{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Единороги или зебры: экзотическая фауна мира стартапов

Всего лишь 1% стартапов становится единорогами, но 100% из них стремятся к получению статуса единорога. Кто такие единороги и какие еще животные, мифические или реальные, встречаются в мире стартапов?

В мире стартапов единороги – это компании, чья капитализация в короткие сроки достигла или превысила $1 млрд. Целью такого стартапа является быстрый рост и доминирующее положение на рынке - именно эти характеристики привлекают венчурных инвесторов.

Венчурные инвестиции отличаются высокими рисками, часто около 90% таких инвестиций не приносят значительной прибыли. Поэтому венчурные капиталисты желают инвестировать только в стартапы, которые потенциально могут обеспечить чрезвычайно высокую отдачу от инвестиций, подталкивая их к экспоненциальному росту любой ценой. Все остальное не имеет значения. В таком случае кривая дохода имеет вид «хоккейной клюшки»: короткая плоская кривая, за которой следует длинная крутая кривая, демонстрирующая рост доходов стартапов-единорогов.

Сравнение молодых успешных стартапов с мифическим существом подчеркивает их уникальность. Этот термин впервые был введен в оборот в середине 2010-х гг., когда «единороги» действительно были редкостью: во всём мире их насчитывалось не более полусотни. На тот момент только 0,07% стартапов с венчурным финансированием сумели достичь такого уровня капитализации ($1 млрд.) меньше, чем за десять лет. Вот некоторые примеры самых известных «единорогов»: Airbnb, Uber, Dropbox, Facebook, LinkedIn и др.

Сейчас в мире насчитывается более 800 стартапов-единорогов. По последним данным в пятерку лидеров входят:

  • Китайская интернет-компания ByteDance, владеющая видеосообществом TikTok и новостным агрегатором Douyin. Компания основана интернет-предпринимателем Чжан Имином в 2012 году.
  • Американская компания SpaceX – производитель космической техники, основанная Илоном Маском в 2002 г.;
  • Интернет- магазин SHEIN, китайский ритейлер Криса Сюя, которому удалось в некоторых странах обогнать своих конкурентов на Mass Market (в частности, H&M и Zara)
  • Американский Fintech-стартап Stripe - производитель программного обеспечения для обработки платежей, созданный в 2010 году. В числе ее клиентов - Google, Amazon, Lyft и Zoom.
  • Шведская Fintech-компания Klarna – самая дорогая Fintech-компания в Европе, основанная в 2005 году Себастьяном Семятковским и Никласом Адальбертом. Сервис позволяет оплачивать покупки в магазинах-партнерах в рассрочку.

Но современные стартапы могут быть не только единорогами. Среди них встречаются и зебры, газели, скарабеи и другие представители животного мира. Разберемся в их особенностях.

Следующий вид стартапа – зебры. Из очевидного: зебры реальнее единорогов, а их окрас символизирует получение прибыли (черный цвет) и улучшение благосостояния общества (белый цвет). Они не жертвуют одним ради другого.

Если основной целью единорога является рост любой ценой, то у зебр – максимизация социальной и экономической выгоды. Фокусируется зебра на устойчивом росте, сохраняя при этом свою конкурентность.

Еще одним видом стартапов являются газели. Слово «газель» использовалось в описании компании задолго до термина «единорог». Основными характеристиками газели являются доход свыше $100 000, темпы роста продаж составляют 20% в течение четырех и более лет. Газель стала обозначать любую быстрорастущую компанию. К примеру, Facebook и Amazon изначально считались газелями.

Ну и личный фаворит, стартап-скарабей, который толкает огромный комок навоза. Этому насекомому удалось убедить жителей Древнего Египта в том, что комок символизирует солнце, а сам жук катит по небу солнце. Скарабеев почитали и восхваляли. Ровно, как и стартапы, которым удается обманным путем выманить у инвесторов деньги, позиционируя себя прорывными.

Мир стартапов многообразен, среди них встречаются медведи, тараканы, фениксы, комары, ослы, верблюды и другие представители богатой фауны.

Истории некоторых успешных и провальных стартапов были экранизированы. А в конце тебя ждет мини тест =)

1. Мини-сериал «Не сработало» («WeCrashed»), 2022 г.

Стартап: сеть коворкингов WeWork

Основатель: Адам Ньюман

Год основания: 2008 год

Мини-сериал «Не сработало»

2. Сериал «На взводе: Битва за Uber» («Super Pumped: The Battle for Uber»)

Стартап: такси-сервис Uber

Основатель: Гаррет Комп и Трэвис Каланик

Год основания: 2009 год

3. Мини-сериал «Выбывшая» («The Drop out»), 2022 г.

Стартап: Theranos, компания, занимающаяся прорывными технологиями в области здравоохранения (по крайней мере, так она себя позиционировала)

Основатель: Элизабет Холмс

Год основания: 2003 год

К какому виду стартапов отнесете стартап Theranos?
Единорог
Зебра
Скарабей
Газель
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Ханифа Тыркба
Экономический факультет РУДН
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда