Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу Статьи редакции

Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.

  • Исследование «Стартап-барометр 2018» провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Они опросили 300 основателей российских стартапов в марте-апреле 2018 года. По оценке исследователей, это 10% от рынка России.
  • Среднестатистический основатель – москвич около 30 лет с высшим технологическим образованием (47% ответов респондентов), бизнес основал вместе с партнером (69%). Уже имел собственный бизнес (30%), сосредоточен на разработке продукта (33%).
  • Средний российский стартап существует три года и находится на стадии разработки продукта (49%). Основной продукт — финансовый b2b-сервис или маркетплейс, у которого, по мнению основателей нет аналогов в России (23%), а иногда даже в мире (27%). География сбыта — местный рынок (68%). Доходов пока нет у 30%, а если есть (23%) — то до 1 млн рублей в год, до 10 млн – у 19%. В команде не более 10 человек, сложнее всего проекту привлекать компетентных программистов (42%).
  • Внешние инвесторы есть только у 29% российских стартапов, 71% развиваются сами, говорится в исследовании. Для сравнения, в американских инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — почти все стартапы получают внешние инвестиции.
  • Предприниматели не привыкли работать с венчурным капиталом, практически все деньги на рынке можно назвать непрофильными, считает управляющий директор Gagarin Capital Николай Давыдов. Ситуация не изменится, пока в Россию не придут массово зарубежные инвесторы, считает он.
  • Около 70% опрошенных стартаперов получают 75-100% дохода на российском рынке. Это связано с тремя причинами, считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев: российские проекты могут быть привязаны к местным законам и экономике, а сами предприниматели не могут или не хотят двигаться на внешние рынки — либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.
  • 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. В России часто открывают компании из-за интересных идей и при этом мало серийных предпринимателей, которые уже имеют опыт продажи бизнеса и строят новый с этим же прицелом, говорит партнер EY Антон Устименко.
  • Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS-проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.
0
68 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

Тема очень интересная и обширная.
Если коротко.

1 - Почему на свои?
Потому что по факту в России инвестиции никто не даст.
Некоторые пробуют получить инвестиции заграницей, если получаются то там проект и остается и уходить из Российской юрисдикции.

2 - Почему развиваются локально?
а) многие не знают как выходить на иностранный рынок.
б) Те кто хочет работать с иностранным рынком регистрируют проект заграницей по
множеству причин и де-юре это уже не Российский стартап.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Не знаю, как в Ярославле, но в СПб и Москве встречал инвесторов двух типов:
1. Инвестор-кредитор. Считает, что он инвестор, а по факту договоренностей предлагает кредитное финансирование, при этом просит от 51% в компании и вмешивается во все процессы.
2. Инвестор-«всепропальщик». Надувает щёки, собирает от стартаперов кучу информации, жёстко критикует. Денег не даёт, объясняя: «Не хочу рисковать совсем, дайте 100% гарантии, что вложенные деньги вернутся». В итоге, наслушавшись идей, среди которых безусловно есть и стоящие, открывает свой собственный бизнес без твоего участия, но с твоими выкладками и цифрами.
Наверное, мне не везло, но правильных авантюристов в хорошем смысле этого слова не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Федор Задков

Я считаю да, особенно позиционировпнип основной посыл и т.д. это не чертежи но у кого голова есть и деньги, собрать команду под идею имея деньги не проблема, если речь про небольшие стартапы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

Если ваше преимущество только в наличии идеи, то нет смысла инвестировать. Идею сможет повторить не только инвестор , но и любой другой человек на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Sultanov

Максим, ну зачем Вы ломаете воздушные замки людей жестокой правдой

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда