В страхе творить невозможно. А без творчества выйти из кризиса победителем нельзя.

4. Планируйте тщательнее! Планирование необходимо для четкого представления цели, которую нужно достичь к определенному времени.

5. Настройте систему контроля. Необходимо определить точки контроля за решением поставленных задач и контролировать работу только в них.

6. Анализируйте! Анализ достигнутых результатов – обязательная функция управления. Причем, детальному анализу должны подлежать не только поражения, но и победы

Константин Цивин, бизнес-ментор

«Для большинства предпринимателей будут актуальны следующие меры:

1. Провести общее собрание компании на котором рассказать о будущем, как она будет перестраиваться, чтобы сохранить место на рынке.

2. Выполнить аудит рабочего дня сотрудников с помощью сервисов и приложений. Дать больший объем работы, если позволяет тайминг. Неэффективный персонал перевести на полставки, отправить в отпуск. В крайнем случае, сократить.

3. Выполнить аудит отдела продаж. Подтянуть бизнес-процессы с помощью прослушки звонков, отработки лидов, взаимодействия с другими отделами.

4. Больше встречаться с командой, чтобы лучше чувствовать настрой.

5. Мониторить рынок труда, на котором появилось много квалифицированных сотрудников»

Никита Овчинников, собственник агентства недвижимости «По адресу»

Сейчас трудно в это поверить, но пройдет какое-то время, наладятся новые логистические цепочки, какие-то бизнесы расцветут, а какие-то перестроятся. Кризисы всегда открывают новые возможности, главное — успокоиться и не бояться действовать, чтобы их увидеть.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Grigoriy Malyshev

а где совет "найдите нормальную работу"?

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Как найти работу "генеральному" в условиях кризиса, после того, как потерял бизнес? ))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Муталиб

Все хотят нормальную работу, а сами смогли бы её дать?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кобец

А почему это советы для кризиса?
Это надо делать постоянно.
Это рутинная каждодневная практика.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk

Так и есть
Но все равно больше половины собственников малого бизнеса стабильно и регулярно попадают в кассовые разрывы.
И финучет ограничен ведением ДДС в Excel, в лучшем случае

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кобец

Тогда им эти советы точно не помогут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Malyshev

И, кстати, на картинке с доминошками у вас ситуация бесперспективная совершенно

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Vasyuk

выход есть всегда)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Каренина

Лучший совет бизнесу в России - не ведите бизнес в России.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда