Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу Статьи редакции
Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.
- Исследование «Стартап-барометр 2018» провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Они опросили 300 основателей российских стартапов в марте-апреле 2018 года. По оценке исследователей, это 10% от рынка России.
- Среднестатистический основатель – москвич около 30 лет с высшим технологическим образованием (47% ответов респондентов), бизнес основал вместе с партнером (69%). Уже имел собственный бизнес (30%), сосредоточен на разработке продукта (33%).
- Средний российский стартап существует три года и находится на стадии разработки продукта (49%). Основной продукт — финансовый b2b-сервис или маркетплейс, у которого, по мнению основателей нет аналогов в России (23%), а иногда даже в мире (27%). География сбыта — местный рынок (68%). Доходов пока нет у 30%, а если есть (23%) — то до 1 млн рублей в год, до 10 млн – у 19%. В команде не более 10 человек, сложнее всего проекту привлекать компетентных программистов (42%).
- Внешние инвесторы есть только у 29% российских стартапов, 71% развиваются сами, говорится в исследовании. Для сравнения, в американских инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — почти все стартапы получают внешние инвестиции.
- Предприниматели не привыкли работать с венчурным капиталом, практически все деньги на рынке можно назвать непрофильными, считает управляющий директор Gagarin Capital Николай Давыдов. Ситуация не изменится, пока в Россию не придут массово зарубежные инвесторы, считает он.
- Около 70% опрошенных стартаперов получают 75-100% дохода на российском рынке. Это связано с тремя причинами, считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев: российские проекты могут быть привязаны к местным законам и экономике, а сами предприниматели не могут или не хотят двигаться на внешние рынки — либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.
- 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. В России часто открывают компании из-за интересных идей и при этом мало серийных предпринимателей, которые уже имеют опыт продажи бизнеса и строят новый с этим же прицелом, говорит партнер EY Антон Устименко.
- Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS-проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.
0
показов
9.2K
открытий
Мне кажется, что российские стартапы развиваются на свои деньги не только из-за нехватки инвесторов или неразвитости культуры инвестирования. В России все-таки пока ещё можно начать какой-то стартап на относительно скромные деньги: в разы меньший уровень оплаты труда, небольшие налоги на начальном уровне, относительно низкие арендные ставки и тд. При прочих равных условиях, уровень входа будет ощутимо ниже, чем в развитых странах.
Для примера могу привести наш стартап Elfsight – https://elfsight.com/ – будучи очень маленькой региональной студией по разработке сайтов выпустили первый скромный плагин для сайтов в 2016 году, вложив свои компетенции и совсем скромные деньги. По прошествии нескольких месяцев создали ещё один и поняли, что разработка сайтов нас больше не интересует. Потом был полицейский разворот от одной модели бизнеса к другой, и теперь у нас есть десяток плагинов, мы представлены на всех основных платформах сайтов и у нас есть собственный сервис по дистрибьюции наших решений – Elfsight Apps.
Все это стало возможным в том числе благодаря низким затратам в начале пути.
На текущий момент нам до сих пор не нужны деньги и мы развиваемся только на свои. Единственное, что нам нужно – это некоторые компетенции и мы постоянно ищем профессионалов в нашу команду для развития проекта. Вот только ради этого можно было бы рассматривать инвестора.
Вот же ж жуки — вы русские?!
Спасибо за инстаграм-фид под вп :)
Да, мы - русские, но просто особо не выпячиваем это. Хотя несмотря на англоязычный интерфейс и отсутствие какого-либо продвижения в рунете, у нас около 5% выручки идет из России. Наверное, надо начинать переводить наши решения на другие языки)
Да не за что! Всегда рады создать что-нибудь полезное для сайтов и их владельцев =)
И, кстати говоря, раз уж здесь встречаются наши пользователи - рады будем предложить купон на 50% вечную скидку на любой из наших виджетов из каталога apps.elfsight.com для аудитории vc =))) Если кому-то потребуется - обращайтесь в личку на fb.