Мошенники украли 13,5 млрд рублей у клиентов банков в 2021 году — вернуть смогли только 6,8% этой суммы Статьи редакции

Это худший показатель минимум за два года.

  • В 2021 году мошенники совершили более 1 млн несанкционированных переводов с банковских карт и счетов и украли 13,5 млрд рублей. Из этих средств банки смогли вернуть пострадавшим только 6,8% — или 920,5 млн рублей. Об этом пишет РБК со ссылкой на обзор ЦБ.
  • В 2020 году банки вернули клиентам 11,3% от общей суммы украденных мошенниками денег — 1,1 млрд рублей. В 2019 году — 14,6%, или 935,9 млн рублей. До 2019 года регулятор эти данные не раскрывал.
  • В 2021 году количество и объём мошеннических переводов выросли на 33,8% и 38,8% соответственно год к году. Рост переводов без согласия клиентов ЦБ объясняет активным развитием платежных онлайн-сервисов и ростом объёма денежных переводов.
  • Доля мошеннических переводов в общем объеме операций по переводу денег в 2021 году составила 0,00130%. Это значение не превышает допустимую ЦБ долю мошеннических операций в 0,005%, но выше показателей 2020 и 2019 годов.
  • По данным регулятора, в основном мошенники используют методы социальной инженерии для хищений — когда человек добровольно под психологическим воздействием переводит деньги или раскрывает данные. Сценарии звонков почти не изменились: злоумышленники представляются «службой безопасности банка», «правоохранительными органами» или «ЦБ».
  • Основной объём денег был похищен у физлиц — 12,1 млрд рублей. Остальные 1,4 млрд рублей украли у компаний. Средняя сумма хищения, совершенного с социальной инженерией, у россиян составила 11,8 тысяч рублей, у юрлиц — 349,6 тысяч рублей (годом ранее — 11,4 тысяч и 347,8 тысяч).
0
64 комментария
Написать комментарий...
Alexandr Shkuriin

Ничего себе какие объёмы... после такой статистики совершенно не удивительно, почему так много звонков и тому подобное. Банку по сути все равно, клиент перевёл же деньги. Это уже скорее вопрос к органам правопорядка и тому подобное, кто якобы должен работать по факту случившегося преступления, а не бабок гонять с плакатами. Банк в свою очередь, везде публикует инфу о том, что данные карт не передавайте! Они не могут просто так списывать деньги, а то ЦБ не поймёт таких телодвижений и лицензия отлетит.

Банк может предотвратить ситуацию «до» и порой делают это очень оперативно ( в некоторых случаях). Звонят, спрашивают «вы совершали операцию?» говоришь нет. И они тебе рассказывают о том что в Ивановской области мошенники пытаются снять 50 тысяч рублей с вашей карты.
Говоришь что это не ты пытаешься снять деньги.
Они просят назвать все реквизиты карты и подтвердить смской тот факт, что эта сумма пытается уйти. Говоришь им номер из смс и 50 тысяч все равно снимают. Но банк же пытался, они хотели помочь. А вот уже дальнейшие вопросы непосредственно к работе органов.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Korzhanov

Может быть люди из органов правопорядка не спешат реагировать по другой причине? За оппозиционеров с плакатами, которые не особо скрываются и убегают, звёздочки дают, а за поимку мошенников? Не слышал ни об одном случае поимки мошенников среди пострадавших знакомых. Даже создаётся такое впечатление, что мошенники находятся под большей защитой, чем добропорядочные люди. Я бы даже осмелился предположить, что дементоры проникли в министерство магии...

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
fishka2502

Не всем банкам "всё равно". Мне Тинькофф заблокировал подозрительный перевод, заблокировал карту до того, как я вообще поняла, что что-то не так с этим переводом. Через 5 чекунд позвонил сотрудник банка, объяснил, что я - лох и предложил выбрать время приезда курьера с новой картой. На всё про всё 2 минуты, я даже испугаться не успела.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Оксана

Подождите, вы сейчас мошенническую схему рассказали с положительным для мошенников исходом и заявляете что это были сотрудники банка?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey QuQu

Зачастую пользователи сами виноваты, они самостоятельно принимают решение о переводе средств

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабешов

Откуда вы такие на сайт приходите? Прям правду матку зарезал.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Петров

Большинство телефонных мошенников - это украинские колл-центры. Их правительство буквально закрывало глаза на подобные обзвоны...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Shokhin

Мне с 24 февраля спам вообще несколько раз лишь звонил. А мошенники и вовсе перестали)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Lobanov

Видимо у того чьё имя нельзя называть тоже так свиснули деньги, ну он и решил забрать их обратно силой, потому что знает, что в полицию писать практически толку нет)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Missetskiy

А вы говорите стартап, стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

То есть, фактически, мошенники похищают средства банка, а в более 90% случаев по итогу расплачивается клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабешов

По данным регулятора, в основном мошенники используют методы социальной инженерии для хищений — когда человек добровольно под психологическим воздействием переводит деньги или раскрывает данные. Сценарии звонков почти не изменились: злоумышленники представляются «службой безопасности банка», «правоохранительными органами» или «ЦБ».

Ответить
Развернуть ветку
Александра Фуголь

Я так сама дала снять с карты 150 тыс в декабре, пока блокировала карты, сотрудники банка даже не потрудились сказать что в некоторых есть услуга быстрой отмены перевода. Прошло время и было уже поздно подавать такую заявку. В полицию не пошла, я в этом море миллиардов, которые даже не напрягаются вернуть наши доблестные помощники, просто потеряла бы свое время. Будьте бдительны)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
#msky

Скорее, юридически, В 11% случаев у банка, в остальных у людей методом социальной инденерии и банк не станет разбираться если ты на левом сайте пароли от карт для перевода использовал или надиктовал кому-то.
Хотя да, у банков есть инструментарий это прекратить, через компромиссы со скоростью перевода средств.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Когда банк косячит и клиент обогащается за счет его дыр в курсах - дело 5 минут забрать деньги и еще и штраф накинуть, а как у человека увели деньги социальной инженерией или недочетами в безопасности банка, так сам виноват.

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

ты реально не понимаешь как это устроено?
в случае, когда ты наебываешь банк — банк знает кто ты.
когда кто-то наебывает тебя, он обращается в банк под видом тебя, проходит идентификацию, которую ты успешно слил злоумышленникам, в течение нескольких минут эти деньги переводятся дальше на дропа или снимаются с карты другим дропом. каким образом по твоему банк должен вернуть деньги? взять их со счета другого клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кудин

Ищите кому это выгодно, видимо такие колл центры плодятся как кролики и кто то это все крышует

Ответить
Развернуть ветку
Alexey QuQu

Много колл-центров было вна Украине, и не особо активно с ними там боролись, потому что они в основном по России работали

Кстати сейчас колечество мошеннических звонков упало в разы

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Max Khokhlov

Задумаешься тут

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

не переживай, рано или поздно придут https://www.youtube.com/channel/UCZVBxF4meGPm05XQ4YKCx6w/videos

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Столетов

Инерция мышления, да уж где вам понять)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Соколов

Возможно, это как раз несколько примелькалось, что не воспринимается.

А мошенники очень качественно научились отрабатывать возражения по этому поводу. Первыми говорят: никому не называйте номера и пароли, мы вас сейчас на робота переключим, вот только ему можно.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

А когда некий онлайн сервис, которым уже не пользуешься, но он продолжает автоматом списать деньги с карты в пользу пролонгации своих услуг. Это считается мошенничеством? У меня так было, и банк максимум что смог сделать это написать тикет в службу безопасности и временно заблокировать карту. По сути ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Hallederiz

Банк не обязан решать ваши вопросики с контрагентом. Отписывайтесь от сервиса, фиксируйте факт отписки, обращайтесь с досудебной претензией на юр.адрес сервиса.
Уточните для себя суть абонентского договора. Не пользуюсь - не плачу, тут не работает.

Ответить
Развернуть ветку
Aram Mirzoyants

нет, это не мошенничество. то, что ты не пользуешься сервисом — не отменяет того факта, что ты его оплачиваешь. другой вопрос, что ты запросил отмену подписки, но деньги попрежнему списываются. но тут надо просто в саппорт сервиса написать

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Revenant

Когда сидельцы ФСИН в качестве сотрудников Сбербанка зарабатывают гораздо больше, чем ты на официальной работе, это говорит о многом.

Ответить
Развернуть ветку
S K

они не зарабатывают / они обманывают и паразитируют

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Максим Доника

эт как?

Ответить
Развернуть ветку
ROME

Ну это типо когда ты свободен, но не совсем, когда вроде можно высказаться, но лучше промолчать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Shkuriin

Добровольно это значит сидит дома, ему звонят. И начинают качать. По сути он может трубку положить и все. Там не говорят о том что ноги, руки отлетят, там говорят «мы вам поможем» все дела. И это все добровольно но используют психологические уловки. Пора привыкать к этому термину в России) у нас тут многое добровольно принудительно)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда