Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу Статьи редакции

Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.

  • Исследование «Стартап-барометр 2018» провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Они опросили 300 основателей российских стартапов в марте-апреле 2018 года. По оценке исследователей, это 10% от рынка России.
  • Среднестатистический основатель – москвич около 30 лет с высшим технологическим образованием (47% ответов респондентов), бизнес основал вместе с партнером (69%). Уже имел собственный бизнес (30%), сосредоточен на разработке продукта (33%).
  • Средний российский стартап существует три года и находится на стадии разработки продукта (49%). Основной продукт — финансовый b2b-сервис или маркетплейс, у которого, по мнению основателей нет аналогов в России (23%), а иногда даже в мире (27%). География сбыта — местный рынок (68%). Доходов пока нет у 30%, а если есть (23%) — то до 1 млн рублей в год, до 10 млн – у 19%. В команде не более 10 человек, сложнее всего проекту привлекать компетентных программистов (42%).
  • Внешние инвесторы есть только у 29% российских стартапов, 71% развиваются сами, говорится в исследовании. Для сравнения, в американских инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — почти все стартапы получают внешние инвестиции.
  • Предприниматели не привыкли работать с венчурным капиталом, практически все деньги на рынке можно назвать непрофильными, считает управляющий директор Gagarin Capital Николай Давыдов. Ситуация не изменится, пока в Россию не придут массово зарубежные инвесторы, считает он.
  • Около 70% опрошенных стартаперов получают 75-100% дохода на российском рынке. Это связано с тремя причинами, считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев: российские проекты могут быть привязаны к местным законам и экономике, а сами предприниматели не могут или не хотят двигаться на внешние рынки — либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.
  • 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. В России часто открывают компании из-за интересных идей и при этом мало серийных предпринимателей, которые уже имеют опыт продажи бизнеса и строят новый с этим же прицелом, говорит партнер EY Антон Устименко.
  • Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS-проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.
0
68 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

Тема очень интересная и обширная.
Если коротко.

1 - Почему на свои?
Потому что по факту в России инвестиции никто не даст.
Некоторые пробуют получить инвестиции заграницей, если получаются то там проект и остается и уходить из Российской юрисдикции.

2 - Почему развиваются локально?
а) многие не знают как выходить на иностранный рынок.
б) Те кто хочет работать с иностранным рынком регистрируют проект заграницей по
множеству причин и де-юре это уже не Российский стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

2.б "по множеству причин"
Причин целая масса
1 - Бизнес репутацией страны.
Если Ваш проект числить как сделано в США, Швейцарии, Великобритании и т.д., то у Вас буду хорошо покупать продукт, иначе можно терять от 30% до 70% клиентов.
2 - Наличие stripe, нормальных финансовых инструментов для ведения онлайн торговли, эквайринга и прочего.
3 - Регистрация проект заграницей дает гарантии, что его не отнимут...
... и еще 1001 причина.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
40 комментариев
Ренат Беков

Здравствуйте! У меня есть одна идея, она дествительно глобальная и очень дорогая для инвестирования. У нас за это никто не возьмется никогда. Как мне выйти на таких гигантов за границей, чтоб хотя бы озвучить идею, объяснить все достоинства и ответить на их вопросы в плане капитализации, а там пусть сам решают принимать участие или нет?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Dmitry Gurkov

Все гораздо прозаичнее. Просто в штатах отношения с инвестором выстраиваются в правовом поле, а мы на уровне малого и среднего бизнеса не далеко от девяностых ушли — попробуй не вернуть деньги инвестору.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Kiselev

Не надо обобщать, плиз. Наверное, где то и так есть - но лично я не встречался с такими подходами. Неадекватных людей довольно просто "на берегу" увидеть и не связываться с ними. Думаю, и "у них" такие типы встречаются

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yusupov

Мне кажется, что российские стартапы развиваются на свои деньги не только из-за нехватки инвесторов или неразвитости культуры инвестирования. В России все-таки пока ещё можно начать какой-то стартап на относительно скромные деньги: в разы меньший уровень оплаты труда, небольшие налоги на начальном уровне, относительно низкие арендные ставки и тд. При прочих равных условиях, уровень входа будет ощутимо ниже, чем в развитых странах.

Для примера могу привести наш стартап Elfsight – https://elfsight.com/ – будучи очень маленькой региональной студией по разработке сайтов выпустили первый скромный плагин для сайтов в 2016 году, вложив свои компетенции и совсем скромные деньги. По прошествии нескольких месяцев создали ещё один и поняли, что разработка сайтов нас больше не интересует. Потом был полицейский разворот от одной модели бизнеса к другой, и теперь у нас есть десяток плагинов, мы представлены на всех основных платформах сайтов и у нас есть собственный сервис по дистрибьюции наших решений – Elfsight Apps.

Все это стало возможным в том числе благодаря низким затратам в начале пути.
На текущий момент нам до сих пор не нужны деньги и мы развиваемся только на свои. Единственное, что нам нужно – это некоторые компетенции и мы постоянно ищем профессионалов в нашу команду для развития проекта. Вот только ради этого можно было бы рассматривать инвестора.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Вот же ж жуки — вы русские?!

Спасибо за инстаграм-фид под вп :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mike Espoo

Это одно конкурентных преимуществ нашей локации.
Низко-оплачиваемая(по сравнению с западом) талантливая it рабочая сила.
Больше выезжать не на чем, поэтому этот пункт надо использовать по максимуму.
Но воспользоваться этим правильно можно только при работе с иностранным рынком.

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

у вас не венчурный стартап
он рисковый, но не денежный

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Андреев

А вы посмотрите где в этих комментариях хоть один инвестор. Хоть бы кто написал: ищу стартапы, ваши проекты шлите сюда.
Но их тут нет. Они даже не читают этот сайт, тут все бизнесмены, но не инвесторы.
В России просто не такие деньги. Не инвестиционные. Те у кого много денег их предпочитают не показывать сами понимаете почему, а те у кого хватило бы на инвестиции предпочитают их прижать к себе и не отпускать, потому что понимают как это рискованно - вкладывать в стартап, потому что сами прошли через тягостное их зарабатывание. Легко отдать только деньги, заработанные также легко.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Ну вот согласен! Достаточно зайти на Boomstarter и посмотреть, что там происходит. Тишь да гладь, ау, инвесторы...)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Гасилин

В России инвестируют в готовый продукт, который показал свою состоятельность либо по знакомству.
Никто в России ее будет инвестировать в идею.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Да и в Штатах никто не горит в идею вкладываться, только если у вас в команде нет VP из Google. MVP и первые клиенты, а лучше уверенный рост серьёзно повышают шансы на привлечение инвестиий на хороших условиях.

Хорошее видео на тему — https://www.youtube.com/watch?v=SyF0K5JSc_U

Ответить
Развернуть ветку
Anton

почему РФ постоянно пытаются сравнить со Штатами. Ни по одному из критериев экономических она не может даже рядом стоять со Штатами, да и вообще на такое способны мало кто в мире. Логичнее РФ сравнивать с Канадой там или Австралией

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

No. У нас ОЧЕНЬ много отраслей в экономике, мы находимся в интересном положении: с одной стороны, по диверсификации компетенций и технологий - поближе к развитым, с другой стороны по уровню развития этих технологий и экономики в целом - к развивающимся. Наследие советской системы, отсутствие капитала, отсутствие традиций и тп.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitriy Babkin

Просто в РФ не настолько сильно развиты инвестиции и поддержка стартапов как в США. Поэтому, зачастую российские стартапы часто ищут инвесторов зарубежом, с последующим выходом на этот рынок и уже стартап перестает быть российским.
А наших ребят зарубежом, за рулём у стартапов уж очень как много.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Zakharov

А можно пример? Хочется почитать про таких ребят и то, как они вышли на западные или восточные рынки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

https://vc.ru/40799-issledovanie-ctartapy-v-ssha-proigryvayut-korporaciyam-v-borbe-za-rynok-i-potencialnyh-rabotnikov
Просто чтобы комментаторы понимали, что не все коту масленица.

А так, ну чего причины то искать.
Тут денег меньше + установка на "какие у вас риски" выше. В сумме выходит то, что выходит.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sergeevich

На самом деле деньги и инвестиции у нас есть, но весь процесс выстроен исключительно на личных и родственных связях. Людей и компаний с деньгами много, им выгодно их инвестировать, но из-за особенностей менталитета они доверяют только друзьям/знакомым/родственникам.

Например, на примерах, которые я видел, проще всего получить инвестиции на открытие бара и ресторана. Потому что люди с капиталом едят, пьют и тусуются, в процессе знакомятся с владельцами и персоналам, бизнес им очевидно близок, люди знакомы и деньги выдаются достаточно быстро.

В музыкальной тусовке тоже можно найти деньги, на организации крупных концертов, открытие новых площадок, и т.д. будучи ее участником. Т.к.опять же все друг друга знают и люди с деньгами охотнее вкладываются в развлечения, потому что просто, понятно, понтово, и самим пользоваться можно.

И, опять же, видя все эти инвестиции могу субъективно заявить, что основной капитал сосредточен в руках компаний или лиц так или иначе работающих с бюджетными деньгами и с соотвествующим менталитетом.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Sokolov

...у меня есть трекшен, клиенты, продажи...вот когда 100К в месяц будет оборот, давайте вернемся к разговору. Это из моего опыта общения.

Ответить
Развернуть ветку
Stan Podolski

--- Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.

Чиста для информации. Сид от инвесторов получают примерно 3-5% стартапов. То есть привлекать то они может и привлекают.

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда