Исследование: большинство российских стартапов развиваются на свои деньги и не выходят за границу Статьи редакции

Это не похоже на США, где стартапы активно привлекают внешние инвестиции.

  • Исследование «Стартап-барометр 2018» провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Они опросили 300 основателей российских стартапов в марте-апреле 2018 года. По оценке исследователей, это 10% от рынка России.
  • Среднестатистический основатель – москвич около 30 лет с высшим технологическим образованием (47% ответов респондентов), бизнес основал вместе с партнером (69%). Уже имел собственный бизнес (30%), сосредоточен на разработке продукта (33%).
  • Средний российский стартап существует три года и находится на стадии разработки продукта (49%). Основной продукт — финансовый b2b-сервис или маркетплейс, у которого, по мнению основателей нет аналогов в России (23%), а иногда даже в мире (27%). География сбыта — местный рынок (68%). Доходов пока нет у 30%, а если есть (23%) — то до 1 млн рублей в год, до 10 млн – у 19%. В команде не более 10 человек, сложнее всего проекту привлекать компетентных программистов (42%).
  • Внешние инвесторы есть только у 29% российских стартапов, 71% развиваются сами, говорится в исследовании. Для сравнения, в американских инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — почти все стартапы получают внешние инвестиции.
  • Предприниматели не привыкли работать с венчурным капиталом, практически все деньги на рынке можно назвать непрофильными, считает управляющий директор Gagarin Capital Николай Давыдов. Ситуация не изменится, пока в Россию не придут массово зарубежные инвесторы, считает он.
  • Около 70% опрошенных стартаперов получают 75-100% дохода на российском рынке. Это связано с тремя причинами, считает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев: российские проекты могут быть привязаны к местным законам и экономике, а сами предприниматели не могут или не хотят двигаться на внешние рынки — либо из-за незнания языка и низкой мобильности, либо из-за невысоких амбиций.
  • 64% российских стартаперов имеют негативный опыт, связанный с провалом проекта или закрытием бизнеса. В России часто открывают компании из-за интересных идей и при этом мало серийных предпринимателей, которые уже имеют опыт продажи бизнеса и строят новый с этим же прицелом, говорит партнер EY Антон Устименко.
  • Российские предприниматели предпочитают создавать маркетплейсы, а также финтех- и SaaS-проекты. В последних двух заинтересованы и инвесторы. Также инвесторы интересуются искусственным интеллектом, машинным обучением и блокчейном, но этими направлениями занимаются не больше 1-2% стартаперов.
0
68 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Yusupov

Мне кажется, что российские стартапы развиваются на свои деньги не только из-за нехватки инвесторов или неразвитости культуры инвестирования. В России все-таки пока ещё можно начать какой-то стартап на относительно скромные деньги: в разы меньший уровень оплаты труда, небольшие налоги на начальном уровне, относительно низкие арендные ставки и тд. При прочих равных условиях, уровень входа будет ощутимо ниже, чем в развитых странах.

Для примера могу привести наш стартап Elfsight – https://elfsight.com/ – будучи очень маленькой региональной студией по разработке сайтов выпустили первый скромный плагин для сайтов в 2016 году, вложив свои компетенции и совсем скромные деньги. По прошествии нескольких месяцев создали ещё один и поняли, что разработка сайтов нас больше не интересует. Потом был полицейский разворот от одной модели бизнеса к другой, и теперь у нас есть десяток плагинов, мы представлены на всех основных платформах сайтов и у нас есть собственный сервис по дистрибьюции наших решений – Elfsight Apps.

Все это стало возможным в том числе благодаря низким затратам в начале пути.
На текущий момент нам до сих пор не нужны деньги и мы развиваемся только на свои. Единственное, что нам нужно – это некоторые компетенции и мы постоянно ищем профессионалов в нашу команду для развития проекта. Вот только ради этого можно было бы рассматривать инвестора.

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

у вас не венчурный стартап
он рисковый, но не денежный

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Yusupov

Максим, венчурность стартапа Elfsight Apps можно обсуждать бесконечно. От того, что в статье нет ни одного упоминания "венчурный стартап" до того, что наш стартап может быть действительно венчурным по вашей классификации, т.е. денежным. Все зависит от стратегии. Хотя мы не особо ориентируемся на мега венчурность, т.к. для этого тогда и надо привлекать инвестиции.

Может быть в этом и кроется ответ на вопрос, почему российские стартапы развиваются на свои деньги - потому что они, как правило, не венчурные, не создают новых миллиардных ниш и не требуют таких высоких капиталовложений.

Ответить
Развернуть ветку
Злобный инвестор

причина и следствие поменялись местами
он не венчурный, поэтому денег не дадут

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда