Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу Статьи редакции

Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.

  • Исследование «Стартап-барометр 2018» провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Они опросили 300 основателей российских стартапов в марте-апреле 2018 года. По оценке исследователей, это 10% от рынка России.
  • Среднестатистический основатель – москвич около 30 лет с высшим технологическим образованием (47% ответов респондентов), бизнес основал вместе с партнером (69%). Уже имел собственный бизнес (30%), сосредоточен на разработке продукта (33%).
  • Средний российский стартап существует три года и находится на стадии разработки продукта (49%). Основной продукт — финансовый b2b-сервис или маркетплейс, у которого, по мнению основателей нет аналогов в России (23%), а иногда даже в мире (27%). География сбыта — местный рынок (68%). Доходов пока нет у 30%, а если есть (23%) — то до 1 млн рублей в год, до 10 млн – у 19%. В команде не более 10 человек, сложнее всего проекту привлекать компетентных программистов (42%).
  • Внешние инвесторы есть только у 29% российских стартапов, 71% развиваются сами, говорится в исследовании. Для сравнения, в американских инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — почти все стартапы получают внешние инвестиции.
  • Предприниматели не привыкли работать с венчурным капиталом, практически все деньги на рынке можно назвать непрофильными, считает управляющий директор Gagarin Capital Николай Давыдов. Ситуация не изменится, пока в Россию не придут массово зарубежные инвесторы, считает он.
  • Около 70% опрошенных стартаперов получают 75-100% дохода на российском рынке. Это связано с тремя причинами, считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев: российские проекты могут быть привязаны к местным законам и экономике, а сами предприниматели не могут или не хотят двигаться на внешние рынки — либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.
  • 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. В России часто открывают компании из-за интересных идей и при этом мало серийных предпринимателей, которые уже имеют опыт продажи бизнеса и строят новый с этим же прицелом, говорит партнер EY Антон Устименко.
  • Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS-проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.
0
68 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

Тема очень интересная и обширная.
Если коротко.

1 - Почему на свои?
Потому что по факту в России инвестиции никто не даст.
Некоторые пробуют получить инвестиции заграницей, если получаются то там проект и остается и уходить из Российской юрисдикции.

2 - Почему развиваются локально?
а) многие не знают как выходить на иностранный рынок.
б) Те кто хочет работать с иностранным рынком регистрируют проект заграницей по
множеству причин и де-юре это уже не Российский стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Можно подробней про "полно людей у кого есть деньги в Ярославле"?

"Проблема в том, что 99.9% стартаперов – обожратые смузи инфанты в подгузниках"
Вот это как раз и есть полная ерунда.
Мне уже надоело слушать, что стартапер - это сосунок, который попивает смузи на курорте и ковыряюсь в носу мечтает о миллиардах. Я ни разу таких не встречал, возможно я просто с нормальными людьми общаюсь.

"беспроцентно получить до 10 млн рублей без каких либо гарантий. "
А какие нужны гарантии? Заложить квартиру?
Понимаете, чтобы получить продукт нужны бабки и много времени.
Если человек давно работают и желательно на хорошем окладе, то
приходит время он рискует, продает свою бэху за 1.5 млн получает MVP и дальше в полной заднице пытается выплыть дальше.
Вот Вам пример офигенного проекта по этому сценарию: http://tabulasense.ru

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

А чего добились Вы?

Можно пример, как имея на руках одну машину в России человек смог сделать проект?

Tabula Sense - это офигенный проект для нашего рынка, представьте себе.
А Вы попробуйте сделать проект по разработке умных столов.
Тут Вам не Калифорния...

Мужик в России смог раскрутиться только за счет денег от своей машины.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

Уже взлетело.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Sergeev

Взлетело можно говорить, когда есть реальный экспоненциальный рост. В таких моделях бизнеса как Табуласенс его нет, потому что есть экспертиза, качество и производственные косты, которые напрочь отменяют возможность масштабирования. Средний чек также зауживает сегмент покупателей. То есть и рынка для масштабирования нет. Так что не взлетело и не взлетит. В лучшем случае займут свою нишу, и если смогут там удержаться, то молодцы.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Т.е. продажи по всей стране, заказы на несколько месяцев вперед - это называется не взлетело?

А чего добились Вы?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Sergeev

Я выше написал, что значит "взлетело". Перечитайте пожалуйста. Экспоненциальный рост подразумевает возрастание величины оборота или дохода, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины. Это возможно когда у вас COGS и CAC остаются либо постоянными при росте бизнеса, либо CAC вообще уменьшается. Тогда у вас бизнес масштабируется на весь рынок. При этом ещё и рынок должен иметь достаточное количество потребителей с нужным LTV. В приведённой у Табуласенса модели ничего этого нет. Такая мебел - очень узкий рынок клиентов. Кроме того, повторная покупка в обозримом будущем не наблюдается, иак что она скорее всего одноразовая. Это скорее всего макрочек и нет абонетской модели. Так что рынок скоро закончится и продажи встанут. А мериться "кто-чего-добился" это оффтопик и точно не ко мне.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Ok, приведите мне пример проекта в России, когда человек смог имея на руках 1.5 млн своих денег сделать крутой проект.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Sergeev

Крутой это какой? Я заметил, что у нас с вами тезаурус не совпадает. Для меня крутой проект - это масштабирование на глобальном рынке. А для вас?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Я понял о чем Вы.
Мы о разных вещах спорим.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Sergeev

Видимо под одними и теми же словами мы представляем разные образы. =)

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда